Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
Метапредметных:
- в познавательной деятельности:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивировано отказываться от образца, искать оригинальные решения;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;
- помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала;
- использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение исследовательских задач;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- в информационно-коммуникативной
деятельности:
- создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
- использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, в том числе Интернет-ресурсы;
- в рефлексивной деятельности:
- осознанное определение области своих интересов и возможностей;
- владение умениями совместной работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей;
- личностных результатов:
- развитие образного мышления учащихся;
- создание условий для творческой самореализации личности, развитие познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения графиков функций в окружающей жизни, живописи;
- развитие исследовательских способностей.
- уметь уверенно и аккуратно, точно выполнять графические построения;
- уметь критически мыслить, отличать гипотезу от факта;
- уметь хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
- научиться применять полученные математические знания и навыки к окружающей действительности;
- понимать смысл поставленной задачи;
- уметь логически и аргументировано доказывать свою точку зрения;
- предметных результатов:
- применение имеющихся знаний построения графиков функций;
- использование графических представлений при решении задач;
Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, творческий.
Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Notebook.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный кабинет с выходом в интернет, проектор, экран, интерактивная доскаSmart.
Введение
В школе понятие функции вводится
абстрагировано, оторвано от реальной
действительности. Хотелось бы сделать изучение
более интересным, приблизить изучение к
окружающей действительности. Цель работы
донести до ребенка достаточно трудную тему,
используя различные технологии: веб-квеста,
метода проекта, исследовательский метод и
другие деятельностные подходы в образовании.
В школе стандартный метод предполагает
построение графика функции и его преобразований
независимо друг от друга. Предлагаемый мною
метод «математической графики» использует
построение графика функции и его преобразований
в комплексе. Недостатком обучения функции в
школе является отсутствие самоконтроля.
Начертив график функции, ученик не уверен в том,
правильно ли он это сделал. «Математическая
графика» несет в себе элемент самоконтроля.
Строя, например, «портрет кота», ученик должен
следовать логике рисунка, метод предполагает
элемент творчества. Заинтересовавшись им,
учащиеся смогут и сами строить свои
«произведения искусства».
Нестандартный подход к изучению темы,
использование разнообразных технологий
повышает мотивационную деятельность учащихся,
формирует эстетическое восприятие окружающего
мира. Межпредметная интеграция способствует
целостному восприятию окружающей
действительности. Использование в проектной
деятельности учеников компьютера как
инструмента творческой деятельности
способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
- развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
- использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями). Данный урок я предлагаю провести с использованием новой технологии – веб-квеста.
Итак, что же такое веб-квест? «Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Созданный мною веб-квест по алгебре «Графики функций» является учебным модулем по изучению данной темы по алгебре в 8 классе, а вместе с тем эффективным способом использования средств Интернета для решения педагогических задач. Дети любят «путешествовать по интернету», веб-квест сделает это путешествие целенаправленным. Учитель выступает в данном случае в роли тьютора. Ученик выбирает свой темп изучения темы, свою траекторию обучения, индивидуальный маршрут.
Для реализации планируется проведение подготовительных мероприятий:
1) Дети выбирают себе одну из ролей: "историк", "теоретик", "аналитик", "практик-наблюдатель", "любитель живописи", "практик-математик". Выбравшие одинаковые роли, объединяются в группы, названия которых соответствуют названию выбранной роли.
2) Используя веб-квест (http://webquest2012.ucoz.ru ), обучающиеся выполняют задание учителя, при этом выбирают собственную траекторию обучения и свой темп работы.
Задания для групп:
I группа «Историки» изучает вопрос об истории понятия «функция»,а также историю названий известных функций: параболы, гиперболы и готовит сообщение на эту тему.
II группа «Теоретики» систематизируют материал по теме «Построение графиков функций: прямой линии, гиперболы, параболы», формулирует алгоритмы построения, а также различные приёмы, используемые для построения графиков функций.
III группа "Аналитики" готовит материал о том, как можно представить с помощью графиков функций известные пословицы и поговорки.
IV группа «практики-наблюдатели» готовит материал о функциональных зависимостях, встречающихся в окружающем мире и повседневной жизни.
V группа «Практики-математики» готовит творческое задание: рисунки на тему: «Мир вокруг нас», которые можно построить с помощью графиков известных учащимся функций. (При необходимости можно воспользоваться помощью учителя)
VI группа «Любители живописи», рассмотрев гравюры известного японского художника Кацусико Хокусая", выясняет графики каких функций можно увидеть в работах художника, а также готовит альбом-презентацию. Кроме того, готовят сообщение о стиле японской графики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Группа «Историки» рассказывает об истории понятия «функция», а также историю названий известных функций: параболы, гиперболы .
III. Группа «Теоретики» систематизируют материал по теме «Построение графиков функций: прямой линии, гиперболы, параболы», формулирует алгоритмы построения, а также различные приёмы, используемые для построения графиков функций. (В виде сообщения). Остальные обучающиеся делают краткие записи в тетради.
IV. Группа «Аналитики» делает сообщение о том, как можно представить с помощью графиков функций известные пословицы и поговорки.
V. Группа «Практики-наблюдатели» представляет материал о функциональных зависимостях, встречающихся в окружающем мире и повседневной жизни.
VI. Группа «Практики-математики» предлагает остальным обучающимся построить «цветок» с помощью шаблона графика функции у = 2х2, затем на выбор «портрет кота» или «клоуна» (можно использовать интерактивную доску (есть готовая координатная сетка), на местах – рабочую тетрадь).
VII. Группа «Любители живописи», рассмотрев гравюры известного японского художника Кацусико Хокусая, делает сообщение о том, графики каких функций можно увидеть в работах художника (использует альбом-презентацию). Кроме того, делает сообщение о стиле японской графики.
VIII. Домашнее задание: (творческого характера) придумать свой «рисунок» с помощью известных графиков функций.
IX. Итог урока.
X. Рефлексия.