Урок в 6-м классе "Реки - удивительный дар природы"
Цели урока:
- Образовательная: сформировать представление о реке, её частях и частях речной долины, характере течения реки в зависимости от рельефа; определять левые и правые притоки; научиться характеризовать реку, выяснить значение рек в жизни людей; учить работать с текстом учебника; продолжить формировать навыки работы с картой; научить самостоятельно делать вывод.
- Воспитательная: воспитать бережное отношение учащихся к природе; продолжать повышать интерес к изучаемому предмету;
- Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, мышление, речь.
Средства обучения: карта полушарий, карта России, атласы, компьютерное оборудование, набор раздаточного материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
А) Фронтальный опрос:
– Какую оболочку мы изучаем?
– Какие составные части образуют гидросферу?
– Какую её составную часть мы изучили?
Б) Проверка номенклатуры по данной теме:
Проложить водный маршрут сейнера от г. Рио-де-Жанейро до г.
Ханой (Корейский полуостров)
Затем показать по карте и назвать все географические объекты.
(Выслушать несколько учеников, выбрать лучший маршрут и объяснить почему)
В) Игра «Рыбалка» (Приложение 1)
На карте прикреплены фигурки с морскими животными, под каждым из них вопрос по теме «Части Мирового океана», учащиеся выходят к карте, выбирают одну из фигурок, читают и отвечают на вопрос.
Г) Письменная проверка знаний: диктант с самопроверкой.
1) Его площадь 361 млн. км2
2) Водная оболочка Земли…
3) Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, животным и
растительным миром
4) Море без берегов
5) Цветные моря.
6) Моря, окружённые сушей, называют…
7) Узкое водное пространство, ограниченное берегами…
8) Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды – часть гидросферы,
которую называют…
9) Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу и с 3-х сторон омывает
водой…
10) Самый глубокий, самый тёплый, самый великий океан…
Учащиеся обмениваются работами в парах и проверяют правильность цветными карандашами и ставят оценки, ответы и критерии оценки называет учитель: 1 недочёт – «5–», 2 – «4», 3 – «4–», больше 3-х – «3»
3. Изучение нового материала
– Путешествия можно совершать не только по морям, но и по суше, используя при этом воды суши. Какие? Догадайтесь…
По-скифски – «Дон», на языке манси – «Обь», у черкесов – «Псоу», по-удмуртски – «Кама». А как по-русски?
О ней говорят: людская, молочная, подземная, бурная, широкая,
узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая,
мутная…
Это река. Тема нашего урока «Реки – чудесный дар природы».
Если посмотреть на земную поверхность с высоты птичьего полёта,
нельзя не удивиться необычайной извилистости речных русел.
Всего на Земле 20 млн. рек. В России – 2,5 млн.
Общая протяжённость всех рек – это путь до Луны и обратно.
– С каким чувством люди относятся к рекам?
Волга – «матушка», великая русская река
Енисей – батюшка, могучий богатырь
Лена – «сибирская красавица»
Обь (коми) – «бабушка»
Ангара – «дочь Байкала»
(С любовью)
Дадим определение понятию «река», выбрав
правильные слова из списка (на доске): естественный, быстрый,
постоянный, водный поток, голубой, широкий, текущий в понижении
рельефа.
Река – естественный, постоянный водный поток,
текущий в понижении рельефа – русле.
Откройте учебник на странице 87, найдите в тексте
определение реки, сравните его с тем которое дали мы с
вами.
В результате деятельности текучих вод в течение долго времени
образуется речная долина. Речная долина –
относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление.
Речная долина имеет русло и пойму.
Части речной долины: (на доске)

Русло – самая низкая часть долины, занятая
водным потоком.
Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно
заливаемая в половодье.
(Прикрепить карточки с названием частей к схеме долины на доске, зарисовать в тетрадь и подписать).
Каждая река имеет своё начало. Начало реки –
исток.
Река Волга берёт начало из заболоченной местности Валдая
(Валдайская возвышенность). Её исток – родник у старой деревни.
Маленьким ручейком начинается великая река. Здесь поставлен
небольшой деревянный домик на сваях. В центре домика имеет круглое
отверстие, находящееся над самим истоком. Домик закрыт на ключ, но
говорят, что ключ хранится у жителей самого первого дома (дальнего
от истока) деревни, и можно попросить открыть домик.
Место впадения реки в другой водоём – устье.
(Прикрепить карточки с названием частей реки)
– Как по карте определить, где начинается, а где заканчивается река? (Используя фоновую окраску)
Определите исток и устье рек, используя карту России в атласе (работа в группах) (Приложение 2)
| Название реки | Исток | Устье |
| Волга | Валдайская возвышенность | Каспийское море |
| Лена | ||
| Ангара | ||
| Амазонка | ||
Вывод: истоком реки могут быть болото, родник,
горный ледник, озеро. Только море не может быть истоком.
– На своём пути река принимает воды малых рек – притоков, которые
также имеют свой исток, а устьем является главная река.
– Как можно различать притоки? Они могут быть левыми и правыми.
Волга имеет направление течения с севера на юг, я стою перед вами
так, как если бы это была река Волга, слева и справа её
притоки.
– Определите, какими являются для рек их
притоки.
Притоки рек (продолжи предложения)
Кама для Волги … приток
Ока для Волги … приток
Иртыш для Оби … приток
Ангара для Енисея … приток
– У реки Нил притоков нет. Почему?
Река со своим притоками – речная система.
Валдайская возвышенность является истоком 3-х рек – Волги,
Днепра и Северной Двины. Днепр
направил свои воды к Чёрному морю, Северная Двина – к Балтийскому,
а Волга впадает в Каспийское море.
– Почему же реки направились в разных направлениях? Что
влияет на их направление? (Рельеф)
Местность, с которой река со своими притоками собирает воду (талую,
дождевую, подземную) – бассейн реки.
– Что является бассейном рек?
| Обь | |
| Волга | |
| Амазонка |
Граница между бассейнами рек – водораздел.
– Что разделяет реки?
| Енисей | Лена | |
| Обь | Волга | |
Моря, в которые впадают реки являются частью океанов, поэтому реки, как и моря являются частью бассейна океана. Например, р. Обь, впадая в Обскую губу Карского моря, относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
Распределите реки по бассейнам океанов:
Хуанхэ и Янцзы –
Енисей и Лена –
Дунай и Днепр –
Инд и Ганг –
Миссисипи и Амазонка –
– Река, словно живое существо…
Разве бывает она одинаковой в течение года? Отнюдь? Весной она
полноводна и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под
ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд.
Мы называем это режимом реки – изменение уровня воды в реке в
течение года. От режима рек зависит их питание: летом и осенью
– дожди, зимой – подземные воды, весной – талые воды. И
у рек есть характер.
По характеру реки выделяют горные и равнинные:
прослушав, стихотворение определите характер горной и
равнинной реки.
| С вершин, что спят за облаками, От ледников, по склонам гор, Бежит река между камнями, Стремится к морю на простор. Волной струится средь расщелин, Преград не зная на пути, Склон режет пропастью ущелий И водопадом вниз летит. Фонтаном брызг блестит, играя, Прохладой манит в летний зной, В лесах от взгляда ускользает, В пещерах прячется порой. Коварен нрав у речки горной: В жару ручей журчит средь скал, Потоком мощным, непокорным В сезон дождей бушует вал. Ущелье узкое ей тесно, И, полноводна, глубока, Меняя русло, ищет место Для быстрых вод своих река. |
Река, Из чаши вырастая, Немая, светлая, густая, Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Закутав в мягкие леса, Она блестела Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Река ничем не выдавала, Что целый мир В глубинах вод Она несет. |
Назвать (записать в тетрадь) особенности характера горной реки и равнинной.
| горная | равнинная |
(Узкая долина и русло, быстрая, шумная, коварная. Широкая долина и русло, течение спокойное, медленное)
– За что люди так любят реку?
– Прослушав стихотворение, назовите
значение реки в жизни людей?
Значение рек:
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.
Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А что получает за труд свой нетленный?
(Вода используется для нужд и питья, орошения полей, как
транспортный путь соединяет людей, как место обитания рыб)
– Что «получает» река за свой труд от человека?
плотины;
загруженность морским транспортом;
чрезмерный водозабор;
чрезмерное рыболовство и угроза биоразнообразию;
загрязнение вод
5. Закрепление
На доске даётся таблица «Понятия и географические объекты»: соотнести
| 1. Водораздел. | А. Часть речной долины, заливаемая водой при половодьях |
| 2. Долина реки. | Б. Вытянутое в длину извилистое углубление земной поверхности |
| 3. Речная система. | В. Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды |
| 4. Русло реки. | Г. Углубление в речной долине, по которому постоянно течет вода |
| 5. Исток реки. | Д. Место, где река берет свое начало |
| 6. Бассейн реки. | Е. Граница, разделяющая соседние речные бассейны. |
| 7. Пойма реки. | Ж. Река со всеми её притоками. |
Правильный ответ: 1Е, 2Б, 3Ж, 4Г, 5Д, 6В, 7А.
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: § 27
Уметь показывать по карте реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.