Внеклассная работа в начальных классах. Тема: "Ой вы, кони!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Цели: ознакомление учащихся с интересными фактами из жизни лошадей.

Задачи: развивать любознательность; воспитывать любовь к животным, заботливое отношение к ним.

Оборудование:

  1. Репродукции картин, фотографии.
  2. Выставка книг.
  3. Видео о лошадях.

Предварительная работа: экскурсия на конный двор, чтение книг о лошадях, подбор пословиц о лошадях, видео про лошадей «Моя любовь к лошади», ВВС «Очевидец» [Лошади] (http://www.kenmabp.ru).

Ход занятия

I. Лошадь в жизни человека

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на широкой пашне, на охоте и в путешествии; её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и убогие крестьянские дрожки; за коня «отдавали полцарства». К лошадям относились по-человечески. Во всяком случае в императорской семье. В Царском Селе построили для «заслуженных пенсионеров» специальную «богадельню». Даже после смерти не забывали. Весной 1834 года пала любимая лошадь Николая I – 26-летняя Бьюти. Рапорт о её смерти поступил царю незамедлительно. И резолюция не заставила себя ждать. «Высочайше повелено, - писал Николай, - упалую лошадь зарыть близ сего дома в лесу и сделать на камне надпись: «Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила государю императору 24 года». Со временем в Царском Селе образовалось целое кладбище заслуженных лошадей – свыше ста надгробий. Многие из них утрачены, но часть сохранилась и ныне реставрируется. Легендарный конь Александра Македонского – Буцефал – был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. В мире существует около 160 явно выраженных пород лошадей, но порода арабской лошади является самой чистой и уникальной. Рассказывать о них можно бесконечно, но: всё это было, было. В мире угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, «живых коней заменила стальная конница» (машины). Мощность двигателя измеряется в лошадиных силах. Лошадь утратила своё использование как транспорт. Сейчас она используется в сельских фермерских хозяйствах, как верховая езда, в развлечении (в цирке, …).

II. Лошадь в русской геральдике

- По требованию русской геральдики герб должен был отражать историю города, его географическое положение, экономику, традиции.

В 1730 году вышел указ, утвердивший 88 городских гербов. Например, Москва – на гербе изображён Георгий Победоносец верхом на белом коне, поражающий копьём змея. По мнению многих учёных, такое изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой.

Всадник с копьём, являющийся символом Георгия Победоносца, ещё в период отдельных княжеств выступал как покровитель воинов, а под влиянием русского народного творчества превратился в защитника от всякого зла. Георгий Победоносец прочно вошёл в герб Москвы, так как считался покровителем князя Юрия Долгорукого (основателя Москвы).[4]

В настоящее время на российском гербе «грудь Орла, защищённая изображением Св. Георгия Победоносца на коне, указывает на державную преемственность России и Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских».[1]

- Рассматривание репродукции картины «Чудо Георгия о змиеКонец XV – начало XVIвека.

III. На Руси конь издревле в почёте

Иностранные путешественники, посещавшие Москву в XVI веке, писали, что ни один русский, имеющий хоть какой-то достаток, не появляется на улице пешим. Правда, виной тому могла быть и наша вечная непролазная грязь.

Коней всегда ценили. «Русская правда» - первый свод законов Древней Руси – предписывала конокрада выдавать головою князю и сурово карать: лишать вольности и собственности.

Собственность, конечно, была разная: у кого бечевка истёртая вместо упряжки, а у московских государей целая Конюшенная казна. Роскошь торжественных царских выездов также вошла в историю. Англичанин Джером Горсей не нашёл другого способа описать убранство коня царя Фёдора Иоанновича во время празднеств по поводу его венчания на царство (1584 год), как только назвать его стоимость – триста тысяч тогдашних фунтов стерлингов. На такие деньги в XVI веке мог бы кормиться целый год крупный город – хоть тот же Лондон или даже заметно превосходившая его своим населением Москва.

Мастеров в Конюшенном приказе числилось немало – около сотни. Среди них в первую очередь следует назвать седельников, собиравших воедино все многочисленные части и принадлежности седел. Деревочники изготовляли остовы, золотари (это слово тогда отнюдь не имело позднейшего насмешливого переносного смысла) дерево золотили. Строчники вышивали по коже, обычно золотыми или серебряными нитями. Шорники шили уздечки. Другие, особо на то поставленные работники делали стремена, отдельно выделывались удила. Были и такие, кто занимался изготовлением «наузов» - больших подшейных кистей, иногда из перевитого золотом шёлка, а порой из низанного жемчуга. Серебро- и златокузнецы (название «ювелир» пришло лишь при Петре I) оправляли деревянные части сёдел богатыми окладами. А помогали финифтыщики (эмальеры, говоря современным языком), сканщики, владевшие умением украшать металл филигранью, черносеребреники – они наводили на серебре узоры чернью…

Верховую езду любили почти все русские цари, но особенно страстной лошадницей была Анна Иоанновна, племянница Петра I, взошедшая на престол в 1730 году. При ней был создан первый гвардейский кавалерийский полк, получивший название Лейб-гвардии конного. Звание полковника приняла на себя сама императрица.[2]

IV. Лошади в культуре

Конное дело – составная часть человеческой культуры. С ними связано множество примет, мифов, легенд и сказок, народные песни, поэзия, живопись, скульптура, кино. Лошади и кони фигурируют как герои литературных произведений, песен, народных сказок, былин и преданий многих народов мира, фигурируют в пословицах и поговорках. Лошадей считают благородными животными.

Пословицы и поговорки

Царство без грозы – конь без узды.
Счастье не конь – хомута не наденешь.
На коне сидит, а коня ищет.
Кони-то стадами, а люди родами.
Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот.
Конь тощий – хозяин скупой.
Коня правят уздою, а человека умом.
Коня овсом (ячменём) не испортишь.
Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Коня ведут уздечкой, а человека – словом.
Лошадь на четырёх ногах, да и то спотыкается.
Счастье на коне, бессчастье под конём.
Жалеть коня – истомить себя.
Молодец молодой конь, а с ним без хлеба будешь.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Не конь, так не лезь в хомут.
[3]

Приметы

Считалось, если лошадь фыркает в дороге – к радостной встрече, трясёт головой и закидывает её кверху – к ненастью, зимой ложится – к теплу.[2]

Покровители лошадей: святые Флор (Фрол) и Лавр. День их памяти – 18 августа – конский праздник. На лошадях в этот день запрещалось работать, их подводили к церкви, кропили святой водой, украшали лентами хвост и гриву. [2]

Рассматривание репродукции картины «Чудо о Флоре и Лавре» Конец XVвека.

Лошади мифов разных народов: Пегас. Кентавр. Единорог. Келпи и другие лошади Шотландии. Слейпнир. Гиппокамп. Гиппогриф. Восемь скакунов. Ночная кобыла. Лошадь Апокалипсиса. Ма-Ван. Деметра. Усиньш. Богатырские кони. Альбуран. Найтмар. О мифических лошадях можно узнать на сайтах о лошадях.

Выставка книг

Любопытно, что первая из известных нам книг об обучении всадников и лошадей, принципах выездки и верховой езды принадлежит перу ещё древнегреческого писателя Ксенофонта (430 – 355 годы до н.э.) В то время и сёдел со стременами ещё не изобрели. Воины греческой конницы управляли лошадью при помощью оголовья из сыромятной кожи, а садились на неё прыжком.

На выставке книги: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; Б.С. Житков «Красный командир», остановивший бешеных лошадей; басни Л.Н. Толстой «Осёл и лошадь», «Волк и кобыла»; В. Маяковский «Конь-огонь»; К. Ушинский «Слепая лошадь»; Э Асадов «Баллада о буланом пенсионере»; русская народная сказка «Сивка-Бурка»; Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»; П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»…

(По выбору педагога проанализировать книгу). Прелесть и благородную силу верховой езды передал М.Ю. Лермонтов в «Повести о герое нашего времени»: «Я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томилось, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».

Живопись и скульптура

Издавна художники изображали лошадей на картинах и гравюрах, скульпторы – в камне. Великий Леонардо да Винчи целый трактат посвятил описанию строения тела лошади и особенностями её движения. Не исключение и русские художники. Лошадей рисовал Серов и Врубель, Поленов и Суриков, Верещагин и Кившенко… Замечательные скульптуры оставили Клодт, Лансере, Либерих.

Многие из их работ собраны в удивительном Музее коневодства Московской сельхозакадемии имени К.А. Тимирязева. Начало этой замечательной коллекции положил коннозаводчик Яков Иванович Бутович. К 1917 году в его имении Прилепы Тульской губернии было уже настоящее художественное собрание – «Коннозаводская галерея», как называл её сам хозяин. [2]

Рассматривание репродукции картин: В.Васнецов. Иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка»; М.С.Чижов. Праздник зимы в Федоскино. Шкатулка. Федоскино; В.Серов. Стригуны на водопое. Домотканово (силуэт); Леонардо да Винчи. Наброски коня; А.Иванов. Набросок коня; В.Поленов. Белая лошадка. Нормандия; Э.Гиляров. Памятник Абсенту. Луговский конный завод; В.Поленов. Переправа через реку Опять. С мельницы; К.Коровин. Зимой; В.Васнецов. Витязь на распутье; В.Суриков. Взятие снежного городка; И.Левитан. Март; К.Петров-Водкин. Купание красного коня; А.Венецианов. На пашне. Весна; В.Худяков. Нападение дикого кабана; Неизвестный художник. А.Г.Орлов-Чесменской в санях на Барсе; Н.Сверчков. Лошадь в беговых санях с седоком; В.Серов. В деревне. Баба с лошадью; М.Врубель.«Несётся конь быстрее лани…» Иллюстрирование к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»; В.Серов. Амазонка; Е.Лансере. Амазонка и две собаки; В.А.Серов. Петр IIи цесаревна Елизавета на псовой охоте; П.П.Соколов. Свалка на охоте; Н.Е.Сверчков. Борзятник во вьюгу; А.Д.Кившенко Затравили; В.Трофимов. Дончак; В.Лапин. Лошади., Конный двор; С.Присекин. Маршалы Советского Союза – Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945года., Екатерина II; Б.Кустодиев. Масленица. 1916г.; К.Брюллов. Всадница; В.М.Васнецов. Богатыри; В.Харламов. Победа. 1985. (На каждой из данных репродукций изображены лошади. По выбору педагога выбрать и более подробно рассмотреть некоторые репродукции картин).

V. Итог

Рассказы учащихся о лошадях, у которых в личном подсобном хозяйстве они есть.

«Кони в нашем селе» - фотовыставка.

«Железный конь» окончательно не вытеснил крестьянскую лошадку. Ныне, по данным статистики, поголовье лошадей в России даже растёт.

Литература

  1. Голубева Т.С. Государственные символы России. Журнал «Начальная школа» №7-2001
  2. Кирюшин В. Запечатлённая Россия. Ежемесячный публицистический журнал «Сельская новь» №8-2001.
  3. Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.Аникина. Москва. Художественная литература, 1988.
  4. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю.
  5. www.thebester.ru
  6. www.HOSTER.BY
  7. www.kzv.su