Использование на уроках биологии элементов АСО позволяет учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера рассмотрим вариант использования элементов АСО в процессе изучения темы «Побег. Строение и значение побега».
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений в условиях адаптивной системы обучения.
Учебная цель: способствовать формированию знаний о внешнем строении побега, о строении почки как зачаточного побега; развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, работать с данными таблицы, делать выводы по результатам лабораторной работы, устанавливать причинно – следственные связи, работать в заданном темпе; воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы: самостоятельная работа, работа в парах, исследовательская деятельность.
Средства обучения: Понамарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, Калинова Г.С, Мягкова А.Н, Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учеб. пособие для образоват. Учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
Оборудование и дидактические материалы:
1. Цветные карточки на столах, указывающие этап
работы; маршрутный лист, лист контроля, карточки
для организации самостоятельной работы учащихся
(Приложения 1-4).
2. Оборудование для лабораторной работы (Приложение 4).
ХОД УРОКА
№ этапа | Этапы урока | Длительность этапа, мин | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Оргмомент | 3 | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие маршрутного листа, листа контроля. |
2. | Мотивация и целеполагание | 5 | 1. Предлагает отгадать загадку,
определить тему уроку. 2. Знакомит с алгоритмом работы (Приложение 3). 3. Предлагает изучить маршрутный лист (Приложение 1). |
Отгадывают загадку и определяют тему
урока. Знакомятся с алгоритмом работы. Изучают маршрутный лист |
3. | Изучение нового материала | 30 | Предлагает занять свои места согласно
своему маршруту. По мере подготовки учащихся, дает сигнал к началу работу. Слушает ответы учащихся, контролирует работу координаторов. |
Занимают свои места. Заранее подготовленные учителем координаторы, выдают карточки с заданиями (Приложение 4). Координатор засекает время подготовки. Устанавливает очередность ответов. Оценивает ответы учащихся, ставит баллы в лист контроля. Учащиеся согласно своему маршруту, переходят к следующему этапу. |
4. | Подведение итогов | 5 | Подводит итог урока. Координаторы выступают с анализом ответов учащихся по вопросам своего этапа, отмечают ответы вопросов, вызвавшие затруднения. Учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они набрали при выполнении заданий. Ставят оценку за работу на уроке. | Учащиеся подсчитывают свои баллы. Оценивают свою работу на уроке. |
5. | Домашнее задание | 2 | Предлагает изучить текст учебника, ответить устно на вопросы параграфа учебника, составить синквейн основных понятий «Побег», «Почка». | Записывают домашнее задание. |
Литература:
1. Границкая А.С. Научить думать и
действовать: Адаптивная система обучения в
школе: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1991.
2. Селевко Г.К. Современные технологии
обучения // Народное образование. – 1998. – №2.