Как волшебница жар-птица, не выходит из ума
Чародейка, мастерица, Золотая хохлома!
И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши, и чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета
И ромашки луговин, зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи
Цели урока:
- Обобщить знания о росписи как о разновидности декоративно-прикладного искусства; Раскрыть особенности подготовительной работы к данному виду творчества: организация рабочего места, подготовка бумажного картона, рисунка; способствовать овладению общетрудовыми и специальными знаниями и умениями, необходимыми для выполнения свободной вышивки.
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Тип урока: закрепление и обобщение материала.
Методы и приемы:
- Организация учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных технологий, проблемные вопросы, групповая работа, творческие задания.
- Стимулирование и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации.
- Практическая работа учащихся: выполнение практических заданий творческого характера.
- Контроль и самоконтроль: самоанализ своей работы учащимися, выставка работ.
Учебно-методическое оснащение урока:
- Дидактическое обеспечение: авторская презентация, сообщения учащихся, ребусы, карточки-названия команд.
- Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, образцы вышивки, инструменты для вышивки, карта, работы учащихся.
Подготовительная работа учащихся: роспись по рисованному контуру.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Тип урока: Изложение нового материала и закрепление его самостоятельной работой учащихся.
Меж предметная связь: технология, музыка, рисование
Оборудование: методические таблицы, рисунки с хохломскими изделиями, компьютер, проектор, экран. Заготовка круглой формы желтого цвета, гуашь, кисти (разной формы и размеров), вода, тряпочки. Образцы декоративных изделий: ложки, дощечка, кружки.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Изложение нового материала.
3) Закрепление материала самостоятельной работой.
4) Итог урока – выставка готовых рисунков и оценивание работ.
5) домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим уроки посвященные народным промысла. Вспомним их. Это - хохломская роспись, палехская миниатюрная роспись, городецкая роспись, жостовская роспись, гжельская керамика, мстерская миниатюра, холуй (слайды)
Хохломская роспись - декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель), выполненная черными, красными, золотистыми тонами. Палехская миниатюрная живопись-выполняется на лаковых изделиях (коробках, шкатулках, портсигарах)
Городецкая роспись - выполняется свободным мазком с бело-черной обводкой расписываются фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Украшали ими ставни, двери, мебель.
Жостовская роспись - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых лаком (фрукты, букеты на черном или цветном фоне). Гжельская керамика - гончарные изделия с голубой синий росписью на белой поливе. В 19 веке производили фарфор, фаянс и полуфаянс. В настоящее время производят керамику, которую покрывают синий росписью. Мастерская миниатюра. (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) Для мстерской миниатюры присущи мягкость живописной фигуры, фона.
Холуй миниатюра - на фоне пейзажа миниатюрные исторические, литературные сюжеты.
Задание 1
Теперь расставьте, пожалуйста, правильно слова под изображениями (показ слайдов)
Ребята, посмотрите на предметы, которые я выставила на столе, и скажите тему сегодняшнего урока. Хохломская! Правильно. Сегодня на уроке мы вспомним, этот вид народного художественного промысла и узнаем много нового и интересного и научимся расписывать изделия круглой формы, используя элементы хохломской росписи.
Учитель рассказывает сказку
Сказка
Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.
Скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда? Да, сейчас в наш век кибернетики мы не можем такую посуду поставить в микроволновую печь или в духовой шкаф. Но такую посуду можно использовать под квас, под сахарный песок, под ягоды, под фрукты и т.д. А на Руси всегда ели из деревянной посуды. На Руси было много лесов. Древесину использовали для постройки домов, церквей, для изготовления мебели, посуды. Вот такую деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Раньше деревянную посуду окрашивали в яркие цвета, порой золотом или серебром. Такая посу-да считалась очень дорогим подарком. Однако народные мастера сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы в 17 веке. Не было в тех краях ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом.
Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. А теперь я вам попытаюсь раскрыть секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой! Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. До того как изделие, выполненное мастерами хохломы, попадет в руки покупателя, оно проходит 52 операции, в том числе и шестиразовое прокаливание в огромной печи. Хохломские изделия, вытачиваются из дерева липы или осины. В результате многочисленных операций, чередующихся сушкой, многократным покрытием жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, изделие приобретает серебристую окраску. С этого и начинается Хохломское таинство – получение золотистого цвета. На серебристый фон наносят рисунок, просушивают, покрывают лаком и ставят предмет в печь. При определённой температуре лак, покрывающий роспись желтеет и темнеет. Сверкающая под его слоем серебристая поверхность становится золотистой. А точёное деревянное изделие превращается в руках мастера в сказочное по красоте изделие. Открыть 3 вопроса
Подчеркни правильный ответ
1. Кто коснулся посуды в сказке, и она стала золотой?
- Девица
- Жар-птица
- Ворона
2. Подчеркните цвета, используемые в хохломской росписи.
- Красный
- Черный
- Фиолетовый
- Желтый
- Зеленый
- Коричневый
Учащиеся подчеркивают слова.
3. Из какого материала изготавливают Хохломскую посуду.
- Метал
- Дерево
- Бумага
Учащиеся открывают слова
Хохломские мастера используют несколько видов росписи: “Верховая” К “верховой” росписи принято относить “травку” - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на золотом фоне. (слайд) “Под фон” - Особенностью росписи “под фон” является силуэтный золотистый рисунок на черном и красном фоне. - Это растительный орнамент (слайд) Такими орнаментами украшали не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей.
Практическая работа.
Сегодня вы будете выполнять тарелку, выполненную хохломской росписью. Все ли готовы к уроку?
Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами – красками, подругой – палитрой, верным стражем – платочком, который утешает краски.
Самостоятельная работа
Учитель: ребята распишите тарелку
Подпишите свои работы.
Но перед основной работой выполним несколько живописных упражнений. Приготовили белый лист, красную краску и кисти. Учащиеся повторяют элементы совместно с учителем. Учащиеся самостоятельно расписывают тарелку, желтого цвета выбирая при этом любой вид росписи. При выполнении рисунка, работа ведется красками двух цветов (красная, черная). При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться
- Приступайте к работе. Индивидуальная работа (учитель помогает отдельным учащимся), звучит музыка
Итог урока – выставка на доске и оценивание работ.
Все работы учащиеся вывешивают на доску и сами приклеивают красные кружки, выбирая при этом наилучшую на его взгляд работу.
Молодцы, ребята! По вашим работам видно, что вы очень старались.
Учитель – Понравился ли вам сегодняшний урок? С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (ответ учащихся)
Учитель - Мы познакомились с хохломским промыслом. Это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть, и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершен-но особому поэтическому образу России.
Звучит клип о Хохломе
Домашнее задание. На следующем уроке мы с вами продолжаем изучать остальные роспись.
Урок закончен. Всем спасибо! Рабочие места приводим в порядок.