Мероприятие к 200-летию Отечественной войны 1812 года "Недаром помнит вся Россия"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Задачи и цели.

- Изучение исторического наследия России периода 1812 года.

- Воспитание личностных качеств на примере героев Отечественной войны 1812 года.

- Формирование коммуникативных компетенций.

- Развитие творческих способностей студентов.

- Приобщить к истории родного края.

Целевая аудитория: обучающиеся и студенты колледжа (1, 2 курс).

Место проведения: актовый зал колледжа (в рамках недели гуманитарных дисциплин).

Мероприятие рассчитано на 1,5 часа.

Оборудование:

- в глубине сцены – слова М.Ю. Лермонтова “Недаром помнит вся Россия…”;

- выставка групповых газет и рисунков студентов;

- компьютерная презентация;

- реквизит для сценок и полонеза (гусарские костюмы, парики, бальные платья, фраки, белые перчатки, костюмы барабанщиков, барабаны, сабли для показа исторической реконструкции, чёрная треуголка, купеческий костюм);

- ноутбук, проектор, экран,микрофоны.

Музыкальное сопровождение.

1. Полонез из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

2. Русская народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки”.

3. Гимн России.

4. Песня “Я люблю кровавый бой” стихи Д. Давыдова,муз. А. Журбина.

Видео.

1. Отечественная война 1812 года.

2. Марш героев 1812 года.

3. Казачья песня.

4. Гимн русскому воинству.

5. Презентация “Военная галерея 1812 года.

6. Псковская губерния в Отечественной войне 1812 года по архивным документам.

Ход мероприятия

До начала мероприятия звучит “Марш героев 1812года” с видеорядом.

Потом выходят 2барабанщика и встают по краям сцены. Звучит барабанная дробь.

На экране мелькают даты отсчёта времени от 2012 по 1812 год, которые заканчиваются словами: “Отечественная война 1812 года как символ непреклонности, мужества и отваги”.

Вступительное слово ведущего. (Слайды 2-6)

2012 год назван годом российской истории, так как на него приходится несколько судьбоносных для нашей страны исторических юбилеев: 1150-летие Российской государственности, с этим же событием связано 1150-летие нашей Изборской крепости, 400-лет изгнанию польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского, 100 лет подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина, 200лет победе России в Отечественной войне 1812 года.

Победа в Отечественной войне 1812 года – наша национальная гордость. Не случайно это война названа Отечественной: на защиту Отечества встали все граждане России.

Отечественная война 1812 года оставила в русской истории много подвигов самых разных людей. Среди них есть и простые крестьяне-партизаны, и солдаты, и офицеры, и генералы. Не раз поднимался весь русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда прежде угроза порабощения не вызывала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Герои этой войны останутся ещё на многие века в памяти нашего народа. Если бы не их храбрость, самоотверженность, кто знает, что было бы с нашим Отечеством.

Да были люди в наше время,
Не то, что нынешнее время,
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля
Не отдали б Москву (М.Ю. Лермонтов)

Настроение народа того периода передаёт “Казачья песня”.

(Звучит песня с видеорядом)

Ведущий: (Слайд 7)

200 лет прошло со времени победы в войне, первой в нашей истории, получившей название Отечественной. Это было величайшее испытание для нашей страны. И сегодня мы собрались, чтобы вспомнить ту эпоху, почтить память героев войны 1812 , среди которых немало уроженцев псковской земли. Сейчас мы перелистаем с вами некоторые страницы героической летописи Отечественной войны 1812 года.

На фоне слайда 8 звучат слова ведущего:

А начиналось всё обычно: стояло лето.
В тот год привычно бывали балы, маскарады,
Никто не думал о войне…
Она ворвалась, как стихия, нарушив нашей жизни ход.

(Студенты исполняют полонез на музыку из оперы “Евгений Онегин” П.И.Чайковского. Танец прерывается вбежавшим вестовым со словами: “Господа, война!”. Девушки уходят, юноши под барабанную дробь перестраиваются в ряд и читают по очереди отрывки из стихотворения М. Лермонтова и Ф. Глинки).

1-й чтец:

От запада к нам бури мчались:
Великий вождь Наполеон
К нам 20 вёл с собой походов:

2-й чтец:

Восстал от моря к морю стон,
От топа конных, пеших строев;
Их длинная густая рать
Всю Русь хотела затоптать!

3-й чтец:

Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Мой пал товарищ, кровь лилась,
И пуля смерти пронеслася от моего ружья.

4-й чтец:

На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

5-й чтец:

Живые с мёртвыми сравнялись;
На поле битвы не боялись…
Штыки вострили да шептали
Молитву родине своей.

(Под барабанную дробь юноши перестраиваются в боевом порядке и под звуки песни “Солдатушки, бравы ребятушки” покидают сцену.)

Далее демонстрируется смонтированный видеофильм о начале войны1812 с интерактивной картой военных действий,фрагментами сражения.

1-й отрывок фильма заканчивается словами: “Наконец Кутузов занялся поисками места для сражения…Бородино”.

На фоне изображения мирного ромашкового поля 1-й студент читает слова из миниатюры Насонова “Бородино”:

…Бородинское поле. В сентябре оно по-особенному прекрасно. Свежий ветер прижимает к земле выцветшую, но еще сильную соками траву. Над полем стоит огромное, яркое сентябрьское солнце.

Бабье лето спустя 200лет после великого Бородинского сражения 1812 года. И мысленно мы перенесёмся туда – в пучину боя, где “залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”.

На фоне изображения Бородинского сражения 2-й студент продолжает выразительное чтение миниатюры:

…Кровь, взрывы, стоны, ржанье лошадей, лязг сабель и клинков, все смешалось воедино…

И только открытые глаза убитых возносились яркими звёздами над пеклом адовым…

Битва не на жизнь, а на смерть, за Родину – матушку.

(Далее продолжается видео о Бородинском сражении и об итогах войны 1812 года.В конце фильма звучит “Гимн русскому воинству” с видеорядом. “Бородино – богатырское поле…”)

Ведущий:

Вдохновенно писал о Бородинском сражении М.Ю.Лермонтов. И сейчас детский хор при Псковском воинском храме Александра Невского исполниткапелла композицию “Бородино” наслова М.Лермонтова, музыка отца Михаила, регента хора.

Ведущий: (Слайд 10)

Помни, что ты правнук и праправнук доблестных солдат Бородина!

(Слайд 11) Война 1812 года наложила глубокий отпечаток на российское общество. Остались архитектурные шедевры Храм Христа Спасителя, Триумфальная арка в Москве. (Слайд 12) В музыке – увертюра П.И.Чайковского“1812 год”.(Слайд 13) В литературе – это “Война и мир” Л.Н.Толстогои “Записки Дениса Давыдова”. (Слайд 14) На события 1812 года откликнулся своими баснями и Иван Андреевич Крылов. В басне “Волк на псарне” автор высмеивает попытки Наполеона начать мирные переговоры. Под Волкомподразумевается Наполеон, а под Ловчим - Кутузов. (Слайды 15, 16)

Студенты инсценируют басню. (Приложение 7)

Ведущий:

Особым памятником войне 1812 года стала знаменитая Военная галерея Зимнего дворца, которая входит в экспозицию Государственного Эрмитажа. (Слайд 17)

(На фоне гимна следует видеоряд портретов из Военной галереи)

С портретов в глаза нам, нынешним, смотрят победители неодолимого, казалось, Бонапарта. За каждым этим лицом – судьбы выдающихся людей России, в боях крепивших славу Отечества и навсегда оставшихся в памяти благодарных потомков. Военная галерея героев 1812 года – это торжественный гимн истории Отечества, это место, в котором даже у самого равнодушного человека появится гордость за свою страну.

Генералам 12 года посвятила своё стихотворение и поэтесса Марина Цветаева.

В исполнении преподавателя колледжа в сопровождении гитары звучит романс на стихи М. Цветаевой, “Генералам 12 года”.

Ведущий:

Давайте вглядимся в портреты героев ещё раз. Среди них много уроженцев псковской земли.

На материале документов из государственного архива Псковской области (Слайды 18 -32) студенты рассказывают героях 1812 года М.И.Голенищеве–Кутузове (Приложение 1), П.Х. Витгенштейне (Приложение 2), П.П. Коновницыне (Приложение 3), Я.П. Кульневе (Приложение 4), В.Непейцыне (Приложение 5).

Ведущий:

Откроем следующую страницу нашего повествования о героях Отечественной войны 1812 года, в которой участники боёв вспоминают …(Слайд 33)

Студент рассказывает о бое под Салтановкой. (Слайд 34)

Из воспоминаний Александра Михайловского-Данилевского, поручика Санкт-Петербургского ополчения.

“…Генерал Раевский перед Салтановкой ожидал только решительной минуты, чтобы атаковать неприятеля. Французская артиллерия громила наши колонны, ряды русских, взрываемые ядрами и картечью, бестрепетно смыкались, побитые пушки заменялись новыми. Услышав, что огонь продвинулся вперед, Раевский и все офицеры штаба спешились и пошли впереди Смоленского пехотного полка.

Генерал Раевский вывел в дело двух несовершеннолетних сыновей своих. Младшего, которому не было одиннадцати, он вел за руку.

“Дайте мне нести знамя”, - сказал один из сыновей Раевского ровеснику своему,шестнадцатилетнему прапорщику.

“Я сам умею умирать”, - ответил юноша”.

Студент обращается к воспоминаниям участника Рафаиля Зотова, прапорщика Санкт–Петербургского ополчения. (Слайд 35)

“…Человек 20 баварцев вдруг прорвались на наш фронт. Наша шпага была вовсе не боевым оружием против их штыков. Офицер Леонтьев стал первой жертвой этого неравенства, сразу несколько штыков в грудь повергли его на землю. Он выжил и впоследствии говорил, что это было самое неприятное чувство, когда холодный трехгранный штык лезет тебе в грудь.

…Подполковник наш, почтенный старик, будучи перед этим ранен картечью в ногу, был сбит с ног ударом приклада в голову. Упав на землю, выругал он баварца сильными русскими словами и лёжа отбивался шпагой от штыков…”.

Студент рассказывает о случае с бомбардиром Курочкиным во время сражения. (Слайд 36, 37)

Авраам Норов, прапорщик 2-ой легкой роты лейб-гвардейской артиллерийской бригады.

“В один момент, когда бомбардир Курочкин посылал заряд, неприятельское ядро ударило ему в самую кисть руки. “Эх, рученька, моя рученька”, - выкрикнул он, замахав рукою и поднимая упавший заряд, послал его в дуло, забрызганное кровью. Товарищ его ответил: “Жаль твою рученьку, а вон посмотри на Усова, того совсем повалило, да он и то ничего не говорит”.

Я обернулся и увидел Усова, он был убит, вероятно, тем же ядром, которое оторвало руку у Курочкина. Жаль мне, что я забыл имя бомбардира, вызвавшего, несмотря на трагический повод к тому улыбку солдат…”.

Студенты инсценируют воспоминания Рафаиля Зотова – прапорщика Санкт-Петербургского ополчения. Купцы в Великих Луках (Слайд 38)

“Мне нужно было купить несколько фунтов сахару. Купец ответил и очень огорчился, когда я спросил его, сколько с меня следует. “Да за что это, братец, я у тебя даром-то возьму”.

“За то, что вы наши защитники, наши спасители”.

“А ведь, если все твои защитники придут, и станут брать у тебя товар без денег, у тебя ведь ничего не останется!”.

“Так я ведь, батюшка, не один в городе, нас много, и мы до вашего прихода между собой положили - ни за что с вас денег не брать! На мое счастье вы пожаловали, и я рад служить такой малостью Вашему благородию!”.

Я поспешил домой, чтобы рассказать всем об этом патриотическом бескорыстии целого народа. Мое известие было уже не новостью.

Ведущий: (Слайд 39)

Отечественная война 1812 года оставила в памяти много подвигов самых разных людей. Среди них были генералы, офицеры, солдаты и простые крестьяне – партизаны.(Показывается смонтированный фрагмент из видео “Аты-баты”).

Одним из самых отчаянных партизан, имя которого звучит в одном ряду с Денисом Давыдовым, был наш земляк Александр Самойлович Фигнер. Давыдова и Фигнера сегодня называют “первыми спецназовцами”.

(Слайды 40-45) Чтец рассказывает об Александре Фигнере. (Приложение 6)

Ведущий: В то время не было так развито огнестрельное оружие, решающую роль ещё играло холодное оружие. Русского штыка и русской сабли французы опасались в бою. На что была способно это оружие в умелых руках русского солдата, покажет нам Дмитрий Куропаткин, член городского клуба исторический реконструкций.

(На фоне песни “Я люблю кровавый бой” на слова Д. Давыдова демонстрируется фрагмент сражения на саблях).

Ведущий:

Сегодня прозвучало несколько имён героев 1812 года, наших земляков. Но целая плеяда их стала России “честью, надеждой и щитом”. (Слайды 46, 47)

Студент читает стихотворение Н. Флёрова “На поле Бородинском”. (Слайды 48, 49)

Полмира дерзостью осилив,
Людскою кровью обагрён,
Самоуверен и силён,
Зловещей тенью над Россией
Тогда навис Наполеон.

И пусть к нам Гитлер не на дрогах-
На танках шёл, летел, бомбил,
Он пал на этих же дорогах
В России голову сломил.

Пред тенью дедичей-героев
И славы, что всегда жива,
Мы стали мужественней втрое-
За нами вновь была Москва!

Москва!
Каким безмерно близким
Был каждый шаг твой,
Каждый вздох
Тем, кто на поле Бородинском
Твоё дыхание берёг.

Ведущий:

О преемственности русской воинской славы, о боевом духе русского солдата, который проявили сегодняшние десантники легендарной 6-й роты, о поездке на Бородинское поле поделится протоиерей Псковского воинского храма Александра Невского отец Олег Тэор.

Выступление гостя. (Слайд 50)

После его воспоминаний церковный хор исполняет православное песнопение “Многая лета”.

Далее выходят на сцену все участники программы и демонстрируются слайды 51-54 с их фотографиями.