Активные методы обучения в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальными игрушками и другими музыкальными инструментами отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семьях, и в детском саду, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки, благодаря им ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследует и познает их с помощью окружающей действительности.

“Музицирование” (от нем. - заниматься музыкой, исполнение музыки в домашней обстановке), в более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на нет. Однако в дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Именно игра на музыкальных инструментах наилучшим образом способствует развитию музыкальных способностей, таких качеств как внимание, усидчивость.

С целью воспитания у детей устойчивого интереса к музыке, обогащения их музыкальных впечатлений, расширения музыкального кругозора необходимо систематически использовать на музыкальных занятиях аудиозаписи произведений. Это дает возможность познакомить детей с оркестровым звучанием, звучанием различных музыкальных инструментов, например:

Тематический план “Струнные инструменты. Оркестр”

Январь

Задачи Материал Форма проведения
Познакомить детей с различными струнными инструментами, их строением “Скрипка”

Чайковский “Лебединое озеро”;

Чайковский “Симфония №43”

Ознакомление с иллюстрациями струнных смычков,

инструментальное слушание классической музыки

Обогащать слуховой опыт детей, закреплять знания о разновидностях струнных инструментов Камерный оркестр И.С. Бах;

Квартет Моцарта №6

Понятие струнных и струнно - смычковых инструментов, танцевальные импровизации
Формировать представления о звучании инструментов в ансамбле, оркестре; воспитывать культуру слушания   Концерт струнных инструментов “Струна и плачет и смеется” (запись ДШИ)
Развивать творческое видение музыкальных образов Ансамбль скрипачей; Римский - Корсаков “Полет шмеля” Комплексное занятие: “Краски музыки” (изображение услышанных в музыке образов в рисунках)

После прослушивания классической музыки дети лучше понимают, что значит игра в оркестре. Это умение слушать разные инструменты в многоголосной музыке.

Для всех форм музыкального обучения прослеживается одна цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников, развитие музыкальных и творческих способностей в ходе занятий ансамбля “Я -маленький музыкант”.

В работе с детьми по обучению игре на музыкальных инструментах мы преследуем следующие задачи:

1. Расширять представления детей о музыке, ее выразительных возможностях (тематический план на октябрь).

2. Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов, понятием духовой оркестр, народный оркестр, ансамблевая музыка, хоровая музыка (тематический план декабрь, февраль).

3. Учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы. Закреплять знания о музыкальных инструментах (тематический план на октябрь).

4. Приобщать детей к формам концертных выступлений, прививать культуру поведения в музыкальном зале (выступления на утренниках, развлечениях).

5. Обогащать ощущения детей - зрительные, слуховые, тактильные - в процессе музицирования.

Одна из форм инструментального музицирования - игра в оркестре. В нашем детском саду был организован кружок “Веселый музыкант”. В процессе работы кружка используются мелодические инструменты такие как, металло- и кселофоны, цитры, аккордеоны, а также разнообразные ударные инструменты - барабаны, бубны, ложки, трещетки, погремушки и др.

Е.В. Крылова Организация детского музыкального ансамбля “Я — маленький музыкант” При обучении игре в оркестре следуем определенной последовательности:

1. Знакомство с музыкальными произведениями на занятии, дети определяют характер музыки, жанр, темп, осваивают ритмический рисунок (прохлопывают его, отстукивают на различных ударных инструмента).

2. Индивидуальные занятия с каждым ребенком, в ходе которого он осваивает свою партию на каком-либо из музыкальных инструментах; при этом учитывается желание детей в выборе инструмента, а также уровень их музыкальных способностей. Наиболее способным детям поручается игра на сложных инструментах - баяне, аккордеоне.

3. Исполнение партий ансамблем с различными группами инструментов. Дети учатся играть слаженно, без ошибок.

4. Сводные репетиции оркестра, в процессе которых ведется работа над совместным исполнением всего музыкального произведения; дети запоминают последовательность выступления разных групп инструментов, прислушиваются к звучанию аккомпанемента, отрабатывают темп исполнения, динамика, выразительные особенности; с каждым новым исполнением общее звучание становится все более уверенным и слаженным

Принципиальное условие в работе - играют все! Дети знают партии всех инструментов и могут заменить друг друга: у ребенка нет навсегда “закрепленного” за ним музыкального инструмента лишь перед выступлением на празднике, развлечении или перед гостями договариваемся с детьми, кто на чем будет играть.

Музыкальный репертуар для исполнения на инструментах отличается художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений классиков, современных композиторов, народной музыки, самых разнообразных по характеру, жанрам, тематике.

Так, в репертуаре нашего оркестра подобраны такие произведения, как “Итальянская полька”, “Танцуй” - чешская народная мелодия, “Вальс” Тиличеевой, “Во саду ли в огороде” - русская народная мелодия. Исходя из характера произведений нетрудно определить состав оркестра, последовательность звучания инструментов, а также каким из них поручить различные элементы грантуры (ритмический рисунок, мелодию, акценты и др.). К инструментовке музыкального произведения привлекаем и самих детей - это развивает их тембровый слух, творческую фантазию и воображение.