Цель:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Глагол»;
- развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи;
- воспитывать любовь и уважение к родной природе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Учитель читает стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.(В.Кондрашов)
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все … Кто ребята?
3. Объяснение темы и цели урока.
4. Слово учителя:
«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов)
Вопрос: каков же словесный портрет
глагола?
Нам расскажет об этом … (отвечает
подготовленный ученик)
Жил-был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, который может все. А вы как думаете, на что похож Глагол? Почему? (Ответы учеников)
Учитель: Глаголия – это целая страна, по которой мы сейчас будем путешествовать.
5. Работа с текстом
– Выразительно прочитайте текст:
В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идете по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике.
(Д. Мамин-Сибиряк)
Вопросы классу:
– Почему человек чувствует себя дорогим гостем
на этом празднике?
– Что нужно делать, чтобы сохранить праздник?
Задание: назовите все глаголы в тексте, докажите, что это глаголы.
6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3-х учеников по карточкам у доски)
– Что такое глагол?
– Как пишутся не с глаголами?
– Расскажите о правописании -тся и
-ться в глаголах, приведите
примеры.
– Расскажите о буквах е-и в корнях с
чередованием, примеры.
7. Проверка карточек
Карточка 1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить выбор орфограмм.
Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.
Мне сегодня (не)здоровится.
Надо труди…ся, а (не) лени…ся.
Мы (не)доумеваем.
– Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание -тся и -ться в глаголах?
Карточка 2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.
Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.
– Когда пишется -е, а когда -и в корнях с чередованием?
Карточка 3
Задание: сделайте морфологический разбор глагола.
Светит солнце
– Какие морфологические признаки есть у глагола?
8. Повторение спряжения глаголов
– Часто у детей возникает трудность в
определении спряжения глаголов.
– Давайте вспомним схему спряжения глаголов.
– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
– Какие – к 1 спряжению?
– Какие личные окончания имеют глаголы 1-го
спряжения? 2-го?
Карточки слабым ученикам
9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа настоящего времени, объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назовите местоимение 2 лица единственного числа (ученик выполняет на доске).
Смотреть
Укрывать
Гнать
Таять
Стелить
Кормить
Наблюдать
– Сделайте вывод о правописании мягкого знака в глаголах.
10. Работа с перфокартами
Задание: определить окончание глаголов 3-го лица единственного числа и написать букву е или и.
1) дышит 11) рубит
2) борется 12) едет
3) строит 13) выходит
4) тает 14) чувствует
5) клеит 15) меняет
6) стелет
7) лает
8) слышит
9) видит
10) колет
11. Упражнение «Перепутаница»
– Ученик неправильно составил 3 карточки по теме: «Время глагола», исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.
№1 № 2 №3
уплыл говорят купят
играют читают посмотрят
принесли нарисуют увидят
написал выполняют гордятся
– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?
12. Самостоятельная работа
Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:
- Чужую беду руками легко развести. (разведу)
- Близок локоть, да не укусить. (укусишь)
- Это цветочки, а ягодкам быть впереди. (ягодки будут впереди)
– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
13. Определение глаголов по морфологическим признакам
Задание: прочитаем выразительно предложения:
Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.
Над нами со свистом проносятся утки.
Туман клубится над водой.
Найдите слова по грамматическим признакам:
А) глагол, 2 спр, стоит в наст. вр., 3-м лице, мн. числа (проносятся)
Б) глагол, 1 спр., стоит в наст. вр., 3-м лице, ед. числа. (бормочет)
В) сущ. 2 склонения, м. рода, стоит в тв. падеже, ед. числа (со свистом)
14. Физминутка (звучит музыка природы)
– А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в вашем воображении?
15. Творческая работа
Задание: используя данные глаголы, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Весенний дождь»
Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.
16. Подведение итогов урока
– По какой стране мы сегодня путешествовали?
– Что такое глагол?
– Какие морфологические признаки имеет глагол?
– Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?
17. Домашнее задание
1. Повторить орфограммы № 21-25,
2. На «5» – упражнение № 713
На «4» – упражнение № 716
18. Оценки