Школа – территория безопасности: применение современных педагогических технологий для воспитания культуры безопасного поведения школьников

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
Эмерсон   

Жизнь современного школьника должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах нашего учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, мы уделяем особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения. Комплексная безопасность школы – это состояние защищенности учебного заведения от реальных угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Естественно, основные задачи по вопросам безопасности нахождения в здании школы решают специалисты: директор школы, заместитель директора школы по безопасности, охрана, педагоги. Но очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей. Именно через это чувство ответственности и происходит формирование культуры безопасного поведения школьников, то есть обучение такому образу жизни и поведению, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим.

Наши ребята неплохо учатся, участвуют в олимпиадах, конкурсах, поступают в ВУЗы, что свидетельствует об их глубоких знаниях и высокой мотивации. Но приобретение учащимися теоретических знаний, умений и навыков (ЗУН) должно быть в постоянной возможности их применения на практике, что сделает процесс обучения действенно-полезным.

Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни. Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно посредством широкого применения современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Данная педагогическая технология давно и активно применяется в нашей школе.

Мы полностью разделяем мнение о том, что «в настоящее время актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Без всякого сомнения, к этому относятся проектные технологии»[1]

Очень успешно и результативно применение метода проектов и исследований вошло в комплекс мероприятий по обеспечению безопасности нашего образовательного учреждения.

Общешкольный проект получил название «Школа – МОЯ территория». Работа над данным проектом дала возможность:

  • участвовать неограниченному количеству учеников (задания разного уровня для учащихся с 1 по 11 класс);
  • подготовить проекты и исследования для различных ученических конкурсов;
  • участвовать учителям не только в качестве научных руководителей, но и в качестве авторов «взрослого» проекта и выставить свою работу на конкурс проектных работ для учителей;
  • ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности;
  • поднять уровень культуры безопасного поведения не только участников проекта, но и других учащихся школы через просветительную деятельность;
  • воспитать любовь к своей школе, желание быть хозяином, заботиться и нести ответственность за само здание и территорию вокруг него;
  • ощутить товарищеское чувство работы в коллективе
  • и многое другое.

Наша проектная группа поддерживает мнение Департамента образования города Москвы о том, что «занятия по методу проекта дают возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у них новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации деятельности, появляется возможность открыть и реализовать свои врожденные способности».[2]

Основная цель проекта: пропаганда и воспитание культуры безопасного поведения школьников через участие в проектно-исследовательской деятельности.

Новизна: личный пример взрослых – параллельная работа директора школы, заместителя директора по безопасности, руководителя школьного научного общества и учителя ОБЖ в качестве авторов собственного проекта «Школа – территория БЕЗ опасности» для участия в конкурсе проектных работ учителей.

Актуальность: возможность вести работу по безопасности жизнедеятельности и воспитывать культуру безопасного поведения школьника не только в рамках учебной дисциплины и некоторых внеклассных мероприятий, но и в непрерывной работе над проектами в системе работы школьного научного общества.

Воспитание культуры безопасного поведения происходит путем решения очень важных задач, таких как: формирование правильных поведенческих норм; выработка морально-психологической устойчивости в опасных и чрезвычайных ситуациях; умение принимать безопасные решения в быту. Решать подобные задачи будет по силам учащимся, умеющим успешно применять свои теоретические знания на практике.

Участие в проектной и исследовательской деятельности предоставляет школьникам такие возможности, и дети справляются с работой с удовольствием.

Работа над проектом осуществлялась (и продолжается в настоящее время) поэтапно.

Для младших классов проектная деятельность в основном носила коллективный характер. Старшие ребята ставили перед собой более серьезные задачи исследовательского характера.

На первом этапе работы учащимся с 1 по 11 класс было предложено перечислить и описать возможные ситуации, угрожающие жизнедеятельности учащихся и сотрудников школы.

На втором этапе работы самые младшие школьники создавали галерею своих рисунков, разыгрывали возможные затруднительные ситуации и правильный выход из них, формулировали коллективно свои советы по безопасному поведению, иллюстрируя их собственными рисунками. Многие ребята вносили свой индивидуальный вклад в проект по собственной инициативе.

Учащиеся 5-7 классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму. На фотографиях ребята инсценировали ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожным. Ребята провели исследование на тему случайного бытового травматизма.

Учащиеся 8-9 классов провели социологический опрос, провели наблюдения, а затем выработали свод правил по безопасному поведению школьников и оформили Энциклопедию «Школьная жизнь БЕЗ опасности».

Старшеклассники, учащиеся 10-11 классов, создали группу социально активных школьников «Крылья» для просветительской работы и оказания помощи в разных возможных сложных ситуациях в школе. Группа «Крылья» успешно участвует в социальных конкурсах и проектах окружного и городского уровня.

Ребятами создана «Школа первой помощи», в которую может прийти каждый желающий.

«Школа первой помощи» оказывает экстренную помощь в сложных ситуациях в течение учебного дня.

На третьем этапе каждая возрастная группа описывала весь процесс своей работы над проектом/исследованием, начиная от постановки цели, определения задач, актуальности своих работ, заканчивая выводами.

Известно, что «непременным условием проектной деятельности обучающихся является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности»[1]

Поэтому каждый проект имел свой продукт: стенд «Будь осторожен!», энциклопедия «Школьная жизнь без опасности», стенд и видеофильм «Школа – моя территория!», «Школа первой помощи».

Исследовательские работы содержали интересные анкеты, разработанные самими учащимися; профессиональные социологические анкеты; сравнительные таблицы, демонстрирующие снижение уровня травматизма в нашей школе за последние годы.

Администрация школы и учителя-руководители ученических проектов параллельно с учащимися создавали свою проектную работу, описывающую мероприятия комплексной безопасности. Работа взрослого коллектива тоже содержит итоговые продукты: видеофильм, фото-галерею, рисунки, плакаты. (Данная работа продолжается, и по завершению будет демонстрироваться на конкурсе учительских проектов).

Работая над проектом параллельно с учителями, проектанты-учащиеся имели возможность понять принципы проекта/ исследования, научились выстраивать индивидуальный план работы, четко формулировать цель работы и ее задачи, делать выводы и использовать полученные знания в своих работах. Пока нашим проектантам сложнее всего удается правильное использование информационных источников. Широкие возможности интернета как основного источника информации побуждают наших учеников ограничиться только этим. Мы же обращаем внимание на важность использования «бумажных» источников информации, очень полезных для создания «местных» проектов: медицинские картотеки, школьные архивы, журналы, газеты и т.д.

В проектных и исследовательских работах учащихся нашла отражение проводящаяся работа по созданию условий безопасного нахождения учащихся и сотрудников в школе: учебные эвакуации по «тревоге», классные часы, инструктажи, разъяснительная внеурочная (и урочная) работа учителей, организация охранного поста, создание противопожарной базы и многое другое. Мероприятия по созданию безопасности охватывают как коллектив учащихся, так и коллектив сотрудников и зачастую бывают совместными. Очень интересно прошли экспериментально-тренировочные мероприятия под рабочим названием «Чужой/ Чужие», после проведения которых, учащиеся, их родители и сотрудники сделали вывод о том, что чужим людям проникнуть в стены нашей школы не так-то просто. Система контроля, оповещения, реакция сотрудников – все работает на должном уровне. Это говорит о том, что сотрудники нашего образовательного учреждения являются гарантами безопасности учащихся во время учебного процесса.

Итак, описание и анализ мероприятий по безопасности является прекрасным источником проектной/исследовательской деятельности, а работая над проектом и исследованием, дети глубже усваивают проектный информационный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения, что и являлось нашей задачей.

А главное, что вся деятельность учащихся-авторов проектов в сотрудничестве с педагогами-авторами своих проектов принесла всем много радости, позитивного отношения к жизни, послужила примером для других учащихся.

Основные выводы:

  1. Содержание проектной и исследовательской деятельности действительно направлено на формирование умений всех участников проектов сконцентрировать свое внимание на основной теме, в данном случае на теме воспитания культуры безопасного поведения.
  2. Через проектную и исследовательскую деятельность изученная тема становится основной идеей, «детищем» наших проектантов, а значит, усваивается эффективнее. Воспитание культуры безопасного поведения и желание донести теперь уже свою идею до других становится главной задачей.
  3. Очень важным для нас было привлечь к проектно-исследовательской деятельности не только самых активных и благополучных детей, а совершенно разный контингент учащихся, что позволяло корректировать поведение и социализировать в обществе «трудных» ребят. Ведь это и есть дети, нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше всего.
  4. Ведя проектную и исследовательскую работу, мы, руководители ученического проекта, выступали со своими учениками в роли равноправных участников этого процесса, но при этом параллельно вели и свою работу, являясь авторами своего, учительского проекта. Делясь информацией и добывая ее вместе с нашими подопечными, анализируя, обрабатывая, мы становились соавторами этого необыкновенно интересного процесса.
  5. В результате совместного сотрудничества учителей и учащихся в творческо-поисковой лаборатории взаимоотношения с проектантами переходят на качественно новый уровень доверия и взаимопонимания, что не прекращается и по окончанию работы.
  6. Работая над проектом, руководители старались сосредоточить внимание на позитивных моментах деятельности учащихся, всячески поощрять их инициативу.
  7. В результате участия в проектно-исследовательской деятельности у учащихся заметно повысилась самооценка, проявлялась гражданская позиция, чувство ответственности.
  8. Коллектив учителей, работающих в рамках одного проекта, должен работать четко, слаженно и эффективно, показывая проектантам положительный пример позитивных дружеских взаимоотношений взрослого коллектива.
  9. Благодаря работе над проектами и исследованиями, наши проектанты достойно представляли школу на олимпиадах по ОБЖ, конкурсах проектных и исследовательских работ разного уровня и занимали призовые места.
  10. Известно, что «в соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения или их учредители должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей и подростков новых образовательных программ и технологий»[3]. Учитывая данное требование при подведении итогов нашей работы, мы вполне можем сделать вывод не только о высокой эффективности применения метода проектов для воспитания культуры безопасного поведения школьников, но и о безопасности применения данного метода для здоровья ребенка.

Список использованных источников:

  1. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе./Москва, 2010.
  2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы (письмо Департамента образования города Москвы от 20.11.03 № 2-34-20).
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей./Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков./ Москва, МИОО, 2010.