Цель опыта. Повышение качества обучения русскому языку на начальном этапе освоения курса через развитие творческих способностей и воображения детей средствами графического представления курса фонетики с опорой на рифмовки и образы, соответствующие возрасту младшего школьника.
Соответствие УМК. Подходит для любого УМК. В период обучения грамоте буквы можно изучать в любом порядке. Проект “Гусеничка Фонетичка” собирается из отдельных символов– кружочков в соответствии с порядком изучения букв. На занятиях по русскому языку данная схема помогает проводить фонетический разбор слов в полном объёме, и даже так, как рекомендует С. В. Иванов (УМК “Школа XXI века”).
Статья.
Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической, лексической, грамматической. Фонетика является первым и основополагающим разделом языкознания.
У меня появилось желание создать графическое представление курса фонетики в занимательной форме виде таблицы “Гусеничка Фонетичка”. Оно основано частично на цветовых символах, предложенных авторами “Азбуки” В. Г. Горецким, В.А. Кирюшкиным, частично на обозначениях, предложенных Р. Н. и Е. В. Бунеевыми. Я эти обозначения систематизировала, объединила и представила в виде “Гусенички – Фонетички” для более полной характеристики звукового ряда русского языка.
Также дополнила схему рифмовками в стихотворной форме. Они составлены так, что, заменяя лишь некоторые слова-термины в рифмовке, можно охарактеризовать любой звук русского языка. И теперь, когда я на занятиях показываю с помощью интерактивной доски яркую схему – “Гусеничку – Фонетичку”, то вижу живой интерес в ребячьих глазах. Данная графическая схема – опора, которые несёт учебную информацию, раскрывает программное содержание понятий, и одновременно является ярким образом, доступным детскому восприятию. Эту графическую схему можно использовать как при объяснении нового материала, так и во время повторения программного материала.
Схема помогает определить последовательность действий в решении фонетических задач, а также систематизировать знания. А главное, помогает сделать объяснение доступным и легко запоминающимся как дошкольникам, так и младшим школьникам.
Технология опыта.
Этапы работы над проектом.
1-й этап. Введение в курс “Обучение грамоте”.
Знакомство с “героем проекта”. Дети получают не разукрашенную схему проекта. См. таблицу. Приложение 1.
Гусеничка к нам пришла, много звуков принесла.
Мы её хотим раскрасить. Только как? Ответ не ясен.
Каждый круг – какой –то звук.
Чтобы цвет его найти, надо звук произнести.
2-й этап. Темы учебных занятий. Изучение букв гласных звуков, обозначающих твёрдость согласных звуков. Приложение 2.
Действия над проектом. Знакомство с условными обозначениями проекта букв гласных звуков в игровой форме.
Буквы гласных звуков, обозначающие твёрдость согласных звуков – разукрашиваем красный круг на синих ножках. При изучении букв А, а запоминается рифмовка:
Звук [а] поётся, значит, гласный.
Пиджачок у буквы красный.
Боты синие обувает,
Твёрдость согласных обозначает.
При запоминании рифмовки на уроке раскрашиваем соответствующий круг в опорной схеме “Гусеничка Фонетичка”.
При изучении букв О,о, У, у, Э, э, ы в этой рифмовке изменяется только звук в квадратных скобках, а в кружочке соответственно надпись. Сравните:
Звук [о] поётся, значит, гласный.
Пиджачок у буквы красный.
Боты синие обувает,
Твёрдость согласных обозначает.
Звук [у] поётся, значит, гласный.
Пиджачок у буквы красный.
Боты синие обувает,
Твёрдость согласных обозначает.
3-й этап. Темы учебных занятий. Изучение букв гласных звуков, обозначающих мягкость согласных звуков. Приложение 2.
Действия над проектом. Знакомство с условными обозначениями проекта букв гласных звуков, обозначающих мягкость согласных звуков, в игровой форме.
Буквы гласных звуков, обозначающие мягкость согласных звуков – разукрашиваем красный круг на зелёных ножках. При изучении букв И, и запоминается рифмовка:
Звук [и] поётся, значит, гласный.
Пиджачок у буквы красный.
Боты зелёные обувает,
Мягкость согласных обозначает.
Несколько иначе выглядит рифмовка для букв Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я.
Буква Е поётся, обозначает гласный.
Пиджачок у буквы красный.
Боты зелёные обувает,
Мягкость согласных обозначает.
Соответственно в рифмовке для букв Ё, ё, Ю, ю, Я, я изменяется только буква.
4-й этап. Буквы согласных сонорных звуков.
Темы учебных занятий. Изучение букв согласных звуков. Наблюдение над звуками в словах – именах сказочных героев.
Действия над проектом. Знакомство с условными обозначениями проекта букв согласных звуков в игровой форме. Приложение 2.
Слова Наф – Наф и Ниф– Ниф дают яркое представление о звуках [н] и [н'], обозначаемых одной буквой эН. Значит, кружок мы разукрасим сразу двумя цветами: половину синим цветом, а вторую половину зелёным цветом.
Буква эН звуки [н] и [н'] обозначает.
Они не поются, значит, согласными их называют.
Звоночек над ними жёлтый висит,
Значит, согласный звонкий звучит.
Наряд сине-зелёный буква меняет,
Твёрдый иль мягкий звук обозначает.
Смотрите Приложение 2.
Слова Маша и Медведь дают яркое представление о звуках [м] и [м'], обозначаемых одной буквой эМ.
Буква эМ звуки [м] и [м'] обозначает.
Они не поются, значит, согласными их называют.
Звоночек над ними жёлтый висит,
Значит, согласный звонкий звучит.
Наряд сине-зелёный буква меняет,
Твёрдый иль мягкий звук обозначает.
Соответственно изучаем и буквы эЛь, эР.
Только при изучении буквы И краткое кружок закрашиваем только зелёным цветом и рифмовка чуть– чуть изменяется:
Буква И краткое звук только [й'] обозначает.
Он не поётся, значит, согласным его называют.
Звоночек над ним жёлтый висит,
Значит, согласный звонкий звучит.
Наряд только зелёный буква надевает,
И только мягкий звук обозначает.
Таким образом дети запоминают сонорные звуки.
5-й этап. Буквы согласных звуков, парных по звонкости – глухости.
Темы учебных занятий. Изучение букв согласных звуков, парных по звонкости – глухости. Парные звонкие согласные по звонкости –глухости изучаем аналогично.
Буква Бэ звуки [б] и [б'] обозначает.
Они не поются, значит, согласными их называют.
Звоночек над ними жёлтый висит,
Значит, согласный звонкий звучит.
Наряд сине-зелёный буква меняет,
Твёрдый иль мягкий звук обозначает.
А вот при изучении глухих парных согласных рифмовка чуть – чуть изменится. И теперь над сине-зелёным кружочком не будет звоночка.
Буква Пэ звуки [п] и [п'] обозначает.
Они не поются, значит, согласными их называют.
Звоночек над ними не висит,
Значит, согласный глухой звук звучит.
Наряд сине-зелёный буква меняет,
Твёрдый иль мягкий звук обозначает.
Аналогично изучаем и раскрашиваем все остальные парные согласные по звонкости-глухости.
6-й этап. Буквы согласных звуков, непарных по твёрдости – мягкости.
Темы учебных занятий. Изучение букв согласных звуков, непарных по твёрдости-мягкости. Непарный мягкий звук раскрашиваем только зелёным цветом. При изучении букв Че и Ща рифмовка звучит так:
Буква Че (Ща) звук только [ч’] ([щ’]) обозначает.
Он не поётся, значит, согласным его называют.
Звоночек над ним не висит,
Значит, согласный глухой звучит.
Наряд зелёный буква не меняет,
И только мягкий звук обозначает.
Непарный твёрдый звук раскрашиваем только синим цветом.
При изучении буквы Жэ рифмовка должна звучать так:
Буква Жэ звук только [ж] обозначает.
Он не поётся, значит, согласным его называют.
Звоночек над ним жёлтый висит
Значит, согласный звонкий звучит.
Наряд синий буква не меняет,
И только твёрдый звук обозначает.
При изучении букв Ша и Цэ рифмовка должна звучать так:
Буква Ша звук только [ш] обозначает.
Он не поётся, значит, согласным его называют.
Звоночек над ним не висит
Значит, согласный глухой звучит.
Наряд синий буква не меняет,
И только твёрдый звук обозначает.
Подчёркнутые слова в рифмовке заменяем соответственно цветовому обозначению звука изучаемой буквы.
Самое удивительное в том, что дети однажды выучив рифмовку, сами изменяют в ней слова с опорой на схему “Гусеничка Фонетичка” и запоминают звуковые характеристики, которые затем необходимы им при выполнении фонетического разбора.
Таким образом, основа рифмовки выглядит так:
Буква … звук только […] или (звуки […] и […])
обозначает.
Он не поётся, значит, согласным его называют. Или
Они не поются, значит, согласными их называют.
Звоночек над ним жёлтый висит или (не висит)
Значит, согласный звонкий или (глухой) звучит.
Наряд синий или (зелёный) буква не меняет,
И только твёрдый или (мягкий) звук обозначает. Или
Наряд сине-зелёный буква меняет,
Твёрдый иль мягкий звук обозначает.
А вся таблица “Гусеничка Фонетичка” в Приложении 2.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность при внедрении данного опыта работы.
Необходимо помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация на уроках обучения грамоте заранее изготовленной таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. А чем можно увлечь ребятишек. Конечно же, рисованием! Значит, мы будем фонетику… рисовать! Но наши рисунки – не картинки для забавы. Они учат запоминать не только усилием воли, а и глазами. Запоминание, основанное на единстве зрительного, слухового восприятия и воображения, наиболее прочно усваивается.
Поэтому огромную значимость имеют:
– совместная поэтапная деятельность ученика и учителя при составлении
графических схем и рифмовок, использование игровых приёмов,
– презентационное сопровождение процесса обучения,
– параллельное изучение теоретических правил в традиционной форме и рифмовок,
что способствует лучшему пониманию и усвоению программного материала.
В чём преимущества этой схемы?
Первое преимущество заключается в том, что в схеме “Гусеничка Фонетичка” даются характеристики 42 звуков русского языка: 6 гласных звуков и 36 согласных звуков.
Учащиеся начальной школы без затруднений выполняют фонетический разбор даже с указанием характеристик парных и непарных звуков как по звонкости –глухости, так и по твёрдости-мягкости (УМК “Школа XXI века”)..
Второе преимущество этой схемы заключается в том, что “гусеничка растёт” из урока в урок, т.е. мы, характеризуя каждый звук в отдельности, постепенно вводим условные цветовые обозначения всех звуков русского языка совместно с детьми, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Дети “гусеничку” любят раскрашивать.
Третье преимущество этой схемы заключается в том, что цветовое решение условных обозначений не противоречит применяемым в начальной школе программам обучения грамоте. Следовательно, использовать её можно на уроках обучения грамоте и по программе Р. Н. и Е. В. Бунеевых, и по учебнику “Азбука” В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, и по другим программам развивающего обучения. Последовательность букв можно менять, не нарушая художественного образа “гусенички”.