Предварительная подготовка к утреннику включает:
- рисование русской матрешки, изготовление поделок «Матрешка» и ее роспись;
- роспись точенных деревянных заготовок матрешек;
- подборы русских народных мелодий;
- сбор иллюстрированного материала (разнообразные матрешки, портрет С. Малютина, репродукции, книги о народных промыслах и т.п.).
В подготовке утренника активно участвуют:
- воспитатели детского сада;
- родители (изготовление костюмов).
Оборудование:
- Куклы (перчаточные). Петрушка, Матрешка (первая русская).
- Ширма, за которой ребята озвучивают куклы.
- Силуэты матрешек (плоские картонные). Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская.
- Выставка детских работ (рисунки, памятные сувениры «Матрешка» из глины и древесины).
- Костюмы (матрешки, косынки, сарафаны, фартуки, кофточки с нашитой тесьмой).
- Музыкальный инструмент (колокольчики).
ХОД УТРЕННИКА
Раздаются звуки волшебных колокольчиков. За ширмой (в центре зала) ребята-кукловоды начинают представление.
Петрушка: Как много народа… Здравствуйте! Что случилось?
Ведущий: У нас, Петрушка, сегодня праздник.
Петрушка: Что за праздник?
Ведущий: Попробуй отгадать, о ком так говорят (загадывает загадку).
В этой молодице
Прячутся сестрицы,
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Петрушка: Ой-ой-ой! Сестрица в темнице… Это морковка!
Ребята (хором): Нет!
Петрушка: Ну… не знаю… А вы знаете, о ком идет речь?
Ребята (дружно): Да это матрешка.
Ведущий: Молодцы, ребята! Все вы
правильно отгадали, это русская матрешка и
именно ее мы пригласили к нам в гости.
(Звучит веселая музыка. Под звуки народной
мелодии из-за ширмы появляется матрешка).
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые (низко кланяется всем). Спасибо, что позвали на праздник. (Петрушка разглядывает Матрешку со всех сторон).
Петрушка: До чего же ты, Матрешка, красивая! И откуда ты пришла? Кто тебе подарил такой наряд?
Матрешка: Я пришла к вам из городов и
сел нашей необъятной Родины. В России Матрешки
появились в конце XIX столетия. В старинной
подмосковной усадьбе Абрамцево собирались
многие замечательные русские художники. И вот
тут одни источники считают, что попала как-то к
ним в художественную мастерскую – КОКЭСИ. Это
была фигурка японца (показывает репродукцию).
А другие источники считают, что привезли из
Японии фигурку игрушечного лысого, узкоглазого,
сердитого на вид старичка – Фукуруму, а в ней –
мал, мала меньше фигурки всех членов его семьи.
Игрушка всем понравилась. Вот тогда художники и
решили попросить знаменитого мастера игрушечных
дел Василия Звездочкина выточить игрушку,
похожую на эту, но только свою, русскую, и назвать
ее русским именем.
Петрушка (перебивает): Дуняша! Маняша!
Матрешка (смеется): Матреша! А расписал матрешку Сергей Малютин (показывает портрет художника). Вот так и родилась первая русская матрешка. Игрушка изображала женщину в сарафане и платке, с черным петухом в руках (показывает репродукцию «Первая Русская матрешка» художник С. Малютин 1890-е годы).
(В зале гаснет свет).
Петрушка (возмущенно): Ой-ой-ой! Я ослеп от твоей красоты, матрешка. Ничего не вижу, слава Богу, что слышу.
(В это время под русскую народную мелодию выходят девочки и встают перед ширмой. Они держат в руках картонных матрешек. Все матрешки большие, в рост девочек. Для лица на картоне вырезан овал. В зале зажигается свет).
Петрушка (недоуменно): Да что же это происходит. То вижу полный зал народа, то ничего не вижу, а тут и вовсе троица в глазах.
Матрешка: Дорогой Петрушка, и вы ребята, должна вам сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня сестренки. Они вместе со мной пришли на этот праздник.
Петрушка: А они откуда?
(Матрешки в стихах рассказывают о себе, а ведущий дополняет рассказ, пусть они сами расскажут о себе).
Петрушка:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Ведущий: Посмотрите, ребята, матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник с узором, а в руках держит узелок.
Матрешка:
Я из тихого зеленого
Городка Семенова
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых –
Розовых, бордовых –
В подарок принесла.
Ведущий: Семеновскую матрешку, расписывают иначе. Их можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нее разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.
Матрешка:
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
И роза-дикушка,
Трехлистный цветок,
Врисован в мой яркий
Нарядный платок.
Ведущий: Матрешки в
Полховском-Майдане появились на свет не случайно
и сравнительно недавно – в 20-х годах прошлого
века. Есть такое село в Нижегородской области –
центр народного художественного промысла, где
производят разные деревянные игрушки домашнюю
утварь.
Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой
изгиб. Такая форма придает матрешке задорный,
удалой вид. У нее нет таких конкретных деталей,
как рук. Платок на матрешке ярко-красный.
На голове, по центру платка, трилистник, а прямо
из под него – жгучие, кольцами, кудри – подлинная
деталь старинного местного наряда. Самое яркое
пятно – ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет. На
зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы,
бутоны, ягоды. Полюбуйтесь на них!
Петрушка (радостно): Хороши, хороши!
Ведущий: Спасибо вам, милые матрешки, за интересные рассказы.
Петрушка (протяжно): Да-а-а! Теперь я многое узнал о матрешках. А вы, ребята?
Ученик 2 класса: Мы не только узнали, но и нарисовали матрешек.
Ученица 3 класса: Смастерили поделки – сувениры «Матрешка».
Ученик 4 класса: Приготовили игру, частушки и стихи.
Петрушка: Так чего ж мы ждем, показывайте!
(Выходят второклассники, демонстрируют свои рисунки, делятся впечатлениями и выставляют работы на выставку. Звучит русская народная мелодия «выплывает» девочка в костюме матрешки).
Девочка: Я прочитаю стихотворение «Матрешка», которое написала учительница нашей школы Бояринова Елена Николаевна.
Я маленькая куколка, Вы только посмотрите,
Народная фантазия. Потрогайте меня,
Ничуть не прихотливая, Проста, но знаменита,
Такая вот оказия. Хорошенькая я!
Я – сувенир, я кукла, Меня все дети любят.
Я представляю Русь. В России – талисман.
Старинная игрушка, Объездила планету,
Матрешкою зовусь, Бываю тут и там.
Ведущий: И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. В чем секрет такого успеха и долгожития? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?
(Ребята рассказывают, что русская матрешка во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она добрая посланница этих чувств, живет в наших домах, и во многих странах).
Ученица 3 класса: А теперь дарим вам их, уважаемые гости. Желаем всем дружбы и любви, счастья и благополучия. (Входят второклассницы в костюмах матрешек. Звучат частушки).
Наши губки бантиком,
Да щечки, будто яблоки,
С нами издавна знаком,
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Мы матрешки Вятские,
Кировские, Туринские,
Кумушки – Молдавские.
Вот такие барышни,
Всех на свете краше.
Посмотри, какие платья
У матрешек наших.Мы матрешки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Петрушка: Молодцы, матрешки! Оказывается, вы тоже веселый народ.
(Под музыку выходят ученики 4 класса. В руках у них деревянные матрешки, расписанные на уроках изобразительного искусства. Читают стихотворение).
Восемь кукол деревянных, Вынь ее да посмотри
Круглолицых и румяных, Кто в ней прячется внутри?
В разноцветных сарафанах Прячется в ней пятая
На столе у нас живут, Куколка пузатая.
Всех «матрешками» зовут А внутри пустая –
Кукла первая толста, В ней живет шестая.
А внутри она пуста. А в шестой – седьмая,
Разнимается она А в седьмой – восьмая.
На две половинки, Эта кукла меньше всех,
В ней живет еще одна Чуть побольше, чем орех.
Кукла в серединке. Вот, поставленные в ряд,
Эту куколку открой – Сестры куколки стоят.
Будет третья во второй.
Половинку отвинти, «Сколько вас?» – у них мы спросим,
Плотную, притертую И ответят куклы – восемь!!!
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
(Дарят свои поделки школ).
Игра-шутка: Под музыку в центр зала выходят дети, в руках у каждого по матрешке (начиная с большой и заканчивая маленькой).
Ребята: (хором)
Ну-ка, дружно,
Ну-ка, враз,
Сосчитайте быстро нас.
(Зал хором считает. Дети вкладывают одну матрешку в другую).
Ребята: (хором) А теперь нас сколько?
Петрушка: Кажется … нисколько…
Ребята: Все мы спрятались в одной, здесь уютно и покой.
(Показывают самую большую матрешку).
Ученик: (держит в руках матрешку и читает стихотворение)
Много лет матрешке нашей,
Выжила, сквозь все прошла.
Радует девчонок наших,
Не исчезла, к нам пришла.
Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Брали тоже ее в руки.
Пусть недвижная, проста
Пустотела и толста
Я матрешечку люблю
И навеки сберегу.
(За ширмой артисты-кукловоды заканчивают представление).
Петрушка: Вот такой творческий народ собрался в этом зале. Нам очень понравились ваши рисунки и поделки. Вы настоящие художники!
Матрешка: Спасибо, вам, мастера. (Низко кланяется). Вы много потрудились и еще больше узнали о нас. Но если у вас возникнут другие вопросы, связанные с рождением матрешки, приглашаю вас в Музей игрушки города Загорска, что в 70 км от Москвы, где вас любезно встретит известный искусствовед, специалист по истории игрушки Галина Львовна Дайн, посвятившая всю свою жизнь исследованию народной игрушки.
Нам было хорошо на празднике, но пришло время прощаться, нас ждут другие ребята. Петрушка и Матрешка прощаются с ребятами. Артисты-кукловоды выходят из-за ширмы. Ведущий представляет исполнителей роли Петрушки и Матрешки.
Ведущий: Спасибо всем, всем, всем! На этом наш праздник окончен. Предлагаю сфотографироваться всем вместе с матрешками.