Понятие о служебных частях речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова,; «Русский язык. Практика. 7 класс» / Под ред. С.Н. Пименовой.

Раздаточный материал.

Цели:

образовательные:

  • усвоить специфику служебных частей речи;
  • совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль.

воспитательная:

  • воспитание любви и уважения к русскому языку.

развивающая:

  • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление знаний на практике.
  5. Комментарий домашнего задания.
  6. Итог урока

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания – подготовленный диктант со взаимопроверкой.

3. Актуализация знаний обучающихся. Терминологический диктант.

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

– Раздел языкознания «морфология» изучает …….. ( части речи)

– Части речи в русском языке делятся на ………..(самостоятельные и служебные)

– К самостоятельным частям речи относятся…….(имя существительное, имя прилагательное и т.д.)

– К служебным частям речи относятся……….(предлоги, союзы, частицы)

Сегодня мы с вами на уроке буде совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль. Запишите, пожалуйста, тему урока.

4. Объявление темы и целей урока.

На доске записаны два столбика слов.

под, небеса, ковры, великолепный

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

А.С.Пушкин

– Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему?

(Самостоятельные слова служат для называния предметов, их признаков, действий и т.д., но, взятые отдельно, они редко являются высказываниями. Из слов и словосочетаний образуются предложения.)

 Что помогает связывать  слова в предложении, какие части речи? (служебные части речи).

А какие служебные части речи мы знаем? (Предлог, частица, союз)

Предложение содержит сообщение, высказывание, Сочетание предложений образует текст. Из данных ниже слов составьте словосочетания и из них – предложения.

Любовь, не, хотеть, я, ничем, вас, но, мой, совсем, она, тревожить, больше, в, печалить, не, душа, любить, еще, я, вас, быть может, не, угасать, пусть, вы.

(Я вас любил: любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем)
А.С.Пушкин. Я вас любил…

5. Работа с таблицей.

Рассмотрите помещенную ниже таблицу. По каким признакам определяется, самостоятельной или служебной частью речи является слово? Заполните таблицу из имеющихся выше слов. (Например)

Слово

Предмет, признак, действие,

Количество; признак действия, признака и т.д.

Членом предложения

Часть речи

 

обозначает 

не обозначает

является   

не явл.

 

Любовь

в

+

       

+

+

                      

 

+

Самостоятельная

Служебная

6. Устная работа.

Учитель читает предложение. Ребята называют служебные части речи.

Если хочешь много знать, надо мало спать. (если)

Не учась и лаптя не сплетешь. (не, и)

Делу время, а потехе час. (а)

Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лит. (что, в)

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. (не, на, коль)

Корень учения горек, да плод его сладок. (да)

7. Комплексная работа над текстом.

Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоили ветру чуть-чуть утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка всхлипывала и плакала. 6.Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока снова уйду я.

Задания к тексту.

Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.

  1. Из предложений 5-8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.
  2. Из предложений1-4 выпишите слово, соответствующее орфограмме правописание приставок на з/с
  3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
  4. Выпишите из текста все служебные части речи.
  5. Укажите число грамматических основ в 4 предложении.
  6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.

Ответы.

  1. Забирались, положил.
  2. Исходил.
  3. Тревожащие.
  4. И, но,что………
  5. 5
  6. Как паутинку; острым, как жало.

8. Проверочный тест.

В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

Как правильно написать:

А) по вас;

Б) по вам;

В) по вами.

В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:

А) частица;

Б) местоимение;

В) союз.

В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:

А) частица;

Б) союз;

В) наречие.

В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:

А) частица;

Б) предлог;

В) союз.

Задания:

9. Итог урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание. Составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.