Цель урока: cпособствовать формированию понятия магнитного поля на примере изучения природного явления северное сияние.
Цель, проговариваемая для учащихся: сегодня на уроке мы раскроем одну из тайн явления Северного сияния, узнаем, как оно связано с магнитным полем, благодаря научным знаниям.
Задачи:
дидактические: Способствовать формированию научной картины мира на основе национальных представлений;
воспитательные: Способствовать сохранению родных языков, культуры и чувства патриотизма у детей народов Севера. В ходе беседы, способствовать воспитанию культуры вести диалог с докладчиками, оппонентами и др.;
развивающие: продолжить развитие компетентности учащихся, помогающий быть наиболее деятельным, значимым в своей родной природной среде. Способствовать развитию аналитического мышления, умение синтезировать и обобщать полученные знания.
Методы:
А) по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
Б) по степени взаимодействия “Учитель-ученик”: беседа;
В) по дидактическим задачам: обобщение и закрепление.
Г) по характеру познавательной деятельности: исследовательский;
Д) по степени расчленения знаний: сравнительный, аналитический, обобщающий;
Е) по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный.
Тип урока: комбинированный урок.
Средства обучения:
А) Наглядные пособия: рисунки с изображениями северного сияния, планеты Земля, линий магнитного поля.
Б) Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
В) Дидактический материал: Учебник для 11 класса под ред. Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, карточки, доклады учащихся.
Мотивация урока: cеверное сияние – одно из прекраснейших явлений, которое мы можем наблюдать, с ним связано много легенд, сказаний, но на самом деле – это проявление магнитного поля. Каким образом это связано давайте узнаем вместе сегодня на уроке.
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний (10 мин.)
3. Северное сияние как проявление магнитного поля (15 мин.)
4. Магнитное поле Земли (8 мин.)
5. Диагностика (7 мин.)
6. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний (репродукция ранее изученного материала).
А) письменно, задание на экране проектора (“Да-Нетка” - тест с выбором ответа или “да” или “нет”).
Б) устно, вопросы на экране проектора (раскрыть понятия, пройденные на прошлых уроках, обобщить ранее изученный материал).
3. Северное сияние как проявление магнитного поля земли.
А) Вступление: Северное сияние – одно из прекраснейших явлений, которое мы можем наблюдать, с ним связано много легенд, сказаний, но на самом деле – это проявление магнитного поля. Каким образом это связано давайте узнаем вместе сегодня на уроке. Сначала послушаем ваши доклады о мифах и легендах, связанных о происхождении явления северного сияния и ответим на вопросы: Что связывает эти легенды? Как они связаны с магнитным полем?
Б) Выступление с краткими докладами (домашнее задание)
4. Магнитное поле Земли. (Отвечая на вопросы, учащиеся самостоятельно формируют понятие магнитного поля, учитель только направляет и координирует их работу).
Физика явления:
В околоземном пространстве движутся заряженные частицы космических лучей. Эти частицы летят с огромной скоростью в сторону Земли. Магнитное поле Земли как защитный пояс предохраняет поверхность Земли от попадания на неё частиц высокой энергии, изменяя их траектории. Частицы с меньшей энергией попадают в магнитные ловушки, образуемые линиями индукции магнитного поля Земли, перемещаясь по винтовой линии между полюсами Земли. В результате столкновения с молекулами атмосферного воздуха возникает электромагнитное излучение – северное сияние.
5. Диагностика (обобщение и закрепление знаний).
Учащиеся устно отвечают на вопросы (вопросы выстраиваются от простых к сложным и приходят к общему выводу, исходящим из цели урока).
6. Домашнее задание. Прочитать краткие итоги главы 1, стр. 26, повторить понятия.
Выставление оценок. Вопросы к уроку.