Дидактический материал для 5-х классов к урокам русского языка

Разделы: Русский язык


Готовясь к уроку, довольно часто приходится тратить много времени, чтобы подобрать дидактический материал к уроку. Именно эта проблема и заставила меня заняться подготовкой дидактического материала к урокам. Материал расположен по принципу от простого к сложному, учитывает особенности учащихся, даёт возможность скорректировать задания для каждого класса. Подобные дидактические материалы подготовлены для 5–8 классов, 11 класса. Вниманию коллег предлагается три варианта дидактического материала по теме «Правописание приставок на –з – -с», дидактический материал к уроку «Основа и окончание» для 5 класса по УМК В.В. Бабайцевой.

Правописание приставок, оканчивающихся на З – С. (1)

Запомни!!!

Приставки, оканчивающиеся на гласный.

Приставки, оканчивающиеся на согласный

А

О

 

ЗА
НА
ПРА

О
ПО
СО
ВО
ОТО
У

ОБО
ПОДО
ПРЕДО
ПЕРЕ
ПРО
ДО

ОТ
ОБ
ПОД
НАД
В
С
ПРЕД

Задание 1.

Спиши, раскрой скобки, графически выдели приставки.

П..щадить, (ф,в)б..рать, (с,з)сгибать, п..р..т..реть, з..ст..лать, пр..д..ставить, (ф,в)торогод-ник, ..т..брать, (ф,в)катить, (с,з)дание, (с,з)густок, пр..бабушка, на..пись, (ф,в)бить, (ф,в)тесаться, (с,з)горбленный.

Задание 2.

Проанализируй лингвистический материал, попытайся сформулировать орфографическое правило «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С».

Без- – бес-
Воз- – вос-
Вз- – вс-
Из- – ис
Низ- – нис-
Раз- – рас-
Безвыходный – бесформенный.
Возгордиться – воскликнуть.
Взбежать – вспорхнуть.
Издавать – истолковать.
Низвергать – нисходить.
Разжать – расширить.
В – Ф
Г – К
Б – П
Д – Т
В – Х
Ж – Ш

 

Предлоги.

Приставки.

Небо без звёзд ––>
Мотор без шума ––>
Достать из жара ––>
Образуется из пара ––>
беззвёздное небо.
бесшумный мотор.
изжарить картофель.
испарение воды.

Задание 3.

Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.
Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.
Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?

Задание 4.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Ра..краска, ра..бег, во..ход, и..пуг, и..мерять, бе..церемонный, ра..дробить, и..бавить, ра..грузочный, и..следовать, ра..чёска, ра..дразнить, и..ранить, бе..волосый, бе..козырка, и..жарить, и.пепелить, и..лучать, ра..крутить, ни..падать, и..нос, и..мучить, во..стать, ра..гадка, ра..каз, во..пламенится, бе..кормица, в..весить, и.тлеть, бе..просветный.
Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужны знания фонетики»?

Приставки, оканчивающиеся на ЗС.(2)

Вспомним теорию:

1. Раздел науки о языке, изучающий состав и образование слов, называется …   или ….
2. Слово состоит из …, …, …, …, ….
3. Значимая изменяемая морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, называется…
4. Часть слова без окончания называется ….
5. Значимая неизменяемая морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, называется …
6. В корне кас – кос пишется А, если …
7. Приставки на-, за-, по-, во-, в-, об-, от-, под-, перед-, пере-, с-, со-, обо-, ото, до- всегда пишутся …
8. В русском языке нет приставки …

Задание 1.

Распределите данные ниже слова в два столбика в зависимости от гласного звука, который вы будете обозначать, приставку выделите графически.

А                                О

З..хотеть, ..чаровать, п..дцепить, п..читать, пр..шагать, з..шевелить, д..штриховать, з..щитить, пр..явить, з..городка, н..готовить, п..дготовка, н..гребать, з..громоздить, д..грызть, п..грузить, з..грустить, з..грязнить, пр..гулять.

Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет!!!

Задание 2.

От  данных слов образуйте новые слова с приставкой   С .
Делать ––> сделать.
Держать, бросить, давить, толкнуть, жульничать, горбиться, крутить, гореть, шить, дёрнуть, дать, глодать, жать, сыпать.

Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.

Развить.          Расфуфыренный.     Бездна.                       Бестолковый.
Разбить.         Распался.                   Низверг.                     Ниспадает.
Разгибаться.   Раскаяться.
Воззвал.         Восстал.
Извоз.             Исчез.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь с буквой «ЭС».
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.

Задание 3.

Придумайте 10 слов с приставками, оканчивающимися на З/С.

Задание 4.

Выпишите из предложенных пословиц и поговорок слова с приставками, оканчивающиеся на З/С, графически обозначьте орфограмму.

  • Бездушное слово сердце морозит.
  • Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
  • Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.
  • В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
  • Дело право, лишь рассматривай прямо.

Задание 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.

Бе..сердечный, ра..сказ, ра..вод, и..возчик, чре..мерный, ра..сержен-
ный, ра..бег, во..ход,  ра..ставание, и..пытание, ра..кат, бе..смертник, во..поминание, во..стание, во..звание.
Письменно ответьте на вопрос: почему в некоторых словах пишутся удвоенные буквы?

Желаю успеха!

Приставки на ЗС. (3)

Задание 1.

Распределите слова в два столбика, графически обозначить орфограммы «Чередующийся гласный в корне», «Правописание приставок». Может быть, лучше запомнить правило правописания этих корней тебе поможет стихотворение?

Есть на свете суффикс -А-,
В букву «И» влюблён слегка.
Если встанет после корня,
Хоть в субботу, хоть во вторник,
В корне пишем букву «И» –
На урок её бери.
Если суффикс -А- уйдёт,
Корень букву «Е» найдёт.
Это длится много лет:
Суффикс -А- то есть, то нет,
То приходит на свиданье,
То лепечет: «до свиданья!»
Есть в корнях чередование.
А примеры – по желанию:
ЗамЕреть – но замИрАть
От восторга в цирке,
ВыбЕру – но выбИрать
Бублики без дырки.

Соб..раться, зам..рать. отп..реть, ст..рать, прот..рать, выж..гать. подж..чь, бл..стает, пост..лить, забл..стел, над..рёт, расст..лает, отт..реть, оп..реться, расп..рающий.
И                                Е

Задание 2.

Укажите, какая буква пропущена.

1 вариант.

1. Соб..рать автографы.
2. Соб..ру пазлы.
3. Доверие изб..рателей.
4. Переизб..рем председателя.
5. Уб..ри инструмент.
6. Бл..стать эрудицией.
7. Ослепительно бл..стеть.
8. Заж..гать иллюминацию.
9. Наст..лать паркет.
10. Выт..рать о траву.

2 вариант.

1. Подб..рать литературу.
2. Разб..раться в музыке.
3. Соб..русь в командировку.
4. Бл..стательный художник.
5. Бл..стящие надежды.
6. Оп..ршись на локоть.
7. Оп..раясь на трость.
8. Зам..рающие звуки.
9. Совершенно зам..рли.
10. Выб..ру направление.

Задание 3.

Спишите слова, обозначьте орфограмму «Правописание приставок на З/С».

Бездорожье, беззащитный, бескрылый, бесплатный, бессердечный, безжалостный, бессонница. Бесстрашный, взб..раться, восстание, вспахать, издалека, сбросить, воззвание, сбить, изрезать, расхвалить, избежать,  исчезнуть, иссушить,  распилить, раскрошить, расположить, распорядок, сдать, изменить, испечь,  сбегать, сбор.

Задание 4.

Образуйте от данных слов новые слова с приставками рас-, раз-, бес-, без-, нис-, низ-, ис-, из- .

Краска ––>раскраска.

Бег, ход, пугать, церемонный, дробить, следовать, дразнить, крутить.

Задание 5.

Спишите, вставьте согласные З/С, графически объясните орфограмму.

И..мучить, ра..гадка, ра..каз, бе..заботный, и..портить, во..пламенится, бе..кормица, и..тлеть, бе..просветный, и..целить, бе..численный, ра..валина, в..визгнуть, ра..лепить, бе..делье, в..бежать, ра..говор, ра..кол, ра..рыхлить, и..править, во..главить.

Задание 5.

Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – тремя. Обозначьте приставки и корни.

Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, поназачёркивать, занавеска, приободрить, предрасположение, принажать, обледенеть, беспосадочный, пробуждение, переоценка, переподготовка.

Задание 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте полный пунктуационный разбор предложения.

Хату и пышный ч..ртог и..б..раешь ты вольная птица домом св..им.

Задание 7.

Выпиши номера простых предложений.

  1. Дунул ветер и сорвал листья с деревьев.
  2. Было в башенке и светло, и тепло, и уютно.
  3. Видишь, Валя, этот лес?
  4. Горьковатый привкус калины смягчается, когда ягоды прихватит мороз.
  5. По сообщениям синоптиков, завтра нужно ожидать потепление.
  6. Спит вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают.

Желаю успеха!

Основа и окончание.

Задание 1.

Вспомним основные термины:

  1. Раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова, называется …
  2. Часть слова без окончания называется …
  3. Морфема – это …
  4. Корень, приставка, суффикс, окончание – это …
  5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях, называется …
  6. Изменение слова по падежам и числам называется …
  7. Система окончаний любого слова называется …
  8. Морф – это…
  9. Словообразование – это…
  10. Праздник, празднику, праздником, о празднике – это 

Задание 2.

Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?

Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.

Задание 3.

Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.

У нас человек человеку – товарищ,
И брат, и соратник, и родич, и друг!
И, значит, как другу и брату, ты даришь
Плоды вдохновенья, труды твоих рук.

Задание 4.

Из данных предложений выпишите сначала разные формы одного и того же слова, а затем – родственные слова. Обозначьте в них основу и окончание.

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. В школе мы приобретаем трудовые навыки.
  3. Все богатства на земле созданы трудом человека.
  4. Мы все к труду готовы.
  5. Будешь трудиться, будешь сыт.
  6. Трудно бывает в начале пути.
  7. Человек счастлив в труде.
  8. Большинство трудоёмких работ сейчас механизировано.

Задание 5.

Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).

зеленоват

ЫЙ – ед.ч., м.р., им.п.
ОГО – ед.ч., м.р. (ср.р.), род.п.
ЫМИ – мн.ч., тв.п.
АЯ – ед.ч., ж.р., им.п.
УЮ – ед.ч., ж.р., вин.п.
ИХ – мн.ч., род.п.

Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковых характеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.
Давайте докажем это экспериментально, а для этого прочитайте внимательно текст и попытайтесь его пересказать.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л.Петрушевская).

– Почему не можете пересказать? А что поняли? Почему? Есть ли в этом тексте герои? Совершается ли какое либо действие? Как вы об этом догадались? Интересный факт: текст, не имеющий ни одного знакомого слова (кроме служебных частей речи), тем не менее, поддаётся определённому смысловому, сюжетному анализу.
– Почему же это происходит?
– Секрет в том, что текст построен по законам русского языка. Докажите это.

  • Найдите предложения.
  • Первое предложение разберите по членам предложения.
  • Составьте словосочетание, разберите его.
  • Приведите примеры разных частей речи из текста.

УТОЧНИМ:

  1. Что такое окончание?
  2. Чем окончание отличается от других морфем?
  3. Для чего служит окончание?
  4. Что такое нулевое окончание?
  5. Как определить окончание в слове?
  6. Все ли слова имеют окончание? Почему?

Задание 6.

Составить и записать предложения из данных слов. Обозначьте в них основу и окончание.

  1. Ветерок, раскачивать, её, лёгкий.
  2. К, земля, тяжёлый, рожь, наклоняться, колосья,
  3. Уборка, завтра, начинать, урожай.

Задание 7.

1. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

1) Луна, свет, чёрт, луж.
2) Зелёная, красная, светлый, игривая.
3) Круч, ветер, папин, сургуч.
4) Справа, назад, гулять, пить.

2. В каком ряду во всех словах окончания обозначают форму женского рода, единственного числа, творительного падежа.

1) Широкая, парта, папа, вина.
2) Кругом, веером, советом, учебником.
3) Книгами, зимами, рябинами, клюквами.
4) Орфографией, телеграммой, террасой, синицей.

3. В каком ряду во  всех словах окончание обозначает форму именительного падежа, среднего рода, единственного числа?

1) Праздное, малиновое, единственное.
2) Окно, пальто, жюри.
3) Было, сияло, снимало.
4) Трудно, холодно, свежо.

4. В каком ряду во всех словах чистая основа?

1) Рисует, играет, пылит.
2) Даль, свист, прах.
3) Бегать, кофе, снизу.
4) Кипуч, праздник, кафе.