Проект урока (Приложение 1)
Цель урока: развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности.
Задачи.
- Образовательная: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
- Развивающие:
- развивать внимательное отношение к основным единицам языка;
- совершенствовать развитие навыков работы с текстом произведений художественной литературы.
- Воспитательная: воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
Методические приемы: проблемно-поисковый метод.
Тип: урок-обобщение.
Форма урока: урок-исследование
Оборудование и средства:
- портрет Б. Пастернака;
- тексты стихотворения Б. Пастернака «Дорога», роман «Доктор Живаго»;
- схемы ориентировочной основы действий (ООД);
- рабочая карта урока (Приложение 2);
- толковый словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов;
- компьютерная Презентация по теме урока.
Не владея топором,
и дерева не срубишь,
а ведь язык – тоже инструмент,
музыкальный инструмент,
и надобно учиться легко
и красиво владеть им.Максим Горький.
Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.
Б. Пастернак
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие!
– Тема нашего урока «Лексические средства выразительности художественной речи». Лексика – это словарный состав языка. Лексика русского языка удивительно многообразна. Лексические понятия — фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи. (Презентация. Слайды 1, 2)
2. Постановка цели и задач урока
– И цель нашего урока – проявить активность в поисковой деятельности, а для этого должны выполнить несколько задач: обогатить свой словарный запас, сделать нравственные выводы.
3. Лексическая разминка
– А сейчас лексическая разминка! Хорошо нам известные лексические понятия.
СИНОНИМЫ – это слова одной и той же
части речи, близкие друг другу по значению.
Синонимы образуют синонимический ряд(Слайды 3, 4)
Значение: свидетельствуют о богатстве
языка, служат для более точного выражения мыслей
и чувств.
АНТОНИМЫ – это слова одной и той же
части речи, противоположные по значению.
(Слайды 5, 6).
Значение: делают речь яркой,
эмоциональной. Служат для создания контраста.
Синонимы слова «думать»– мыслить, размышлять.
Антонимы – правда – ложь; хвалить – бранить,
порицать, ругать; чёрствый – сухой, свежий (о
хлебе)); А о человеке? (добрый, отзывчивый,
заботливый. Разлука–свидание; Чёрный – белый.
Зелёный – красный.
(Слайд 6).Продолжим работу. Сегодня мы увидим,
какую роль играют синонимы и антонимы в
стихотворении Б. Пастернака «Дорога».
4. Литературный комментарий (Слайды 7, 8)
Об авторе текста стихотворения. Б. Пастернак – русский писатель, лауреат Нобелевской премии 1959 года. Высокую награду он получил за роман «Доктор Живаго», но вынужден был от неё отказаться из-за угрозы выдворения из Советского Союза.
Чтение стихотворения Б. Пастернака «Дорога» (читает ученица)
Дорога
Б. Пастернак
То насыпью, то глубью лога,
То по прямой за поворот
Змеится лентою дорога
Безостановочно вперед.По всем законам перспективы
За придорожные поля
Бегут мощеные извивы,
Не слякотя и не пыля.
Вот путь перебежал плотину,
На пруд не посмотревши вбок,
Который выводок утиный
Переплывает поперек.Вперед то под гору, то в гору
Бежит прямая магистраль,
Как разве только жизни впору
Все время рваться вверх и вдаль.Чрез тысячи фантасмагорий,
И местности и времена,
Чрез преграды и подспорья
несется к цели и она.А цель ее в гостях и дома–
Все пережить и все пройти,
Как оживляют даль изломы
Мимоидущего пути.
5. Самостоятельная работа
– Нам предстоит выполнить поисковую работу. Ищем синонимы к слову дорога и змеится , находим антонимы и выписываем слова, значение которых мы не знаем. (Слайды 9, 10, 11, 12) Учащиеся отвечают на вопросыи делают записи в рабочую карту урока (Приложение 3)
Стихотворение Б. Пастернака «Дорога».
- Подберите синонимы из текста к слову «ДОРОГА».
- Подберите синонимы из текста к слову «ЗМЕИТСЯ».
- Найдите антонимы.
- Выпишите слова, значение которых вы не знаете.
6. Самопроверка. (Слайд 13)
1 задание:
выписаны 3 синонима – 3 балла,
выписаны 4 синонима – 4 балла,
выписаны 5 синонимов – 5 баллов,
2 задание:
выписаны 4 синонима – 3 балла
выписаны 5 синонимов – 4 балла
выписаны 6 синонимов – 5 баллов
3 задание: выписаны антонимы – 5 баллов
(Дорога – извивы, путь, магистраль, она, её
Змеится – бегут, перебежал, бежит, несётся,
пережить, пройти.)
– Поставьте себе отметку.
Подберите синонимы к слову ПРЕГРАДЫ (трудности,
препятствия, препоны, заслон) и ПОДСПОРЬЕ (помощь,
поддержка, подмога). (Как трудно дороге, если
нет помощи!)
– Молодцы! (Слайд 14)
Обратимся к 4 заданию. Значение каких слов вы не
знаете? И сегодня вы стали богаче на одно слово
«ФАНТАСТМАГОРИЯ»! Что это? Идём в словарь! Слов
непонятных много и их можно найти в словарях.
И после того, как мы обогатили наш словарный
запас, проверили знания, обратимся к
стихотворению Пастернака.
7. Работа над текстом стихотворения
Синонимы из текста к слову «дорога» (извивы,
путь, магистраль).
Синонимы к глаголу «змеится» (бегут, несется,
перебежал, пройти).
Слово «дорога» – неодушевленное или
одушевлённое существительное? Неодушевленное.
Потому не может сочетаться с деепричастием, но
здесь это есть: «Бегут мощеные извивы, не
слякотя и не пыля».
Какую роль играют в стихотворении конкретные
существительные, глаголы, деепричастия,
синонимические ряды? Какой поэтический троп мы
здесь наблюдаем? (Слайд 15) (Олицетворение.
Дорога олицетворяется, превращается в живую
действующую сущность).
– Таким образом, мы можем сказать, что дорога
является действительным героем стихотворения.
Природа у Пастернака действующее лицо.
Так, от картины дороги поэт переходит к
проблематике жизни, судьбы.
У человека всегда есть выбор. Пастернаку в 1937 г.
принесли список «врагов народа» на подпись, он
отказался подписать, приготовил чемодан с вещами
первой необходимости и стал ждать, когда его
заберут…
Борис Пастернак сказал, что человек рождается
жить, а не готовиться к жизни.
У каждого есть право на выбор.
– А сейчас мы с вами будем сами творить. И
приглашаем гостей к творческому сотрудничеству.
Синквейн. Здесь вы в полной мере можете
использовать различные лексические понятия.
Особенно крылатые выражения.
8. Написание синквейна. Тема «Дорога».
9. Рефлексия (слайд 16)
Надо идти всё дальше,
Дальше по той дороге,
Что для нас начертали
Гении и пророки.
Надо смотреть всё зорче,
Надо внимать всё чутче,
Надо блюсти осторожней
Слабые наши души.
10. Итог урока
Оценка деятельности на уроке.