Цели урока:
- Образовательная: сформировать представление о реке, её частях и частях речной долины, характере течения реки в зависимости от рельефа; определять левые и правые притоки; научиться характеризовать реку, выяснить значение рек в жизни людей; учить работать с текстом учебника; продолжить формировать навыки работы с картой; научить самостоятельно делать вывод.
- Воспитательная: воспитать бережное отношение учащихся к природе; продолжать повышать интерес к изучаемому предмету;
- Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, мышление, речь.
Средства обучения: карта полушарий, карта России, атласы, компьютерное оборудование, набор раздаточного материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
А) Фронтальный опрос:
– Какую оболочку мы изучаем?
– Какие составные части образуют гидросферу?
– Какую её составную часть мы изучили?
Б) Проверка номенклатуры по данной теме:
Проложить водный маршрут сейнера от г.
Рио-де-Жанейро до г. Ханой (Корейский полуостров)
Затем показать по карте и назвать все
географические объекты.
(Выслушать несколько учеников, выбрать лучший маршрут и объяснить почему)
В) Игра «Рыбалка» (Приложение 1)
На карте прикреплены фигурки с морскими животными, под каждым из них вопрос по теме «Части Мирового океана», учащиеся выходят к карте, выбирают одну из фигурок, читают и отвечают на вопрос.
Г) Письменная проверка знаний: диктант с самопроверкой.
1) Его площадь 361 млн. км2
2) Водная оболочка Земли…
3) Часть океана, отличающаяся от него свойствами
воды, животным и растительным миром
4) Море без берегов
5) Цветные моря.
6) Моря, окружённые сушей, называют…
7) Узкое водное пространство, ограниченное
берегами…
8) Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды –
часть гидросферы, которую называют…
9) Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу и с 3-х
сторон омывает водой…
10) Самый глубокий, самый тёплый, самый великий
океан…
Учащиеся обмениваются работами в парах и проверяют правильность цветными карандашами и ставят оценки, ответы и критерии оценки называет учитель: 1 недочёт – «5–», 2 – «4», 3 – «4–», больше 3-х – «3»
3. Изучение нового материала
– Путешествия можно совершать не только по морям, но и по суше, используя при этом воды суши. Какие? Догадайтесь…
По-скифски – «Дон», на языке манси – «Обь», у черкесов – «Псоу», по-удмуртски – «Кама». А как по-русски?
О ней говорят: людская, молочная, подземная,
бурная, широкая, узкая, извилистая, горная,
сплавная, судоходная, светлая, мутная…
Это река. Тема нашего урока «Реки – чудесный дар
природы».
Если посмотреть на земную поверхность с высоты
птичьего полёта, нельзя не удивиться необычайной
извилистости речных русел. Всего на Земле 20
млн. рек. В России – 2,5 млн.
Общая протяжённость всех рек – это путь до Луны и
обратно.
– С каким чувством люди относятся к рекам?
Волга – «матушка», великая русская река
Енисей – батюшка, могучий богатырь
Лена – «сибирская красавица»
Обь (коми) – «бабушка»
Ангара – «дочь Байкала»
(С любовью)
Дадим определение понятию «река»,
выбрав правильные слова из списка (на доске):
естественный, быстрый, постоянный, водный поток,
голубой, широкий, текущий в понижении рельефа.
Река – естественный, постоянный водный
поток, текущий в понижении рельефа – русле.
Откройте учебник на странице 87, найдите в
тексте определение реки, сравните его с тем
которое дали мы с вами.
В результате деятельности текучих вод в течение
долго времени образуется речная долина.
Речная долина – относительно узкое, вытянутое в
длину, извилистое углубление.
Речная долина имеет русло и пойму.
Части речной долины: (на доске)
Русло – самая низкая часть долины,
занятая водным потоком.
Пойма – нижняя часть речной долины,
регулярно заливаемая в половодье.
(Прикрепить карточки с названием частей к схеме долины на доске, зарисовать в тетрадь и подписать).
Каждая река имеет своё начало. Начало реки – исток.
Река Волга берёт начало из заболоченной
местности Валдая (Валдайская возвышенность). Её
исток – родник у старой деревни. Маленьким
ручейком начинается великая река. Здесь
поставлен небольшой деревянный домик на сваях. В
центре домика имеет круглое отверстие,
находящееся над самим истоком. Домик закрыт на
ключ, но говорят, что ключ хранится у жителей
самого первого дома (дальнего от истока) деревни,
и можно попросить открыть домик.
Место впадения реки в другой водоём – устье. (Прикрепить
карточки с названием частей реки)
– Как по карте определить, где начинается, а где заканчивается река? (Используя фоновую окраску)
Определите исток и устье рек, используя карту России в атласе (работа в группах) (Приложение 2)
Название реки | Исток | Устье |
Волга | Валдайская возвышенность | Каспийское море |
Лена | ||
Ангара | ||
Амазонка | ||
Вывод: истоком реки могут быть болото,
родник, горный ледник, озеро. Только море не
может быть истоком.
– На своём пути река принимает воды малых рек –
притоков, которые также имеют свой исток, а
устьем является главная река.
– Как можно различать притоки? Они могут быть
левыми и правыми. Волга имеет направление
течения с севера на юг, я стою перед вами так, как
если бы это была река Волга, слева и справа её
притоки.
– Определите, какими являются для рек их
притоки.
Притоки рек (продолжи предложения)
Кама для Волги … приток
Ока для Волги … приток
Иртыш для Оби … приток
Ангара для Енисея … приток
– У реки Нил притоков нет. Почему?
Река со своим притоками – речная система.
Валдайская возвышенность является истоком 3-х
рек – Волги, Днепра и Северной Двины.
Днепр направил свои воды к Чёрному
морю, Северная Двина – к Балтийскому, а Волга
впадает в Каспийское море.
– Почему же реки направились в разных
направлениях? Что влияет на их направление? (Рельеф)
Местность, с которой река со своими притоками
собирает воду (талую, дождевую, подземную) –
бассейн реки.
– Что является бассейном рек?
Обь | |
Волга | |
Амазонка |
Граница между бассейнами рек – водораздел.
– Что разделяет реки?
Енисей | Лена | |
Обь | Волга | |
Моря, в которые впадают реки являются частью океанов, поэтому реки, как и моря являются частью бассейна океана. Например, р. Обь, впадая в Обскую губу Карского моря, относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
Распределите реки по бассейнам океанов:
Хуанхэ и Янцзы –
Енисей и Лена –
Дунай и Днепр –
Инд и Ганг –
Миссисипи и Амазонка –
– Река, словно живое существо…
Разве бывает она одинаковой в течение года?
Отнюдь? Весной она полноводна и часто
разливается, летом мелеет. Зимой прячется под
ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор,
пока не сойдёт лёд. Мы называем это режимом реки
– изменение уровня воды в реке в течение года. От
режима рек зависит их питание: летом и осенью
– дожди, зимой – подземные воды, весной –
талые воды. И у рек есть характер.
По характеру реки выделяют горные и
равнинные: прослушав, стихотворение
определите характер горной и равнинной реки.
С вершин, что спят за облаками, От ледников, по склонам гор, Бежит река между камнями, Стремится к морю на простор. Волной струится средь расщелин, Преград не зная на пути, Склон режет пропастью ущелий И водопадом вниз летит. Фонтаном брызг блестит, играя, Прохладой манит в летний зной, В лесах от взгляда ускользает, В пещерах прячется порой. Коварен нрав у речки горной: В жару ручей журчит средь скал, Потоком мощным, непокорным В сезон дождей бушует вал. Ущелье узкое ей тесно, И, полноводна, глубока, Меняя русло, ищет место Для быстрых вод своих река. |
Река, Из чаши вырастая, Немая, светлая, густая, Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Закутав в мягкие леса, Она блестела Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Река ничем не выдавала, Что целый мир В глубинах вод Она несет. |
Назвать (записать в тетрадь) особенности характера горной реки и равнинной.
горная | равнинная |
(Узкая долина и русло, быстрая, шумная, коварная. Широкая долина и русло, течение спокойное, медленное)
– За что люди так любят реку?
– Прослушав стихотворение, назовите
значение реки в жизни людей?
Значение рек:
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.
Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А что получает за труд свой нетленный?
(Вода используется для нужд и питья, орошения
полей, как транспортный путь соединяет людей, как
место обитания рыб)
– Что «получает» река за свой труд от
человека?
плотины;
загруженность морским транспортом;
чрезмерный водозабор;
чрезмерное рыболовство и угроза биоразнообразию;
загрязнение вод
5. Закрепление
На доске даётся таблица «Понятия и географические объекты»: соотнести
1. Водораздел. | А. Часть речной долины, заливаемая водой при половодьях |
2. Долина реки. | Б. Вытянутое в длину извилистое углубление земной поверхности |
3. Речная система. | В. Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды |
4. Русло реки. | Г. Углубление в речной долине, по которому постоянно течет вода |
5. Исток реки. | Д. Место, где река берет свое начало |
6. Бассейн реки. | Е. Граница, разделяющая соседние речные бассейны. |
7. Пойма реки. | Ж. Река со всеми её притоками. |
Правильный ответ: 1Е, 2Б, 3Ж, 4Г, 5Д, 6В, 7А.
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: § 27
Уметь показывать по карте реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.