Обобщающий урок математики по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок-закрепление пройденного материла

Форма урока: урок-игра с элементами соревнования, групповой работы.

Цели:

  • обобщить и закрепить знания по пройденной теме;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • показать необходимость знания математики при решении жизненных, исторических задач;
  • пропаганда здорового образа жизни

Оборудование: интерактивная доска, дидактические материалы.

Орг. Момент. Сегодня очередной урок математики, посвященный изучению чисел, которые называются обыкновенные дроби (слайд 1) Правильно, ребята, обыкновенные дроби. А что вы уже знаете про эти числа. Дети отвечают: «Правильные, неправильные, умеем сравнивать, решать задачи». В далеком прошлом, в средние века действия над дробями считались самой сложной областью математики. (2-й слайд). И до сих пор у немцев говорят про человека в затруднительном положении, что он «попал в дроби».

А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не попадать в дроби именно в математике, то есть не испытывать трудности в науке. Дети отвечают: «Заниматься, разбираться, вовремя выполнять задания».

На протяжении нескольких уроков вы с моей помощью тренировались в сравнении дробей, распознавании, где правильна, где неправильная дробь, решении задач. На следующем уроке вам предстоит показать свои знания во время контрольной работы. А сегодня мы, что должны сделать. Конечно, обобщить наши знания, повторить способы решения задач, потренироваться еще раз в решении задач с дробями, чтобы не испытывать сложности во время выполнения контрольной работы.

Фронтальный опрос. Начнем (слайд 1). К доске идут по одному человеку с каждого ряда и распределяют дроби таким образом: правильные дроби собирают в левой колонке, неправильные - в правой.

Продолжаем. (3 слайд) Надо сравнить дроби.

Много с числами хлопот, Уж такой они народ.

Ну а если встанут в ряд, То с тобой заговорят.

Ты внимательно смотри, эти дроби все сравни.

Обобщение и закрепление навыков решения задач на нахождение части целого и целого по известной части.

А теперь вы должны вспомнить алгоритм решения задач с обыкновенными дробями.

Ребята, а как вы думаете, только ли для успешного выполнения контрольной работы надо научиться решать задачи на дроби, да и на любые другие числа. Дети: Нет, в жизни пригодится. Для чего. Например, возьмем ваш класс. Кто скажет, в каком соотношении находятся мальчики и девочки от всего класса. А самые близкие люди для каждого человека – это семья, частичкой которой вы сами являетесь. А какой частью семьи являетесь вы, деты вашей семьи.

А самое ценное на свете знаете что, ребята, чего не купишь, не продашь. Это, конечно, жизнь и здоровье. А оно в наших руках. Как можно сберечь здоровье. Правильно питаться и употреблять витамины. Для сохранения и повышения иммунитета человеку необходимо употреблять продукты, содержащие витамин С. В каких продуктах содержится витамин С. Я сейчас вам раскрою секрет, а вы внимательно слушайте и запоминайте (слайд 4).

Задача 1 . Суточная норма витамина С для взрослого человека – 100 мг.

В 1 апельсине около 80 мг, а в 1 лимоне – 40 мг витамина С

Необходимо выяснить: какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 апельсина или 1 лимона.

Вызвать к доске ученика.

Ответ готовый также есть на доске.(80 мг/100 мг - апельсин, 40/100 - лимон)

А какие полезные для организма человека овощи вы можете назвать. Следующая задача про морковку и капусту (слайд 5).

Задача 2 . Площадь огорода 40 м2. Морковкой засажено 5/8 огорода, а капустой – 2/8 огорода. Сколько квадратных метров огорода занято морковкой, а сколько - капустой? (25 м2- морковкой, 10 м2- капустой)

Самостоятельная работа в парах

Поговорим еще о правильном питании (слайд 6).

Задача 3. Человеку в сутки необходимо 2 860 килокалорий.

При правильном питании распределение этой энергии таково:

1/4 часть человек должен получить за завтраком, (715)

1/10 – во время второго завтрака,  (286)

7/20 - во время обеда,          (2860:20=143 143*7= 1001)

1/10 – во время полдника,    (286)

1/5 – во время ужина.          (572)

Решают в парах за одной партой, ответы сдают учителю. Потом производится самопроверка.
Физминутка

Молодцы. А теперь отдохнем. Встали, зажмурили глаза крепко, открыли, еще раз зажмурили, открыли. Сейчас проведем физминутку и проверим, еще раз: все ли научились распознавать правильные и неправильные дроби. Итак, я называю дроби, а вы поднимете руки вверх, если названная дробь – больше единицы, руки вниз – если меньше единицы, и руки перед собой, если дробь равна единице.

Сели отдышались, успокоились.

Решение задач

Еще полезно для здоровья дышать кислородом и заниматься спортом. Самый простой и эффективный способ подкрепить здоровье при этом - прогулки на свежем воздухе.

(слайд 7). Следующая задача.

Задача 4. Открыли сборники на странице 39 № 184

Туристы шли лесом 24 километра. Это составило 2/5 длины их маршрута. Какова длина маршрута (24:2*5 = 60 км)

Задача 5. Следующий ученик решает задачу № 186 из сборника.

Подведение итогов урока

Запишите задание на дом (слайд 8)

Подведем итоги урока: чем на уроке сегодня мы занимались, кто забыл, я напомню (листаем страницы урока). Отметки за урок получают учащиеся за сравнение дробей и решение задач.

Свои впечатления об уроке вы можете показать, выбрав смайлик по настроению (слайд 9).

Презентация.