Цели урока:
образовательные: актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении союзов; закрепление умений различать союзы; выработка навыков правильно обозначать орфограмму; «сверхзадачи»: повторить правописание чередующихся гласных; отработка пунктуационных навыков;
развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оборудование: Таблица, учебник, схема, схема-лестница, задания на доске, карточки с заданиями у учеников для коллективной и индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация класса. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя.
II. Мобилизующий этап. Актуализация и углубление знаний. Актуализация прежних знаний.
Постановка задачи урока.
– Запишите тему урока и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?
Сегодня наш урок — один из заключительных по теме «Союз». Поскольку данный раздел курса пройден нами подробно и успешно, вы уже готовы сдать зачет. Давайте обобщим знания, посмотрим на союз свежим взглядом, пусть такая знакомая часть речи откроет нам свои секреты. Помогать мне будут консультанты. Надеюсь, что вы все будете активно работать.
Объяснение этапов урока.
– Сегодня мы повторим теоретические сведения о союзе, выполним ряд практических упражнений, подведем итог работы.
Фронтальный опрос.
– Какая часть речи называется союзом?
– Чем отличается составной союз от простого?
– Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов? Какие только для связи предложении?
– На какие группы делятся сочинительные союзы?
– Какими бывают по значению подчинительные союзы?
– Перечислите морфологические признаки союза.
– В каком разделе русского языка изучают союз?
III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
1. Тренировочная игра «Лесенка».
(Ученики заполняют карточки примерами, определяют значение союза)
2. Графический диктант.
На доске записаны предложения. Обратите внимание на пропуски в словах. Определите орфограмму. Сейчас мне поможет консультант. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание орфограммы, нарисуйте схемы предложений.
Звезды медленно разгорались и потом уже спокойно сияли.
От лесного пожара поляна выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники.
Молодые березки сохраняют еще свои желтоватые листья, когда коснутся их лучи осеннего солнца.
Восходит солнце, и ложатся тени.
Дождь отшумел, и замер гром.
Петя не предполагал, что город такой большой.
(Консультант рассказывает по тренажеру о правописании данной орфограммы. Отработка опознавательных признаков орфограммы. Закрепление знаний.)
3. Цель следующего задания – уметь отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы. Чтобы решить эту задачу, нужно четко представить себе синтаксическую роль местоимений и союзов. Разберем это на примерах. На доске записаны предложения. Спишите, обозначая члены предложения, а также местоимения и союзы. Консультант подчеркивает и объясняет.
Книга лежит на столе. | Что лежит на столе? |
Я знаю, что лежит на столе. | Я знаю, что на столе лежит книга. |
4. Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях.
Запись на доске.
«Кто победил?» – спросили мы?
Он ответил, что неизвестно, кто победил.
Он ответил, что проигравших нет.
Он ответил, кто победил.
Фильм, который поставлен по роману, нам тоже нравится.
– Обратите внимание на союз тоже в последнем предложении. Сейчас я даю слово следующему консультанту (консультант объясняет цель задания, опираясь на составление схем: «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»).
Составление схем предложений.
5. Тест.
Для закрепления этого правила предлагаю вам выполнить тест. Вы должны в таблице ставить +, если слово пишется слитно, и -, если слово пишется раздельно.
- Олегу тоже не сиделось в бричке.
- Молчание тоже ответ.
- То же слово, да не так бы молвить.
- Все очень устали, зато цели достигли.
- Чтобы писать грамотно, надо знать и теорию.
Ученики заполняют таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Работа с учебником.
– Выпишите из упражнения № 301 предложение парой. Отметьте союз. Сделайте морфологический разбор союза.
(Один ученик у доски. Остальные работают в тетради.)
7. Работа по карточке.
Учитель раздает ученикам карточки с заданием. Раскройте скобки, выделите союз. Предложение с союзом запишите в тетрадь.
- Тебя полюбят за (то), что ты доброго сделаешь.
- Он глуп, за (то) силен.
- Не за (то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овец съел.
Ответ: 2 предложение.
- Судя (по) тому, что напишешь.
- Мы победим, (по) тому что мы сильны.
- По очертанию облаков и (по) тому особенному запаху я понял, что скоро будет дождь.
Ответ: 2 предложение.
- С кем поведешься, (от) того и наберешься.
- От (того) и до этого дома.
- Не образован, (от) того и неинтересен.
Ответ: 3 предложение.
Ученики раскрывают скобки или соединяют написание, выписывают в тетрадь предложение с союзом.
8. Индивидуальная работа у доски в форме дидактической игры.
Запись на доске (плакат). Поставьте, где необходимо дефис.
Выпишите в отдельный столбик союзы.
- Не то.. .не то; кое кто; не у кого.
- Как нибудь; как будто; не рад.
- Потому что; из за; что либо.
- Так что; так как; как либо.
Ученик у доски вставляет дефис. В отдельный столбик записывает союзы. Ученики записывают в тетрадь.
9. Тест.
Найдите соответствие (подберите синонимичные пары).
1. Тоже | а) Такое же б)Также в) В продолжение г) Но д) Для того чтобы е) О |
2. В течение | |
3. Зато | |
4. Чтобы | |
5. Насчет | |
6. То же |
Ученики выписывают синонимичные пары.
У доски ученик записывает ответ: 16; 2в; 3г; 4д; 5е; 6а.
IV. Закрепление.
1. Работа с перфокартой.
Сочинительный союз | Подчинительный союз |
И | |
ЧТО | |
ИЛИ | |
ПОТОМУ ЧТО | |
ТАКЖЕ | |
ЗАТО | |
ЕСЛИ | |
ТАК КАК | |
ЛИБО | |
ПОКА | |
Простой союз | Составной союз |
ДА | |
ТАК КАК | |
НО | |
С ТЕХ ПОР КАК | |
ОТ ТОГО ЧТО | |
ИЛИ | |
ПОКУДА | |
ТАК ЧТО | |
ДО ТОГО ЧТО | |
ХОТЯ |
2. Словарный диктант.
На отдельных листочках. Как будто; потому что; оттого что; ввиду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что; лишь только; будто; чтобы; так как.
3. Резервное задание. Устная работа с карточкой.
Выполняют задание по образцу: Что с возу упало, то пропало. То пропало, что с возу упало. То, что с возу упало, пропало.
- Что начала весна, то доканчивает лето.
- Кто сегодня солгал, тому завтра не поверят.
- Я вернулся в город, когда наступила осень.
- Медведь прячется в берлогу, когда наступают холода.
Ученики по карточке перестраивают предложения и проговаривают их устно. Развитие логического мышления, внимания, речи.
V. Домашняя работа.
- Выполнить работу над ошибками, допущенными на уроке.
- Стр. 133-134 по учебнику. Контрольные вопросы.
- Выполнить задание по проверочному листу «Предлог, союз, частица».
Выполнить задание с союзом.
Правописание служебных частей речи. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, повторив правила правописания предлогов, союзов, частиц:
|
- Для группы консультантов: «Комплексный анализ текста». Выполнить задание №15.
VI. Итог урока.
Наш урок подошел к концу, мы успешно преодолели все препятствия. Сегодня хорошо работали (выставление оценок).
Рекомендации.