Тип урока: формирования новых знаний.
Форма организации деятельности учащихся – индивидуальная и групповая.
Класс – 10 / 11 класс.
Предмет – общая биология.
Целеполагание в когнитивной области:
Цель курса: включение в экологический императив.
Цель для учителя: раскрыть трофическую структуру сообщества.
Цель для ученика: изучить трофическую структуру сообщества.
Задачи для учителя:
- Сформировать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
- Разобрать показатели трофической структуры;
- Объяснить особенности экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
- Научить объяснять трофические связи между организмами;
- Научить составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
- Объяснить значение правила десяти процентов;
- Продемонстрировать отрывок видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и смерть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др., выделить основную мысль содержания видеофильма и передающийся смысл текста, а так же подчеркнуть конкретные детали видеоряда фильма.
- Научить схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).
Задачи для ученика:
- Знать экологические понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «пищевая сеть», «трофический уровень»;
- Знать показатели трофической структуры;
- Уметь разбираться в особенностях экологических пирамид чисел, биомассы и энергии;
- Уметь составлять пищевые цепи и пищевые сети экосистем;
- Понимать правила десяти процентов;
- Просмотреть отрывок «Крылья над Серенгети/жизнь и смерть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества относящегося к данной теме с целью – научить понимать значение видеоинформации как источника знаний и углубления полученных знаний биологических, экологических, географических и др.
- Научиться схематизировать и уметь анализировать данный материал темы урока (работа с текстом, с таблицами, рисунками, просмотр отрывка видеофильма и т. п.).
Целеполагание в аффективной области:
Цель темы: осознание экологического взаимодействия.
План работы учителя перед просмотром учащимися отрывка из видеофильма «Крылья над Серенгети/жизнь и смерть на африканских равнинах» из видеорядов Национального географического общества:
- Показать местонахождение событий из видеофильма на Физической карте мира;
- Сообщить сколько занимает времени просмотр видеофильма;
- Обозначить задание к отрывку из видеофильма в виде вопросов (задание осуществляется во время просмотра фильма);
- Подготовка к восприятию новой информации: обозначить цель просмотра, дать образное описание фильма (краткое) и перейти к трансляции отрывка.
Пояснительная записка:
Отрывок видеофильма демонстрируется после
объяснения учителем нового материала темы урока.
До его демонстрации обязательно предварительное
пояснение, во время которого преподаватель
говорит о содержании фильма и обращает внимание
на то, что следует заметить в нем. Комментарии
необходимы и по ходу фильма. После завершения
демонстрации требуется краткое заключение и
подведение итогов (обсуждение или дискуссия по
вопросам – заданиям в заключительном этапе
тестирования). Только в результате такой работы
видеоинформация будет содействовать
формированию экологических понятий.
Продолжительность фрагментов составляет:
- 8 мин. 42 с. (счетчик на дисплее – с 18’ 00” по 26’ 42”);
- 3 мин. 52 с. (счетчик на дисплее – с 38’ 18” по 42’ 10”).
Основное содержание отрывка видеофильма:
Это великолепная снятая сага повествует о
трофической структуре экосистемы
Серенгети. Главным образом о категориях
трофической структуры (продуцентах, консументах,
редуцентах (деструкторах). Действие происходит в
Африке на равнине Серенгети. Каждое живое
существо занимает свое место в природном
калейдоскопе. Выделены представители
трофической сети равнины, без труда
устанавливаются фрагменты пищевых цепей
животных Серенгети.
Особое внимание уделяется пожирателям падали –
деструкторам (разлагателям), если бы не эти
санитары дикой природы, джунгли и равнины уже
давно превратились бы в одно гигантское
кладбище, т. е. показана экологическая роль
деструкторов в существовании будущего корма
животным и соответственно целостности пищевой
цепочки.
Продемонстрирована необходимость всего живого
от жизненного элемента – воды – важнейшего
вещества в составе всех живых организмов на
планете.
Показаны межвидовые и внутривидовые
взаимоотношения животных.
Тестирование учащихся во время урока (Приложение 1).
Работа учащихся в тетради:
Трофическая структура – совокупность
устойчивых пищевых связей видов, образующих
природное сообщество.
Показатели трофической структуры: состав
трофической сети, число трофических уровней,
соотношение продуцентов и консументов
(первичных, вторичных, третичных и др.).
Пищевая цепь – ряд живых организмов, в котором
одни организмы поедают предшественников по цепи
и в свою очередь оказываются съеденными теми, кто
следует за ними (передача энергии от одного звена
к последующему).
Примеры пищевых цепей (по которым происходит
поток веществ и энергии):
- брусника ––> мышь лесная ––> уж ––> лисица ––> рысь ––> волк;
- зоопланктон ––> мотыль ––> хищная личинка ––> плотва ––> щука ––> человек;
- зеленое растение ––> лось ––> волк ––> редуценты;
- трава ––> кролик ––> лисица;
- листовой опад ––> дождевой червь ––> землеройка.
Трофические уровни (Приложение 2).
Трофический уровень – совокупность
организмов, объединяемых типом питания.
«Правило десяти процентов»: при переходе с
одного уровня на другой передается
приблизительно 10 % энергии (от 5 до 19 %).
Термины для записи в словарь: трофическая
структура, трофический уровень, пищевая цепь,
пищевая сеть, правило 10 %, продуценты, консументы,
редуценты (деструкторы).
Дополнительный материал по теме (Приложение
4).
Лист коррекционной работы
Углубленный вариант:
- Более подробно рассмотреть тип пищевых цепей (выделить категории): одни начинаются живыми растениями, которыми питаются травоядные животные; другие – неживыми и более или менее разложившимися веществами растительного или животного происхождения, потребляемые детритоядными формами (пастбищные и детритные пищевые цепи).
- Определение пищевых рационов (непосредственное наблюдение и анализ содержимого желудков).
- Продуктивность сообществ (воспроизводство, скорость продуцирования биомассы): общая продуктивность (живое+погибшее); чистая продукция (фактическая скорость наращивания; первичная продукция (скорость образования биомассы первичными продуцентами); вториная продукция (скорость продуцирования биомассы гетеротрофами).
- Более подробно рассмотреть пирамиду чисел (прямая и перевернутая), автором которой является Элтон.
- Живые организмы и круговорот веществ в экосистемах (схема биохимического круговорота веществ на примере углерода).
- Охрана животных – жизненно необходимых элементов в экологическом балансе разных экосистем (например, тасманский дьявол, обыкновенный еж, пангалины, утконос и др.).
Тестирование учащихся (Приложение 3).
Задание: цепи питания имеют, как правило, не более 4-5 звеньев. Это объясняется:
- Низкой продуктивностью.
- Недостатком кормовой базы.
- Питанием в сообществе строго определенными видами.
- Малым разнообразием видов в природном сообществе.
- Превращением энергии в цепях питания.
Ответ: это объясняется превращением энергии в цепях питания.
Домашнее задание:
Изучить §70, ответить на вопрос № 6 письменно в тетради. Выучить определения, записанные в словарь. Составить 5 цепей питания нашей местности (сухопутных и водных).
Литература:
- Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/(Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. науки, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. ил.
- Воронков Н. А. Основы общей экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учителей. – М.: Агар, 1997. – 87 с.
- Дажо Р. Основы экологии. М., 1975. 415 с.
- Мамедов, Н.М ., Суравегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования//Биология в школе. 1996. № 2. С. 25-28.
- Мамедов, Н.М .,Суравегина И.Т. Экология : учебник для 10 (11) класса общеобразоват. учреждений / Мамедов Н.М ., Суравегина И.Т. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 304 с.
- Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 272 с.
- Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
- http://www.nationalgeographic.com/