Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Вид урока: смотр знаний
ТДЦ
Образовательная: систематизировать знания о решении тригонометрических уравнений; закрепить решение простейших уравнений; показать способы решения других уравнений; продемонстрировать способы решения тригонометрических уравнений в различных формах работы; провести итог усвоения темы на обязательном уровне.
Воспитательная: воспитывать уважение, терпение, аккуратность, внимание, усидчивость; воспитание положительной мотивации к учению; воспитание культуры общения, умения работать в паре и группе, взаимопомощи; воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы
Развивающая: закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; развивать навыки преобразования тригонометрических выражений;
Методы обучения: Р – репродуктивный, ЧП – частично-поисковый; ОИ – объяснительно-иллюстративный; ПП –проблемно-поисковый; Т – творческий;
Форма организации познавательной деятельности: Ф – фронтальная; И – индивидуальная; Г – групповая; П – парная;
Оборудование: учебник, интерактивная доска, доска, карточки
Этапы урока | Содержание учебного материала |
МО |
ФОПД |
Подготовка к ЕНТ |
Индивидуально-коррекционная работа |
||||||
Орг. Момент Мотивация урока |
Приветствие учителя, проверяется
готовность учащихся к уроку. Объявляется тема и
цель урока стр. 1 (Приложение
1) – Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений» и мы повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные типы, виды, методы решения и приемы решения тригонометрических уравнений. Перед вами стоит задача – показать свои знания, умения по решению тригонометрических уравнений – Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный предмет. Эпиграфом урока будут слова: Стр. 2 Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег «Величие человека в его способности мыслить». Блез Паскаль. |
Р | Найдите значение выражения: | ||||||||
Актуализация прежних знаний | Стр. 3 Игра «Отгадайте
зашифрованное слово» Когда-то Блез Паскаль сказал, что математика – наука настолько серьёзная, что нельзя упускать случая, сделать её немного более занимательной. Решив примеры, определите последовательность цифр, по которой составлено зашифрованное слово. По латыни это слово означает «синус». Стр. 4 Ответ: ИЗГИБ – Стр. 5 Дайте определение
простейшего тригонометрического уравнения
(дополнить формулировку определения)
(Работа на месте) Ответ: (Приложение 2) Стр. 11 – найти соответствие между уравнениями и их корнями Стр. 12 Какие вы знаете методы решения тригонометрических уравнений? Способы решения тригонометрических уравнений: 1) Ведение новой переменной (переход к квадратному уравнению):
Пусть sinx = t, тогда: 2t2 – 7t + 3 = 0. 2) Разложение на множители: 3sinx cos4x – cos4x = 0;
3) 2 sinx – 3 cosx = 0, 4) 3 sin2x – 4 sinx cosx + cos2x = 0. – Последние два уравнения, оба одного вида.
Их нельзя свести к уравнению относительно
функций sinx или cosx. Они называются однородными
тригонометрическими уравнениями. |
Ч П |
Ф И |
По доске «собрать» опр. (Найти соответствие между решением и его ответом) |
|||||||
Контроль ЗУН | Дифференцированная самостоятельная
работа ( 8 мин.) – Великий математик и философ более 2500 лет назад подсказал способ развития мыслительных способностей. «Мышление начинается с удивления» – сказал он. В правильности этих слов мы сегодня неоднократно убеждались. Выполнив самостоятельную работу по 2-м вариантам, вы сможете показать, как усвоили материал и узнать имя этого математика. Для самостоятельной работы используйте раздаточный материал, который находится у вас на столах. Вы можете сами выбрать одно из трех предложенных уравнений. Но помните: желтый цвет – «3» зеленый цвет – «4» красный цвет – «5» (Приложение 3) Ответ: 1 вариант – «АРИСТ» 2 вариант – «ОТЕЛЬ» : «АРИСТ – ОТЕЛЬ» Листочки с самостоятельной работой сдаются на проверку. (Приложение 4) |
О И |
И П |
||||||||
Закрепление ЗУН | П П |
Ф И |
|||||||||
Физминутка | «Берегите глаза»! Физминутка для глаз | Ф | |||||||||
Творческий отчет | Танграм («семь дощечек мастерства»)
— старинная китайская игра-головоломка.
Головоломка состоит из семи плоских фигур,
которые складывают определённым образом для
получения другой, более сложной, фигуры
(изображающей человека, животное, предмет
домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). При
решении головоломки требуется соблюдать два
условия: первое — необходимо использовать все
семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны
перекрываться между собой. – Размеры приведены относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными. – 5 прямоугольных треугольников 2 маленьких (с гипотенузой, равной 1/2 и сторонами v2/4 ) 1 средний (гипотенуза 1/v2 и стороны 1/2) 2 больших (гипотенуза 1 и стороны 1/v2 ) – 1 квадрат (со стороной v2/4 ) – 1 параллелограмм (со сторонами 1/2 и v2/4) Стр. 21 |
О И |
Ф |
Стр. 20 |
|||||||
Контроль и проверка ЗУН | (Приложение 5) | Т | Г | ||||||||
Рефлексия |
|
П П |
Г | ||||||||
Итог урока | Подведение итога. Выставление оценок Спасибо за урок! |
(3 балла) | sin3x – cos3x = 0 | (3 балла) | 5 sin2x + 6 cos2x = 0 |
(4 балла) | sin2x – 5 sinx cosx + 4cos2x = 0 | (4 балла) | sin2x – 4 sinx cosx – 5cos2x = 0 |
(5 баллов) | 3sin2x – sinx cosx = 2 | (5 баллов) | 4sin2x +2sinx cosx = 3 |