“Технология – это искусство,
умение, совокупность методов
обработки, изменения состояния”
В.М. Шепель
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, педагогики и теории управления познавательной деятельности.
Важным и необходимым элементом системы управления учебным процессом является школьная кафедра. Кафедра естественно-математических дисциплин, сформированная в МБОУ-СОШ №3 в сентябре 2007 года, объединяет учителей математики, физики, информатики, химии, биологии и географии и работает над интересной моделью адаптивной системой обучения, которая подразумевает своего рода подстройку учебного процесса под интеллектуальные и психологические возможности каждого конкретного класса и ученика.
Основной формой взаимодействия учителя и ученика стало сотрудничество. Учитель не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причём поиск этот может осуществляться в различных формах или, как сейчас принято говорить, технологиях.
Современные образовательные технологии – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, которая включает в себе различные методы, формы и приёмы.
Учителя нашей кафедры наиболее эффективно используют технологии развивающего обучения, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, разноуровневого, проектного и исследуемого обучения, педагогических мастерских, программированного и коллективного способов обучения.
Анализ педагогической практики нашей кафедры показал, что современному учителю недостаточно владеть предметными знаниями, он должен обладать арсеналом методических подходов и технологий, широким спектром приёмов и методов обучения. В связи с этим, для педагогов кафедры стала актуальна проблема использования различных технологий в обучении предметов естественно-математического цикла.
Технологии развивающего обучения.
Развивающее обучение – это обучение, которое обеспечивает умственное развитие, способствует сознательному усвоению учебного материала, воспитывает самостоятельность действий учащихся.
Основные слагаемые технологий развивающего обучения в практике учителей кафедры – технология проблемного, развивающего эксперимента и технология исследовательской деятельности учащихся.
Проблемность в обучении предметам естественно-математических дисциплин реализуется по-разному, в зависимости от содержания и подготовленности учащихся. В условиях применения объяснительно-иллюстративного метода – проблемное изложение материала учителем; частично-поискового метода – совместное решение проблемы; при исследовательском методе – самостоятельное выдвижение гипотезы, нахождение пути её решения.
Технология исследовательской деятельности учащихся базируется на исследовательском эксперименте исследовательского характера, который ведёт к открытию неизвестных фактов, знаний и способов действий.
В качестве примера проблемно-исследовательской технологии приведены уроки алгебры в 9 классе “Вывод корней квадратного уравнений” (учитель Л.Г. Черняева) и биологии в 8 классе “Заболевания крови, нарушения деятельности иммунной системы” (учитель Г.П. Кивлина) с использованием технологических карт.
Отличительные признаки предлагаемых технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей. Подобные карты может составить по своему усмотрению любой учитель, ориентируясь на свои условия работы.
Технология группового обучения.
На практике данная технология реализуется учителями кафедры благодаря использованию групповых заданий. При групповой работе учащихся объединяют в группы по два, а лучше по четыре человека. Групповая работа включает следующие обязательные элементы:
- постановку и осмысление цели (общегруппового задания);
- выполнение индивидуального задания каждым участником группы в соответствии с общей целью;
- взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг другу возникающих затруднений;
- совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных каждым членом группы;
- соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.
Технология разноуровневого обучения.
Эта технология реализуется на практике нашими учителями при использовании дифференцированных заданий, рассчитанных на разные по уровню подготовки группы учащихся.
Дифференциация заданий проводится с тем или иным типом познавательной деятельности учащихся. В связи с этим различаются следующие виды дифференцированных заданий:
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- исследовательские.
Варианты заданий усложняются от первого к третьему.
Технология игрового обучения.
Эта технология реализуется на практике через проведение учителями дидактических игр.
В методической литературе понятие “дидактические игры” до сих пор не имеет однозначного определения. Мы придерживаемся более общего определения: дидактическая игра – это специально созданная игра, в ходе которой реализуются учебная и игровая цели, которая проводится в рамках определённых правил и по соответствующему сюжету.
Дидактические игры должны:
- соответствовать определённым учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям и умениям;
- организовываться с учётом подготовки и психологических особенностей учащихся и соответствовать учебному материалу;
- основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся, включать элементы соревновательности между командами или отдельными участниками;
- иметь необходимое дидактическое обеспечение, методические указания к их проведению.
Учебный процесс с применением дидактической игры имеет несколько этапов:
- создание игровой проблемной ситуации;
- ход игры;
- подведение итогов игры.
Учителя кафедры естественно-математических дисциплин применяют дидактические игры: сюжетные (деловые и ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-конкурсы, суды, ярмарки) и игры с раздаточным материалом (лото, маршруты и др.).
Что же даёт школе внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, и чего мы ждём от этого в будущем?
Результаты работы педагогов кафедры естественно-математических дисциплин показывают, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, и раскрыть свои творческие способности.
Меняются профессиональные позиции педагогов, осуществляется творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе, совершенствуется характеристика личности учащихся, улучшается качество знаний, сохраняется и укрепляется здоровье учащихся.
Наступило время иной педагогики, других целей образования и принципиально иных образовательных технологий, которые позволяют рационально спроектировать учебный процесс, реализовать задачи и добиваться намеченных результатов.