Научите меня дружить

Разделы: Работа с дошкольниками


“...Мне кажется, защита детства должна представлять собой заботу о том, чтобы дети не стали преждевременно
взрослыми – ворчливыми, недоверчивыми, потерявшими интерес к жизни существами, которым нечем жить”.
Марс Ягудин

Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. Задача заботливых и уважающих своего ребёнка родителей – помочь малышу увидеть в ровеснике не столько интересный объект для изучения, сколько человека, с которым можно общаться. Чем раньше дети откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребёнка со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности его самосознания, его отношение к миру и самочувствие среди других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для появления творческого, самобытного начала в ребёнке. Кроме того, оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу.

Выбирая тот или иной вариант разрешения конфликта, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и степень эмоциональной напряжённости детей.

Взрослый должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

- избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию, например: “Отдай куклу”, “Не обижай Катю”, “Играйте вместе”;

- не унижать ребёнка, не называть его жадиной, злюкой и т.д.;

- использовать тактичные приёмы поддержки слабого и обиженного ребёнка;

- использовать косвенные способы, побуждающие ребёнка высказать свои переживания и желания;

- тактично интерпретировать переживания обиженного ребёнка, помогая, детям лучше понять состояние друг друга и договориться;

- использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

- формулировать запрет таким образом, чтобы дети получили возможность самостоятельно договориться.

Психологи установили, что общение детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Такие контакты дают ребёнку яркие впечатления, возможность проявить свои способности, являются полем для проявления инициативы, творчества. Поэтому обязательно важно уделять внимание общению между детьми и расширять эту сферу жизни наших детей.

Тогда они вырастут общительными, лёгкими и социально-активными людьми.

Литература.

  1. Марс Ягудин “А в небе жаворонок поёт”;
  2. Т.А.Игнатьева “Развитие ребёнка”;
  3. Е.О.Смирнова “Дети раннего возраста в детском саду”