Цель урока: Формирование навыка расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Задачи:
1. Развивать умение отличать предложения с прямой речью от других
предложений, расставлять и обосновывать знаки препинания в предложениях данного
типа, оформлять схемы к предложениям с прямой речью, использовать в речи (устной
и письменной) предложения данного типа.
2. Развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас языка, развивать
внимание, логическое мышление, воображение, зрительную и слуховую память,
способность к классификации и обобщению, способность к творческой деятельности,
к групповой самоорганизации.
3. Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку,
литературе.
Этапы урока | Содержание | Время | Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | Организационный момент. 1. Активизация внимания. – Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка, на котором сегодня присутствуют гости. Давайте постараемся, чтобы всем было комфортно на уроке, каждый получил желаемый результат. 2. Запись числа. |
1 мин. |
Дети записывают число в тетради. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
II | Постановка целей и задач урока. – Глядя на слайд, сформулируйте тему урока. – Сформулируйте для себя задачи на сегодняшний урок. (Видеть предложения с прямой речью, учиться оформлять их на письме, графически оформлять предложения с прямой речью и т.д.) |
1 мин. | На доске схемы предложений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Минутка чистописания. 1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.
– Найдите верхний левый угол, три клеточки направо, две клеточки вниз, две клеточки налево, три клеточки вниз, одна клеточка направо, три клеточки вверх, две налево и одна вверх и одна налево. – Найдите эту букву в алфавите. (Рр – 18) |
10 мин. | На доске числовая таблица. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Запись буквы, соединений, слов с буквой р. РР р ре ру ро ра рукопись рукоделие рукотворный поворот 3. Работа над смыслом слов. – Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. |
Запись букв, соединений, слов, предложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа над предложением. В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир. (С. Аксаков. “Детские годы Багрова внука”) – Прочитайте предложение. |
Поиск грамматических основ, начертание схемы, объяснение знаков препинания в предложении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Измените предложение так, чтобы оно было с прямой речью. – Сколько вариантов может быть? Почему? – На что нужно обратить внимание при письме? |
Выбор схем для предложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. Прослушивание предложений. Если предложение с прямой речью и сначала идут прямая речь “идем”, если сначала слова автора “хлопаем”, если другой тип предложения останавливаемся, стоим. 1. Максим Горький говорил: Хорошая книга – праздник” (Х) |
1–2 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Отработка навыков (практикум). 1. Блиц-опрос (теория). 1) Прямая речь в предложении передает: 2) Первое слово прямой речи пишется: 3) Прямая речь заключается: 4) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если: 5) Если сначала стоят слова автора, то после них: Ответы: б), а), б), а), а). |
12 мин. | На слайдах варианты ответа, идет выбор правильного ответа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомните и озвучьте правила, о которых шла речь | Проверка, озвучивает учитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Работа со схемами. а) А “П”. – Какие предложения здесь представлены? – Выберите только схемы с прямой речью, найдите ошибки, расставьте правильно знаки препинания. |
На доске схемы предложений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка: а), г), е), ж). А) А: “П”. – Составьте устно предложения по данным схемам. |
Самопроверка, самооценка. Формулирование правила расстановки знаков, опираясь на схемы. Составление и запись предложений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа над деформированными предложениями. – Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в тот мир, где любил находиться С.Аксаков, в мир книг и литературы. Вы знаете, что тексты в Древней Руси писались без пробелов. Как думаете, почему? Сейчас вам необходимо восстановить небольшой отрывок из произведения А.Ишимовой “История России в рассказах для детей”. Милыедети! Превратите одно предложение в прямую речь. |
Работа в группе. Проверка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Самостоятельная работа. 1) Поиск предложений с
прямой речью; |
8 мин. | Одновременно индивидуальная работа по тренажеру. Взаимопроверка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Диктант без записи предложений.
(Графический.) Семь дочек. (По Василию Александровичу Сухомлинскому) Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через
неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. |
4 мин. | Учитель диктует предложения, учащиеся не записывая предложения, чертят схему предложений с прямой речью. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
А: “П”. – Какую главную мысль хотел передать автор этим произведением? |
Проверка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Итог урока. 1. Какие умения и навыки
отрабатывали сегодня на уроке? Я узнал... Оцените себя, поставьте себе в дневник карандашом ту оценку, которую, по вашему мнению, заработали сегодня. Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. 3. Оценка деятельности обучающихся учителем. Спасибо, после моей проверки самостоятельной работы, мы посмотрим, совпадут ли наши мнения. Это будет на следующем уроке. Д/З упр. 100, стр. 82 (устно подготовка к изложению). |
2–3 мин. | Оценка деятельности. |
Самостоятельная работа по теме: “Предложения с прямой речью”.
Ф.И. ученика ____________________________________________
1. Найди и обведи цифру предложений с прямой речью.
- Котенок Гав подумал, что его ждут!
- Взрослый соседский кот сказал, что котенка с таким именем ждут одни неприятности.
- “Гости пожаловали”, – недовольно проворчал пес.
- Щенок удивился: “Разве мы гости?”
(По Г. Остеру)
2. Подчеркни в предложениях первого задания только прямую речь.
3. Составь схемы предложений:
1) “А, старая знакомая, здравствуй!” – ласково проговорила Лиса. __________
2) “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, – ответила Серая
Шейка. __________
3) Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”. _________
4) “Ведь вы весной вернетесь?” – спрашивала Серая Шейка. __________
4. Исправь ошибки в расстановке знаков препинания.
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь.
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая
утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Критерии оценок:
“5” – работа выполнена без ошибок, допускается одна неточность в работе, 1
исправление.
“4” – работа выполнена в целом правильно, допускается 1–2 ошибки, 1 неточность,
1исправление.
“3” – работа выполнена, но в ней 3–4 ошибки, много исправлений, есть неточности.
“2” – работа выполнена с множеством ошибок (5 и более), много исправлений,
неточностей.
Моя оценка: _______________
Оценка соседа: ____________
Оценка учителя: ___________
Задания для работы в группе.
- Отделите слова вертикальной чертой так, чтобы получился текст.
- Выберите одно предложение, запишите его так, чтобы оно было с прямой речью.
1. Милыедети!
2. Вылюбитеслушатьчудныерассказыохрабрых
герояхипрекрасныхцаревнах?
3.Васвеселятсказкиодобрыхизлыхволшебниках.
4. Ещеприятнееслушатьбыль.
5. Ярасскажувамоделахнашихпредков.
(По произведению А. Ишимовой “История России в рассказах для детей”.)
___________________________________________________________________
(Используй глаголы: спрашивала, считала, писала, утверждала.)