Профориентация среди подростков одно из важных направлений работы классного руководителя, а занимательная профориентация поможет подросткам пополнить свои знания не только о профессиях, но и в игровой форме пройти диагностику, узнать требования, предъявляемые к людям той или иной профессии. Игровые конкурсы, задания и диагностика поможет подросткам найти ответы на некоторые вопросы через увлекательные формы.
ЦЕЛЬ: профессиональное самоопределение старшеклассников
ЗАДАЧИ:
- диагностика для определения профессиональных склонностей;
- развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей;
- знакомство учащихся с профессиями.
ПОМЕЩЕНИЕ: школьный актовый зал или большая классная комната.
ОФОРМЛЕНИЕ: Название игры “Человек и профессия”, шары, лозунги о профессии, предметы труда по профессиям и т.п.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки диагностики по количеству участников игры, карточки – анаграммы и синонимы по количеству групп, пластилин, набор “ЛЕГО”, бумага А4, фломастеры, песни на CD: Куда уехал цирк (В. Леонтьев), Миллион алых роз (А. Пугачева), Играй, музыкант (М. Распутина), Бухгалтер (группа “Комбинация”), Фотограф (Л. Гурченко) и другие
1 ведущий | Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на профориентационной игр “Человек и профессия”. |
2 ведущий | Добрый день. Сейчас предлагаю участникам познакомиться. |
Игра на знакомство | Знакомство с участниками через игру “Снежный ком” назовите свое имя и профессию которую он выбрал. Например, “Меня зовут Наташа, мечтаю быть телеведущей”. Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, “Наташа – телеведущая, меня зовут Степан, мечтаю быть космонавтом”. Следующий участник называет и перового и второго и так далее. |
1 ведущий | В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебе полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу? |
2 ведущий | Ответьте на вопрос: 1. Какая профессия – профессия 21 века? 2. Какие профессии считаются устаревшими, ушедшими в глубь веков? |
Беседа с участниками игры | |
1 ведущий | Спасибо за ответы, а сейчас веселая
профи-викторина Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели) Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник) Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр) Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером) Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар) Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом) Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме “Берегись автомобиля”? (Страховой агент) Кем по профессии был герой киноленты “Белое солнце пустыни” Верещагин, исполнивший в фильме песню “Ваше благородие…”? (Таможенником) Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек) Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом). |
2 ведущий | Спасибо за ответы, а сейчас веселая
игра “Правильно, неправильно. Он – она”. 1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.) 2. Она – актриса, он – актёр. (Да.) 3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.) 4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.) 5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.) 6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.) 7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стречница.) 8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.) 9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.) 10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.) |
1 ведущий | Сейчас проведем тест для определения
профессиональных склонностей. Cуществует пять типов профессий, разделенных по признаку “предмет труда” (классификация предложена Е.Климовым):
|
2 ведущий | Тест для определений
профессиональных склонностей
Инструкция: Если вы согласны с тем или иным утверждением, поставьте цифру в сточке вопроса в кружочек. (Карточка для ответов в приложении 1) П – “человек – природа”; Т – “человек – техника”; З – “человек – знаковая система”; Х – “человек – художественный образ”; Ч – “человек – человек”. Посчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма – показатель наибольшей выраженной склонности на данное время – 10 б. Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: Эмоциональное отношение (нравится – не нравится) – 1б; Познавательная активность личности – 2 б; Наличие некоторого опыта – 3 б; Факт признания способностей окружающими – 4 б. Если вы набрали 10 баллов, например, в графе П – “человек – природа”, у вас максимальный показатель склонности к типу профессий “Человек- природа”. |
По итогам тестирования поделимся на пять групп, они могут быть не одинаковое количество участников, в зависимости от диагностики. | |
1 ведущий | Предлагается игра “Парад профессий”.
По образованным командам Анаграммы – профессионалы. Профессии-синонимы. Кто быстрее справится с заданием (приложение 2) |
2 ведущий | По профессиональной сфере люди длятся на типы “Человек – человек”, “Человек – природа” и др. предлагаю игру по этим профессиональным типам. И так: |
1 ведущий | 1. “Человек – природа” - участники получают следующее задание: в одном городе жил мастер - кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назвались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось. |
Определяется победитель. | |
2 ведущий | 2. “Человек – знаковая система” - участники должны из одного большого слова “Космонавтика” составить как можно больше коротких слов, например, “ток”, “кот” и др. |
Определяется победитель. | |
1 ведущий | 3. “Человек – человек” - кто относится к этой профессиональной сфере – кто из вас может повести игру с участниками игры. |
Определяется победитель. | |
2 ведущий | 4. “Человек – техника” - участники получают конструктор “Лего”. Задание: из конструктора сконструировать какое-нибудь транспортное средство и приготовить его защиту. |
Определяется победитель. | |
1 ведущий | 5. “Человек – художественный образ” - участники относящиеся с данному типу получают задание: к празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Вам необходимо придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки и рассказать о ней. |
Определяется победитель. | |
2 ведущий | Мы продолжаем игру хит-парадом -
профессии в песнях. Вспомните песни, в которых
упоминалась, бы какая либо профессия.
|
1 ведущий | Дорогие участники игры, спасибо за
работу. Ну, а как получить желаемую профессию, вы уже наверное определили сами: - поставить перед собой цель и стремиться ее достичь, необходимо получить хорошие знания; поступить и успешно закончить учебное заведение; необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии; нужно любить эту профессию. |
Литература.
- Агеева И.Д. Парад профессий. Веселые познавательные игры для учащихся.// Последний звонок №7, 2007 г. с. 3-8.
- Афанасьев С. П., Коморин С. В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2000. – 112 с. (школа)
- Афанасьев С. П. Праздники в школе. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с.: ил. – (1000 советов).
- Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
- Култашева Н.А. Психологи педагогические исследования. // Ижевск 2005 год.
- Осипенко И. Л. “Классные” праздники, или Как научить школьников жить весело/ Художник В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 160 с.: ил. – (После уроков).
- Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. ОУ / М.С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 191с.: Ил. (школа).
- Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов// сот. Т.В. Черниковой.- Волгоград: Учитель, 2007 – 120с