Внеклассное мероприятие "Клуб веселых математиков и физиков". 8–9-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Оборудование игры: экран, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы кроссвордов, раздаточный материал с заданиями, таблицы результатов для жюри.

Игра построена по принципу шахматной партии. В игре принимают участие 2 команды знатоков математики: белые и чёрные фигуры.

1. Приветствие. (Совместное представление команд)

Игра без цейтнота –
Работа без пота,
Окрошка без ложки,
Роман без героя.

- Разрешите представиться!
- Мы маленькие пешки,
И сделаны из дерева.
Без паники и спешки
Идём вперёд мы смело.
А если очень повезёт,
Мы станем королевами.
Ведём всю армию вперёд;
Игру мы с вами сделаем!

- А мы - боевые слоны.
В упорстве секрет нашей силы.
Ходим по диагоналям,
Доску мы прекрасно знаем.
Пощады в борьбе не просите,
Дорогу слонам уступите!

- А мы - легендарные кони,
Мы мчим за врагами в погоню.
Мы шагаем буквой “Г”,
Благородны мы в борьбе.
И жюри хотим сказать:
Любим честно побеждать!
Мы с параболой на шее
Победить в игре сумеем!

- Я ладья, она ладья, при дворе мы служим;
Нам один король судья, он нам очень нужен!
Ходим прямо по доске мы, и с соперником честны.
Враз решаем все проблемы, с математикой дружны.

- Я - королева на нашей доске,
Я и умна, и красива.
Все, как один, покоряются мне,
Клетка любая доступна вполне;
Свобода - и есть моя сила!

- Братья мои! Мой любимый народ!
К вам обращается ваш король.
Верьте в победу, и мы победим,
Но и от вас мы поддержки хотим.
Того, кто поможет нам балл получить,
Щедрым подарком хочу наградить!

Песня: Живём мы все на свете,
Фигуры деревянные,
В том самом королевстве,
Где в клеточку земля.

Играем мы чудесно,
Нам вместе интересно,
И шахматы придумали,
Поверьте нам, не зря!

Мы дружные ребята;
Владеем классно “матом”,
И “шах” нам помогает
Победу одержать!

Но если вдруг случится,
Что нам не зафартится,
Болельщики, родные,
Не надо горевать! (2 раза)

2. Конкурс “пешек” “Помнишь ли ты?”: кто лучше ориентируется в старинных мерах длины, массы, площади, объема? Предлагается название старинной меры, участники по очереди предполагают, какой современной величине они соответствуют. Балл начисляется той команде, чей представитель назвал число, ближе находящееся к правильному ответу. После ответов “пешек” на экране появляется правильный ответ с иллюстрацией к нему.

Вопросы конкурса:

  1. дюйм (2,5 см) – длина фаланги большого пальца;
  2. пядь (16 см) – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев;
  3. сажень (213 см) – мера длины, равная 3 аршинам;
  4. косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;
  5. маховая сажень (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук;
  6. локоть или аршин (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки равен;
  7. фут (31 см) – длина стопы, 12 дюймов;
  8. ярд (91 см) – единица длины, равная расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки;
  9. поприще, или верста (1,067 км) – мера длины, равная 500 саженям;
  10. золотник (4 г) –для взвешивания мелких дорогих товаров;
  11. гривна (410 г) – древняя русская мера веса;
  12. фунт (384 г) – мера массы, равная 96 золотникам;
  13. пуд (15,36 кг) – мера массы, равная 40 фунтам;
  14. берковец (153,6 кг) – 10 пудов;
  15. ведро (12 л) – мера объёма;
  16. штоф (1,2 л) – десятая часть ведра;
  17. баррель (163,36 л);
  18. галлон (4,55 л);
  19. бушель (36,4 л);
  20. пинта (0,55 л).

3. Конкурс “Пойми меня”.

Участвуют все члены команды. Один участник (“ферзь”) становиться лицом к экрану, остальные члены команды - за экраном (на сцене). На экране - математический объект (график, геометрическая фигура и т.п.). Участник конкурса, стоящий перед экраном, словами и жестами объясняет задание остальным. Запрещается употреблять однокоренные правильному ответу слова. Команда должна угадать правильный ответ.

Задания для конкурса:

Команде белых фигур:

Задания для команды чёрных фигур:

4. Турнир смекалистых (“кони”. На экране появляются ребусы (по очереди для команд), время ограничено (1 минута + 1 дополнительная минута на помощь клуба). Если команда не отгадала ребус в течение 1-й минуты, ей даётся возможность опросить своих болельщиков и ответить в течение следующей дополнительной минуты. В случае неудачи право ответа передаётся соперникам.

Ответы к ребусам: 1 - числитель, 2 - косинус; 3 – модуль; 4 – знаменатель.

5. Конкурс “королей” - “Что в памяти моей осталось…”

Выходят капитаны команд, каждому капитану задаются вопросы, на которые он должен ответить как можно быстрее, за правильный ответ начисляется один балл. Время – 1 минута для каждого участника.

Вопросы 1-му капитану:

 

отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус)

  1. утверждение, требующее доказательства (теорема)
  2. график квадратичной функции (парабола)
  3. прямоугольник с равными сторонами (квадрат)
  4. направленный отрезок (вектор)
  5. отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус)
  6. угол, меньший прямого (острый)
  7. самая большая хорда в круге (диаметр)

Вопросы 2-му капитану:

  1. утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)
  2. отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда)
  3. сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  4. ромб с прямыми углами (квадрат)
  5. часть прямой, ограниченная с одной стороны (луч)
  6. угол, больший прямого (тупой)
  7. отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус)
  8. простейшая геометрическая фигура (точка)

6. Конкурс кроссвордов (ответственный член команды – “слон”.

Каждой команде предлагается отгадать кроссворд за 5 минут. В это время болельщикам команд даётся задание: назвать как можно больше математических терминов, начинающихся с буквы “П”.

Кроссворд 1

По горизонтали:

4. Число, состоящее из единицы с нулями.

5. Французский математик 17 века.

6. Отрезок, соединяющий две точки окружности.

7. Вспомогательная теорема.

8. Тело вращения.

По вертикали:

1. Постоянное число, к которому стремится бесконечная последовательность или числовая функция.

2. Один из разделов математической науки.

3. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.

Кроссворд 2

По горизонтали:

2. Сторона в прямоугольном треугольнике. 

4. Правильный многогранник.

5. Часть математики.

7. Общая часть двух пересекающихся прямых.

По вертикали:

1. Часть круга.

2. Ромб с прямыми углами.

3. Перечень числовых данных, приведённых в систему и разнесённых по строкам и графам.

6. Название первого учебника геометрии, написанного Евклидом в I I I веке до нашей эры.

Ответы:

7. “Веселая рыбалка” (от команды участвует “ладья”).

Оборудование конкурса: удочка с магнитом, вырезанные из бумаги изображения рыб с текстами задач разного уровня сложности. Участник команды “ловит” рыбку, читает задание и отвечает, в случае необходимости – после консультации с командой.

Задачи:

  • Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? /Время, температура/
  • С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звон консервной банки, привязанной к ее хвосту?/Достаточно стоять на месте/
  • Когда сутки короче: зимой или летом? /Одинаково – 24 часа/
  • На двух чашах весов – два ведра, наполненные водой. Уровень воды одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы в равновесии? /Да/
  •   Тот шарик проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик? /Одинаковы/
  • Толя и Коля по очереди прыгают со шкафа в квартире на третьем этаже. Какая сила оставляет их на полу своей квартиры, не пуская дальше к нижним соседям? /Сила упругости пола/
  • Грабители отняли у потерпевшего все: деньги, документы, одежду, и, решив, что больше у нег взять нечего, бросили с моста в реку. Чем обладал потерпевший на полпути к воде? /Потенциальной энергией, постепенно переходящей в кинетическую/
  • Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 н, бабка до 100 н, внучка до 50 н, жучка до 30 н, кошка до 10 н, мышка – до 2 н. справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 н? /Модуль равнодействующей силы всех участников процесса равен 792 н, без мышки получается 790 н, что меньше 791. Ответ: нет.

8. Конкурс “Очевидное – невероятное”.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг… (А. С. Пушкин)

Члены каждой команды по очереди показывают физический опыт, соперники должны объяснить суть явления.

9. Рассказ о великом открытии.

Командам заранее было дано задание приготовить шуточный рассказ о каком-нибудь великом открытии в истории науки. Возможные варианты выполнения этого задания:

Закон Архимеда.

Царю подарили корону однажды.
Решил он проверить: не липа ль она?
Собрал мудрецов со всего королевства,
Задал им задачку. Задача трудна.

Нельзя распилить, повредить ненароком:
Она дорогая, корона царя!
Тогда предложил повелителю кто-то
Позвать Архимеда, науки жреца.

Пришёл он к царю, удивляясь дорогой,
Зачем пригодился он знатным вельможам.
И тут он услышал такие слова:
- Тебе дорога ли твоя голова?

Если в три дня не придумаешь способ,
Как мне проверить корону мою:
Сколько в ней золота, нет ли отбросов,
Я тебя, парень, позорно казню!

Если ж решишь ты задачу удачно,
Званье получишь мудрейшего ты,
Я награжу тебя замком впридачу,
Сбудутся разом желанья, мечты.

Ну и дела, влип герой наш серьёзно.
Что ему делать - не знает, бедняк.
Были раздумья, были и слёзы,
Вертел он корону и эдак, и так.

Не помогают труды и заботы.
И не находит загадка ответ.
“Чёрт бы побрал это царское золото” -
На третий день захандрил Архимед.

Чтоб не казнили, решил утопиться.
- Жаль, не успел перед смертью жениться.
В ванну набрал наш бедняга воды,
Прямо с разбега он прыгнул туды.

И, вдруг, наблюдая в квартире потоп,
Крикнул он: “Эврика! Браво! Нашёл!”
Так и родился великий закон.
В ванне с водой сформулирован он.

Знает закон Архимеда весь свет.
Школьник любой даст короткий ответ:
Тело, всунутое в воду, выпирает из воды
С силой выпертой воды тело, впёртое туды.

Закон Ньютона.

Сидел под яблоней Ньютон
И думал о высоком:
- Какой бы выдумать закон,
Чтоб в памяти потомков
Остаться умным навсегда,
Чтоб знали моё имя
Все страны, сёла, города,
Как все мои родные… -

Так размечтался наш Ньютон,
Но вдруг с какой-то ветки
Упало яблоко, и он
Пошёл искать таблетки.
Как боль немного унялась,
Вопросы стал он задавать:

- За что такое наказанье?
Наверно, ждёт меня признанье!
Так. Яблоко, сорвавшись с ветки,
Не взлетело в облака,
А свалилось вниз, и целью
Стала яблоку башка.

Да ещё моя… однако,
Что же это за закон? –
Над болячкою поплакав,
Стал раздумывать Ньютон.

- Значит, так. Мы ускоренье
От свободного паденья
Обозначим буквой “жо”
Что бы выдумать ещё?
Тяжела моя наука.
То тебе не шутки, брат.
Так, посмотрим. Ну-ка, ну-ка,
Высота - “жо” “т” квадрат!

Слишком много, безусловно.
Думай, думай, голова!
Браво! Кажется, готово:
Надо разделить на два! -
Так прославился Ньютон,
Знает его каждый:
Вывел умный он закон
Под яблоней однажды.

10. Награждение победителей и их соперников.

Подведение итогов игры – слово предоставляется председателю судейской бригады. Вручаются призы активным участникам игры.