Задания для проведения олимпиад.
Русский язык 4 класс.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Пособие составлено для учащихся 4 классов с целью повышения уровня самостоятельности и активизации творческого потенциала учащихся по русскому языку. Творческие задания повышенной трудности научат детей фантазировать и правильно излагать свои мысли.
Сведения из истории слова помогут ребятам объяснить их происхождение, расширить свой словарный запас.
Небольшой словарик крылатых слов и выражений повысит уровень общих знаний, позволит проникнуть в тайны истории, откроет страничку античной мифологии.
Думаю, что предлагаемый материал пробудит в ребенке интерес к живому слову, вызовет желание чаще заглядывать в книги и словари.
Задания для проведения олимпиад
Олимпиада № 1.
1. Играем в прятки:
Найти животных среди строк
а) Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду. (1б.)
б) Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (1б.) = 2б.
2. Говори правильно:
Занять, занял, заняли, заняла; брать, брал, брала;
Гнать, гнал, гнала; ждать, ждала, ждал;
Хвоя, щавель, инструмент, одобрить, цемент, положить. (19 слов – 19 б.)
3. Подобрать антонимы к словам:
а) мягкий –
б) натуральный –
в) снаружи – (3 б.)
4. Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать – (5 б.)
5. Указать фразеологизмы к словам со значением:
а) бездельничать,
б) обманывать,
в) быстро.
(Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, вводить в заблуждение, высунуть язык, со всех ног, спустя рукава, собак гонять, во весь дух, водить за нос.) 14 б.
6. Записать одним словом, используя слова с удвоенными согласными: 11 б.
Больничный лист –
Товарищ по работе –
Вид городского транспорта –
Популярная игра на льду –
Спортивный бег –
Сотрудник газеты, журнала –
Один из видов игры в мяч –
Обучение животных –
Рисунки в газете, журнале –
Помещение в школе –
Свидетельство об окончании средней школы –
Олимпиада № 2.
1. Сколько раз в стихотворении встречается звук “Ш”?
– Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь! 2 б.
2. Закончи фразеологизм подходящим словом: 5 б.
Голоден как …; Изворотлив как …; Нем как … ; Болтлив как …; Как мокрая …
3. Впиши названия: 8 б.
звери
рыбы
4. Отгадай слова: 1б.
С глухим – траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.
5. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово “ель”: 2б.
6. Из слогов “собери” пословицу: 2 б.
ша ро кни я га хо ший друг луч
7. Отгадай ребусы: 2б.
8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Рядом запиши обобщённое название этих предметов: 4б.
1. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён – …
2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша – …
3. Дождь, снег, град, гололёд – …
4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол – …
9. Прочитай “заколдованные” слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:
сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки 4 б.
10. Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву: 2б.
Олимпиада № 3.
1. Отгадай загадки: 2б.
1) Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.2) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове “дневник”,
Целым же – в космос проник.
2. Замени выражения одним глаголом: 5б.
Клевать носом – …
Зарубить на носу – ...
Чесать языки – …
Дать стрекача – …
Ломать голову – …
3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги: 5б.
Я ______ утра ______ лесу гуляю,
______ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
______ берёзку и ______ мох,
______ малину, ежевику,
______ ежа и ______ ежиху,
______ которой ______ ежат
Все иголочки дрожат.
4. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их: И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я (5б.)
5. Допиши пословицы: 3б.
Волков бояться – …
Не было гроша, …
Готовь сани летом, …
6. Получи из слова “год” слово “вес”, изменяя по одной букве в каждом слове.
Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки за чертой. 5б.
Г О Д __________
________________ Бывает у живых существ
________________ Окружает замок
________________ Синоним слова “рыбалка”
________________ Животное семейства кошачьих
________________ Природное сообщество
В Е С
7. Преврати: 5б.
1. Мел в мелкое место на реке.
2. Полку в танец.
3. Банку в баню.
4. Тракториста в машину.
5. Стол в комнату.
8. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы. 3б.
1. Охра + под =
2. Кит + рана =
3. Ров + поза =
9. Отгадай ребусы:
а)
б)
2б.
10. Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву “М”. Каждое последующее
слово должно быть на одну букву больше предыдущего. 5б.
М
М .
М . . (и т. д.)
Олимпиада № 4.
1. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова: 9б.
2. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию: 5б.
слове | изве | вла | уме | -сный | ||||
редко | чуде | у | по | |||||
согла | отве | сно | гну |
3. Составь слова: 2б.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в чёткий ряд –
Они с тобой заговорят.
А О С Н В М Т К О _________________
Б И Ь И Л У Н Д К __________________
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном: 4б.
Хвост | Перстень | ||
Холод | Характер | ||
Нервы | Жизнь | ||
Трубы | Конфета |
5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение: 6б.
Дождь лил * Скоро дело наладилось и пошло * Я знал городские переулки * Гости свалились * Он всегда врёт * У себя во дворе Мишка был * |
как снег на голову как сивый мерин как рыба в воде как из ведра как по маслу как свои пять пальцев |
6. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки: 3б.
Готовь лыжи летом.
Шайбы по весне считают.
Когда в соседях согласья нет.
7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы. 3б.
1. Лик + пена = …
2. Иск + том = …
3. Кожа + ворон = …
8. Ответь на вопросы: 5б.
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
9. Разгадай ребусы: 2б.
10. Игра “Четвёртый лишний”
- Подлежащее, глагол, дополнение, определение
- Существительное, наречие, сказуемое, глагол
- Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение
Олимпиада № 5.
1. Укажи, в каких словах пишется окончание – Е: 2б.
- Без обложк…
- В лимон…
- О брусник…
- На ел…
2. Поставьте, где нужно знаки препинания: 2б.
- Голубой сумрак ещё укутывал землю реку. Но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.
- Подарить Вам шарики? Обратился к старушке Чебурашка.
3. Записать предложение по правилам русской орфографии: 10б.
/ ф/п/ эс/ н/ иав/ эш/ имал/ эг/ипавиствуj| ицаасуд| б| эрускавакн| аз| а/
4. Вставьте пропущенные слова: 6б.
____________ колосятся, но ___________ пекут.
____________ на картинке, но в музыке _________.
Пусть талию вам _________ подчеркнут.
А вот в географии __________ – зоны.
Слова для справок: поясы-пояса, тона-тоны, хлебы-хлеба.
5. Учёным удалось записать слова на языке инопланетян: 8б.
дюпулэрдомн, жируфвая, пул, хрюпулэрдомн, хрюжир, дюпул, дюпулэрвая, тлыжируфдомн.
По другому каналу связи получены их переводы в перепутанном порядке: забегал, поход, забегать, побежать, ход, забег, приходить, ходил, бег.
6. Устойчивые словосочетания заблудились. Запиши их правильно: 4б.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
7. Напиши правильно: 15б.
(Не)когда, (не)жил, (не)здоровится, (не)лепый, (не)бег,(не)годовать, (не)уклюжий, (не)лежал,(не) видит, (не)был, (не)доумевал,(не)хочу, (не)навидеть, (не)волить, (не)ем.
Распределите выписанные глаголы в две группы?
8. Как правильно? 16б.
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Пенальти (точный; точное). Кенгуру (серый; серая). Кашне (шёлковое; шёлковая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Салями (вкусная; вкусное). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Бра (хрустальный; хрустальное). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный). Бандероль (тяжёлый; тяжёлая)
Олимпиада № 6.
Орфоэпия. Фонетика.
1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?
3. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.
5. Сколько звуков в словах сшить и лётчик?
6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю
подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.
7. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
8. В каком слове есть только твёрдые согласные?
Мел, лось, тема, можешь, матч.
9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сйэст], [йэст], [байукат'].
10. Запишите слова в фонетической транскрипции:
ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл.
Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова.
11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.
12. В каком слове ударение падает на первый слог?
Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.
13. Расставьте ударения в словах:
Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.
14. Произношение какого слова не совпадает с написанием:
- мак, стол, грустно, вить, лить.
- бак, слон, грустно, пять, весь.
16. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь
17. Какие слова имеют ударение на окончании:
свекла, брюква, скоба, скула, ампула, амплуа.
18. В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.
Поле – пэ, о, эль, е.
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.
19. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово: Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.
20. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.
21. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?
Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.
22. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.
Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит,
А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?
Назовите слова, где ударение поставлено неверно.
23. Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
Сборы, молотьба, отдать.
24. В каком слове все согласные звуки глухие?
Чеснок, салат, капуста, картофель.
Олимпиада № 7.
Лексика. Фразеология.
1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки – ... .
Изображение человека на картине или фотографии – ... .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте – ... .
Место на реке, где её можно перейти – ... .
Асфальтированная дорога – ... .
2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
3. Что означает устойчивое выражение: хоть шаром покати?
4. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
И'рис – ири'с; кле'щи – клещи'; а'тлас – атла'с; мо'лодец – молоде'ц; тво'рог – творо'г.
5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
6. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла. Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.
7. Выделите третье “лишнее” в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
9. Замените одним словом фразеологизмы. Витать в облаках, задать головоломку, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, ходить на голове, держать в голове, наговорить с три короба, задать баню, после дождика в четверг.
10. Найдите “лишнее” слово в синонимическом ряду:
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
11. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.
... об ... , из ... вон плохо, мастер на все ..., сидеть сложа ..., золотые ... .
Олимпиада № 8.
Состав слова. Словообразование.
1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
2. Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
3. Отгадайте слова.
а) Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.в) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.
4. Каков состав слов? Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.
5. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?
Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.
6. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
7. В каких словах пишется е: в...сеть, на в...су, зав...сать, занав..с, в...сячий?
8. Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.
9. Найдите “лишнее” слово:
гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.
10. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.
Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.
11. Составьте и запишите сложные слова. Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.
12. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить– …..
Житель Москвы– …..
Свойство доброго человека– …..
Тот, кто богат на выдумки– …..
Женщина – повар– ……
Музыкант, играющий на скрипке– …..
Специалист по химии– …
Смелый человек– …..
Любящий мечтать– ….
Жадная девочка– ….
Участник игры– ……
13. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
14. Разберите по составу слова:
Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.
15. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
16. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
17. Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.
18. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов “больше одного”.
Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.
19. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
Береза, руки, человека.
20. Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
21. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих,
справа – не пишется. Подстереч..., у дач..., луч..., пять тысяч..., богач...,
сбереч..., без встреч..., тягач..., ткач..., пострич..., усач..., лихач...,
меч...,
запряч..., бич..., у круч... .
Олимпиада № 9.
Морфология.
1. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого? Сорока, семя, сито, шерсть, дева.
3. У каких имен существительных нет формы единственного числа? Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели', окуни', пряди'.
6. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания
7. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
8. Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.
9. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
10. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.
11. К какой части речи относятся выделенные слова? На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.
12. Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
13. Определите род имен существительных.
Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.
14. Почему все эти слова объединили в одну группу?
Онтарио, пальто, какао, пенсне.
Олимпиада № 10.
Орфография.
1. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):
Камыш..., ж...раф, ножниц..., верш...на, мотоц...кл.
2. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?
3. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?
4. Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.
5. В какое из слов нужно вставить букву –т-? Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.
6. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными. Поступок чести – ...; Ответ из уст – ...;
Счастье жизни – ... .
7. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания. Растения, которые находятся в комнате – ...; работа, которая выполняется дома – ...; машина, которая встретилась на пути – ...; дорога, которая пролегает далеко – ...; почта, которую мы получаем утром – ...; путешествие, которое было летним -…
8. Напишите ответы с шипящей на конце.
- Суп со свеклой и другими овощами – ... .
- Дикие птицы и животные как предмет охоты – ... .
- Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике –….
- Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи – ...
- Способность говорить – ... .
9. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
- Прибор, техническое устройство.
- Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
- Большое желание есть.
- Острое вирусное заболевание.
- Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
- Укротитель хищных животных.
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
10. В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж... . Бурявый пупалош... . Мяувая дуч...
11. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе. У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
13. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё. Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.
14. Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.
Список литературы.
- Ганькина Н.Л. Тренировочные упражнения по русскому языку: 2 класс. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты для младших школьников.– СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
- Страхова Л.Л. Тексты для изложений. 2–4 классы..– СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
- Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Русский язык: Задания для развития грамотности/ дидактические материалы. 3 класс (1-4). – М.: Росткнига, 2003.
- Полякова А.В. Русский язык: Дидактический материал. 4 класс (1-4). М.: 2002.
- Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя.– М.: Дрофа, 1999.
- Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 300 учебных тестов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2000.
- Ушакова ОД. Синаксический разбор предложения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007