Урок истории по теме "Качественные характеристики современного работника"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  1. Определеить трансформацию труда в XX–XXI вв.
  2. Показать важность социальной защиты работников.
  3. Дать качественные характеристики достойного труда и современного работника.

 

«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П. Чехов

План урока: 

  1. Понятие труда.
  2. Трансформация труда в XX–XXI вв.
  3. Профсоюзное движение.
  4. История трудовых отношений в России в XX в.
  5. Проблемы мобильности работников в современной России.
  6. Трудовое законодательство.
  7. О реформах и пенсиях.
  8. Проекты уч-ся 11кл. – «Мой профессиональный выбор».

Домашнее задание: Продолжить разработку проектов «Мой профессиональный выбор».

Ход занятия

Педагог: Определение труда: Целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Чтение стихотворения сопровождается показом развития трудовой деятельности в истории человечества.

 

  • Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.
    Цельс А.К.

  • Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия.
    Стендаль

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,
Золотых, стальных, алмазных,-
Нет священней слова: «Труд!»

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
 Монопланов лет бесследный,
Все – наследие трудов!

Все искусства, званья, книги –
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Ясно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!

Валерий Брюсов

Педагог: Для подведения итогов занятия нам необходимо выбрать супервайзера.

Необходимость труда как деятельности для целенаправленного создания благ, призванных удовлетворить человеческие потребности, существовала на всем протяжении истории, но отношение к этой деятельности было различным. Социологи и историки полагают, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции.

Характеристика труда в доиндустриальную эпоху.

Длительное время труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для большинства был непосредственно связан с выживанием. В аграрную эпоху труд являлся средством выживания и поддержания привычного уровня потребления, который сводился к минимальному набору благ. Доиндустриальный сектор является, в основном, добывающим, он базируется в основном на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. «Доиндустриальная хозяйственная система» имеет вполне реальные характеристики (использование в качестве основного источника энергии жизненных сил человека или животных, отсутствие массового производства, существование монополии господствующего класса на землю, внеэкономическое принуждение к труду, отсутствие развитых товарных отношений. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Индустриальный хозяйственный базис предполагает вполне определенные социальные формы, и ему соответствует в общем и целом лишь один тип общества – капиталистический (будь то мануфактурный капитализм в условиях буржуазной демократии или государственно-бюрократический капитализм, который пытались выдать за первый этап коммунистического общества). Господствующими являются товарно-денежные рыночные отношения. Постиндустриальное (информационное) общество является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров. Формируется новая технологическая и хозяйственная система, пришедшая на смену индустриальному типу хозяйства. Собственники знаний становятся de facto основным производительным классом в постиндустриальной экономике.

Главным фактором образующим механизм саморазвития человечества в XX-XXI вв, преображения человека – как количественно измеримого работника и потребителя, и как уникальную бесценную личность, принимающую ответственные решения является трансформация труда. Так же большое воздействие на развитие человека оказывают трансформации товарных отношений, капитала и государства, т.е. глобальные трансформационные процессы.

Три ступени развития глобального трансформационного процесса в XXXXI вв:

  1. Индустриальное общество начала XX в.
  2. Общество массового потребления 60-х гг.
  3. Информационное общество к.XX – н.XXI в.

Индустриальное общество. Как известно, индустриальное общество начала XX века развивалось на базе «индустрии дымных труб» в ходе острейшего социального конфликта между наемными работниками и капиталом, характеризовалось острейшей конфронтацией, тяжелейшим кризисом, гражданскими и мировыми войнами. Это было время господства гигантских империй и в политике ив экономике, время почти повсеместно малограмотного, политически и социально бесправного человека, эпоха тяжелейшей борьбы людей за выживание. Экономику и политику эпохи во многом определяли достижения и противоречия накопления промышленного капитала.

В этот период человек прошел суровую школу промышленного труда со строгой фабричной дисциплиной, тяжелым физическим трудом, ежедневной угрозой безработицы и т.п. Но это было массовое производство нового человека, фабричного рабочего, осваивающего качественно новые условия труда, необходимые для этого навыки и способности. «Работала система низких заработных плат и «дешевого» работника». Наращивание национального дохода шло экстенсивно, преимущественно за счет роста числа работников и новых инвестиций в технику. Совершенствование производства осуществлялось элитой специалистов, инженерами и учеными, и главной динамизирующей силой здесь были технические науки, воплощающиеся в НТП.

В этот период сложились массовые профсоюзы и партии, существом деятельности которых стал уже не труд, а борьба. Коллективная борьба за сокращение труда, против произвола на производстве, за достойную оплату и социальное обеспечение привела к принятию многих законов, гарантирующих права человека..

История трудовых отношений в России XX в.

Биржи труда, трудовые армии, трудовые книжки.

Историю трудовых отношений в России в XX в. Можно сравнить с движением по замкнутому кругу, с дорогой, ведущей от рынка труда к рынку труда. В январе 1918 г. Советское правительство принимает закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 г. Состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс, определивший общие правила регулирования рынка труда и наладивший более полный учет безработицы. Были созданы предпосылки для огосударствления органов по трудоустройству. С началом гражданской войны, проведение политики «военного коммунизма», национализацией, потребовавшей тотального привлечения к труду населения страны, эта глубоко продуманная система была упразднена. Экономику решили поддерживать методами внеэкономического воздействия – созданием трудовых армий, принудительной мобилизацией, милитаризацией труда, принудительным распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей, которые представляли собой огромные резервуары живого труда без всякой техники, являвшие примеры варварской эксплуатации людей государством.

К началу 1920-х гг. в связи с послереволюционной, послевоенной ситуацией сложились условия, при которых в стране началась хозяйственная разруха, появились толпы беженцев, что во многом обусловило невиданную в истории России безработицу. Власти возвращаются к идеям, провозглашенным в 1918 г. В целях ликвидации безработицы по всей стране в течение короткого времени открываются биржи труда, которые помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда.

Новая экономическая политика вернула к жизни, казалось бы навсегда утраченную систему занятости (в ноябре 1922 г. был принят Кодекс законов о труде). Снова появился рынок труда, биржи, была восстановлена система помощи безработным, их переквалификации, экспертиза профессиональной трудоспособности. Последнее понадобилось особенно, потому что в эпоху «военного коммунизма» наступила всеобщая депрофессионализация. Многие кадровые рабочие сбежали с предприятий в деревню, чтобы не погибнуть от голода, на их место пришли люди малоквалифицированные, загнанные на предприятие военными методами, или беженцы. Заработная плата была увеличена и составляла не меньше прожиточного минимума. Появились деньги, на которые можно было купить товары, а не получать Мизерные пайки по карточкам и талонам. Всеобщую принудительную занятость заменила нормальная рыночная система. Работу по специальности и высокую оплату за выполненный труд получал тот, кто хорошо работал.

Россия Нэповская дала миру опыт великолепно налаженной системы оказания посредничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по специальности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог найти себе такую работу по объективным причинам – недоставало квалификации, имелись физические ограничения для трудоустройства. Была Возобновлена выплата пособий по безработице. Право на получения пособия в первую очередь имели работники, уволенные по сокращению штатов или при ликвидации предприятия, члены профсоюза, демобилизованные. Безработным также предоставлялось полное или частичное освобождение от уплаты налогов, от платы за квартиру и коммунальные услуги, а также льготный проезд на транспорте. Профсоюзы также создавали особые фонды помощи рабочим и служащим, оставшимся без работы. Возобновилась практика организации общественных работ. В некоторых городах успешно работали артели безработных. Для трудоустройства женщин организовывались женские артели, работа в столовых и прачечных. В наиболее крупных городах действовали бюро по использованию труда подростков. Летом 1930г. Рынок труда был упразднен, а Наркомат труда и его органы на местах были реорганизованы. Это стало решающим шагом для утверждения и воплощения в жизнь ключевой социальной доктрины молодого советского государства – концепции всеобщности труда, согласно которой все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей, должны работать. За годы первой пятилетки в стране была введена карточная система, учреждены отделы рабочего снабжения и закрытые распределители на предприятиях с принудительным ассортиментом «отоваривания» зарплаты. Получить реально хоть какое-то жилье, пропитание, бытовое обслуживание при фактически обесценивающейся зарплате становилось возможным только на предприятии. Несанкционированное увольнение, как правило, сопровождалось для рабочего серьезными материальными лишениями. Это создавало условия для прикрепления к производству. Именно в эти годы были введены трудовые книжки, где фиксировались все перемещения человека. В конце 1930-х гг. рабочего бессрочно прикрепили к предприятию, как еще раньше колхозника пожизненно прикрепили к колхозу. Указ, подписанный Сталиным в 1940 г., запретил самовольный переход с одного предприятия на другое и ввел уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. За двадцатиминутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул – год тюрьмы. Подобное же наказание – за самовольное оставление рабочего места. Лишь в 1955г. Была, наконец, разрешена самостоятельная перемена места работы.

Педагог:

Общество массового потребления 60-х годов.

Все началось с качественного изменения в физическом труде. В связи с переходом отраслей массового производства к поточно-конвейерным технологиям ленты взаимодействующих рабочих стали несопоставимо более важными производственными ресурсами, чем инвестиции в новую технику. Научная организация труда подчинила себе действия технологов и рабочих на производстве. Это была вторая ступень массового производства нового человека. Предприятия стали школой научно организованного

физического труда. Конвейерный труд – тяжелое насилие над личностью.

Одним из важнейших факторов стал трудный переход руководства производством от специалистов по машинам к специалистам по научно организованному труду – к промышленным инженерам, психологам и социологам. Впервые наука подняла на новую ступень уже не столько технику, сколько самого работника, формирует его новые качества и новую «стоимость».

При тех же капиталовложениях производительность возрастает втрое, и в отраслях массового производства возникает Система высоких заработных плат, система «дорогого» человека. Возник человек, привыкший к чрезвычайно интенсивной деятельности в любой ситуации, крайне «мобильный» почти в каждый момент своей жизни.

Три решающие характеристики мобильности:

  • территориальная мобильность, требующая, прежде всего наличие собственного транспорта, сети автодорог и системы обслуживания (одновременно эти сферы создали до 20% рабочих мест для нового работника);
  • производственная мобильность, способность и готовность сменить профессию, вид и род деятельности;
  • социальная мобильность, при которой стандартизация быта, условий труда и заработка людей позволяет развиваться их способности работать и жить в разных социальных средах, менять и город, и даже страну пребывания. В положении изгоев оказалась вся масса косных или «малоподвижных» людей.

Педагог: Новые поколения людей, впитавшие в себя культуру научно организованного труда, создали свои «нуклеарные семьи» отдельно от родителей, взяли на себя огромные долговые обязательства на многие годы и создали условия для развития своих детей. Дети стали главным богатством такой «стандартной» семьи, главным богатством городов и наций.

Важную роль в развитии человека играет нарастающая ежедневная учеба. И по своим масштабам, и по роли – это еще более мощный фактор инвестиций в человека, так же не фигурирующий в статистике доходов. Начинаясь как игра, дающая толчок радостному творчеству, эта деятельность постепенно приобретает характер все более сложного умственного труда, преобразующего человека. Особенно важны в духовном, интеллектуальном и физическом развитии нового поколения первые годы жизни человека. Показательно, что в ряде социокультурно лидирующих стран законодательно запрещено внесемейное воспитание детей до определенного возраста. Уже в 80-е гг. американские ученые установили, что средства, затрачиваемые на нормализацию развития детей в первые 4 года их жизни, являются самым эффективным национальным капиталовложением, возвращающимся с пятикратной отдачей на каждую единицу вложений. Бедные страны, экономящие на этом, консервируют нищету. Было выяснено, что к 11 годам уже закладывается творческий или рутинный стереотип мышления, накапливается почти половина будущих знаний человека, а тем самым и общества в целом.

Идет процесс раскрепощения женщины, возрастает чувство ответственности людей за гражданские права, за равенство полов и рас и равный доступ к мировой культуре и науке, утверждается чувство ответственности за сохранение природы, умение прощать и защищать униженных и слабых. Благодаря этому в к. XX в. можно говорить о массовом развитии человеческого благородства, о зарождении новой аристократии или нового дворянства, массового «человека благородного».

А формирование такого человека – работника. Невозможно без развития законодательства, защищающего его труд, отдых, социальные гарантии пенсионного обеспечения.

Современное постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и характеристики. Важнейшим стало массовое перемещение работников из материального производства в сферу услуг. В больших городах в материальном производстве остается не более 25% работников, а до 70% перемещается в сферу услуг. Мерилом самого труда и всей жизни человека все больше становится свободное время, как напряжение творческих сил человека и как главная форма богатства.

Слово учащимся 10а и 11б класса для представления проектов будущей профессиональной деятельности

Для подведения итогов слово предоставляется супервайзеру:

Основные характеристики достойного труда в XXI веке.

Достойным трудом в XXI может считаться труд, который приносит пользу обществу, государству и человеку. Это свободный, добровольный, безопасный, научно организованный, творческий, адекватно оплачиваемый труд, обеспечивающий социальные гарантии и социальную защиту, дающий возможности для индивидуального роста и социальной интеграции.

Основными характеристиками современного работника являются:

  • профессиональная грамотность, способность учиться и совершенствоваться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, способность к творческому труду;
  • мобильность территориальная, производственная, социальная, т.е. способность и готовность сменить профессию, вид и род деятельности, способность работать и жить в разных социальных средах;
  • ответственность за гражданские права и обязанности, возможность свободно выражать свои мнения, свободно объединяться в профессиональные организации и принимать участие в принятии решений по жизненно важным вопросам;
  • способность помочь социально незащищенным людям.
  • общая культурная зрелость, «благородство»;

Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на общенациональном уровне. Это важнейший фактор в формировании современной экономической системы.

Список используемой литературы: 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, – М.: 2008.
  2. Достойный труд в XXI веке. Методические рекомендации по проведению единого профсоюзного урока, – М.: 2008.
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Ж. Общественные науки и современность, №1, – М.: 2001.
  4. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество. Ж. Общественные науки и современность, №3, – М.: 2001
  5. Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху. Ж. Общественные науки и современность №3, – М.: 2007.
  6. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда. Ж. Общественные науки и современность №3, – М.: 2007.
  7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика книга 2, – М.: 2003.

Презентация.