Математическая игра "Счастливый случай". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели игры:

Образовательные – научить применять теоретические знания и практические умения, и навыки, полученные на уроках математики при решении реальных задач. Совершенствовать навыки работы в группе, планирование ответа и монологической речи.

Воспитательные – совершенствовать навыки коллективной работы. Показать ценность каждого члена коллектива как личности. Создать ситуацию, в которой необходимо проявить умение брать инициативу на себя, принимать ответственные решения. Учить стойкости, собранности, терпимости.

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательного интереса и способностей – развивать умения анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты, выбирать наиболее вероятные ответы. Развивать ассоциативное мышление. Воспитывать эмоциональную устойчивость в экстремальных ситуациях, дать практику преодоления трудностей. Развивать познавательный интерес.

Оборудование:

  • аксессуары: бумага и карандаши для участников и болельщиков, бланки для жюри, распечатки заданий, таблицы с фигурами – названиями команд, черный ящик, циркуль, мешок с бочонками лото;
  • призы: грамоты и сладкие угощения.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

  • звучит мелодия из передачи «Счастливый случай»;
  • учащиеся-зрители занимают места в зале;
  • учащиеся-участники рассаживаются по командам;
  • жюри занимает свои места;
  • ведущий (учитель) объявляет начало игры.

II. Выступление учащихся.

1 Чтец:

О, Математика, ты вечна!
Гордись, прекрасная, собой
Твоё величье бесконечно
Так предначертано судьбой!

2 Чтец:

Всегда овеяна ты славой,
О, светоч всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил!

3 Чтец:

Великих гениев творенье,
Царица всех наук земных,
Ты вызываешь восхищенье
Любимых подданных твоих!

4 Чтец:

Ты всем наукам помогаешь
Сбирать бесценные дары
И вместе с ними пролагаешь
Пути в далекие миры! [2]

(Учащиеся поют песню на мотив композиции «Не думай о секундах свысока» М. Таривердиева)

Не думай об учебе свысока
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Сижу, решаю целых два часа
Одно и тоже с иксом уравнение!

Как правильно подобные учесть,
И что на что там непременно делится?
Скорей бы старший брат пришел домой,
Тогда мое закончится мучение…

Во вторник геометрия опять,
И надо повторить определение,
Решить задачу, круг нарисовать
Построить угол в нем… Где взять терпение?

Да, надо математику любить,
И не считать ученье за мучение!
Все в жизни пригодится, ты учись,
Учись, и не жалей на то мгновение!

III. Приветствие.

Ведущий: Добрый день участники, гости, жюри. Мы собрались в этом зале, чтобы посвятить час Великой математике, сыграть в игру «Счастливый случай». Игра помогает учиться, узнавать новое, использовать имеющиеся знания; проявлять смекалку и находчивость.

Все это нам сегодня продемонстрируют команды-участницы 8-х классов. Попросим капитанов подойти ко мне. На столе геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Выберите ту, которая вам больше понравится.

Итак, наши команды:

1-ая команда – «Треугольник» – символизирует лидерство. Самой характерной особенностью человека, выбравшего этот символ, является способность сконцентрироваться на главной цели. Это сильная, энергичная, неудержимая личность. «Треугольники» ставят ясные цели и стараются, по возможности, их достичь.

2-ая команда – «Квадрат». Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату – трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. «Квадрат» предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: все должно быть на своих местах и происходить в своё время.

3-я команда – «Круг». Самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, все ладят друг с другом. «Круг» ощущает чужую боль и радость, как свою, собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.

Капитаны команд представьтесь и представьте свою команду. (Идет представление участников игры).

А теперь пришло время познакомиться с условиями нашей игры.

Игра состоит из «Геймов»; каждый гейм носит свое название и позволяет набрать определенное количество баллов. За ходом игры и подсчетом набранных баллов будет следить наше уважаемое жюри.

IV. Игра.

1 Гейм: «Дальше, дальше…» За одну минуту каждой команде задаются вопросы. Если команда не знает ответа, то подгоняет ведущего словами «дальше, дальше». Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. Жеребьевка среди команд, для определения очередности.

Вопросы 1-й команде:

  • сумма углов треугольника (180 градусов);
  • сколько клеток на шахматной доске? (64);
  • как в старину называли 5 копеек? (алтын);
  • что такое абак? (старинные счеты);
  • сколько дней в декабре? (31);
  • равносторонний прямоугольник (квадрат);
  • единица измерения массы (кг);
  • неприятность, встречаемая в тетрадке (двойка);
  • какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы было число большее 5? (запятую);
  • каким действием узнаем, на сколько одно число больше другого? (вычитанием);
  • у=kx, название графика функции (прямая);
  • сколько раз кликал старик золотую рыбку? (3 раза);
  • сотая часть числа (процент);
  • можно ли при делении получить нуль? (да);
  • чему равен угол в квадрате? (90 градусов);
  • наибольшее отрицательное число (-1);
  • первая женщина математик (Софья Ковалевская);
  • сколько минут в одном часе? (60);
  • третья буква греческого алфавита (гамма) [1].

Вопросы 2-ой команде:

  • сумма углов квадрата (360 градусов);
  • как в старину называли 10 рублей? (червонец);
  • современные счеты (калькулятор);
  • сколько дней в году? (365);
  • равносторонний параллелограмм (ромб);
  • единица измерения длины (1 метр);
  • сколько лет рыбачил старик в сказке о «Золотой рыбке»? (33 года);
  • какую часть уравнения можно встретить в земле? (корень);
  • какое действие показывает, во сколько раз одно число больше другого? (деление);
  • какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы получить число, меньшее единицы? (черту дроби или деление);
  • название графика у = k/x (гипербола);
  • что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки);
  • наименьшее положительное число (1);
  • сколько грамм в одном килограмме? (1000 г);
  • сумма длин всех сторон (периметр);
  • самая плохая отметка в школе (2);
  • известное математическое решето (решето Эратосфена простых чисел);
  • луч, делящий угол пополам (биссектриса);
  • вторая буква греческого алфавита (бета) [1].

Вопросы 3-й команде:

  • величина развернутого угла (180 градусов);
  • число, не имеющее противоположного (0);
  • 100 квадратных метров (гектар);
  • утверждение, требующее доказательство (теорема);
  • угол в 90 градусов (прямой);
  • сколько месяцев в году по 28 дней? (12);
  • график функции у = х² (парабола);
  • сколько минут варят крутое яйцо? (0 минут);
  • единица измерения жидкостей (литр);
  • за сколько земель ходил царевич в сказке «Кощей бессмертный» (за тридевять);
  • 5² (25);
  • произведение двух сторон прямоугольника (площадь);
  • равенство, содержащее неизвестное (уравнение);
  • одна шестидесятая часть минуты (секунда);
  • чему равен 1 пуд (16 кг);
  • утверждение, принимаемое без доказательства (аксиома);
  • какие часы показывают точное время два раза в сутки? (которые стоят);
  • можно ли при сложении получить ноль? (да);
  • первая буква греческого алфавита (альфа) [1].

Окончание первого гейма. Жюри подводит итоги. Объявляются результаты 1-го конкурса.

2 Гейм: «Заморочки в мешочке».

Ведущий: У меня в мешочке бочонки с номерами. Капитаны каждой команды по очереди достают бочонок с номером того вопроса, на который нужно будет дать ответ. (Обсуждение 30 секунд).

Вопросы:

  1. Мел и тряпка, неизменные спутники каждого ученика в школе. А для чего они использовались во времена Петра I? (Чистили зубы);
  2. Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Как с их помощью отсчитать 4 минуты? (Одновременно перевернуть часы и как только первые покажут 3 минуты, на вторых останется 4 минуты);
  3. Кому принадлежат слова «Математику уж затем изучать надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов);
  4. Если у стола отпилить один угол, сколько углов останется? (пять);
  5. Каким словом в Древней Руси обозначался миллион? (тьма);
  6. «Счастливый случай» (без вопроса засчитывается 1 балл).

Ведущий: жюри готово подвести итоги 2-го гейма и объявить общий результат.

3 Гейм: «Тёмная лошадка». Этот гейм проводится человеком, имя которого хорошо известно в учебном заведении. Выбирается учитель и дается его краткая характеристика.

Вопросы:

  1. Одного известного математика спросили: «Есть ли крылья у слона?» - Есть, но они … Как бы вы ответили, если были этим математиком? (равны нулю);

  2. «Черный ящик»:
    – То, что лежит в этом ящике, изобрел талантливый юноша, который придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках Нижнего Новгорода. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а решать с его помощью задачи – признаком высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре. За многие годы его конструкция не изменилась. В настоящее время им пользуется любой школьник. Что это? (циркуль);

  3. Назовите имя известного поэта, математика, автора слов:
    «Яд, мудрецом предложенный, прими.
    Из рук же дурака, не принимай бальзама». (Омар Хайям) [3].

Ведущий гейма объявляет победителя.

4 Гейм «Гонка за лидером». Каждая команда получает задание, в котором необходимо написать слова, являющиеся математическими терминами.

(за большее количество и быстроту – 3 балла, 2 балла и 1 балл)

Пример:

5 Гейм: «Зритель - игрок».

Ведущий: Пока команды заняты, болельщики могут помочь своей команде. От каждой команды болельщиков нужно по одному человеку для конкурса «художников». Получают одинаковые наборы координат точек. Побеждает тот, кто быстрее изобразит фигуру.

Изобразить фигуру, соединяя последовательно точки:

(– 5; – 1); (– 4; – 0,5); (– 4; 0,5); (– 3,5; 0,5); (– 3; 1,5); (– 2,5; 1); (– 1; 2,5); (– 1; 1,5); (1,5; 2); (1; 1,5); (3; 1); (2; 0,5); (4; 0); (3; – 0,5); (3,5; – 1); (2,5; – 1); (2; – 2); (2; – 1); (– 1,5; – 1); ( –2,5; –2); ( –5; – 1); [( – 3; 0)] (Ёжик)

Ведущий: Остальным болельщикам тоже придется «потрудиться».

Вы тихонько все сидите,
За всем внимательно следите,
Когда вопрос задам вам я,
Вы будьте сдержанны, друзья:
Сначала руку поднимите,
Потом уж смело говорите.

Отгадайте:

  1. Сговорились две ноги делать дуги и круги. Что это? (Циркуль);
  2. К серой цапле на урок прилетело семь сорок.
    А из них лишь три сороки приготовили уроки.
    Сколько лодырей – сорок прилетело на урок? (Четыре);
  3. Семь братьев: годами равные, именами разные (Дни недели);
  4. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка);
  5. Один говорит, два глядят, два слушают. (Язык, глаза, уши);
  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50);
  7. Сколько распилов нужно сделать, чтобы распилить бревно на 10 частей? (9).

Если позволяет время можно провести конкурс пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.

V. Подведение итогов.

Ведущий: Вот и подходит к завершению наша игра. Участники команд упорно бились, добывая себе баллы. С каким же результатом наши команды подошли к финишу? Жюри готово объявить общее количество набранных баллов и назвать победителей.

Предоставляется слово жюри.

Награждение участников и победителей

Ведущий: Игра закончена. Надеюсь, что мы с вами еще встретимся не раз и постигнем вершины Великой Математики.

До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Газета «1 сентября. Математика», 2000, 2002, 2004, 2006, 2010 гг.;
  2. Интернет-ресурс: «Учебно-методический портал»: www.uchmet.ru;
  3. Хайям О. Четверостишия/О. Хайям. – Смоленск: Русич, 2007. – 288с.

Презентация.