Ход мероприятия
Звучит музыка В. Кикта Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром, «Орнамент».
Ведущий 1: Здравствуйте, славные наши гостюшки, разлюбезные, милые Детушки. Расскажем мы вам о светлой Руси, о далеких временах нам не ведомых.
Ведущий 2: Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты дети не видали, не умели книги читать, да письма писать.
Ведущий 1: В глубине веков обычно теряются имена создателей родной письменности. Но у славянской письменности, удивительное происхождение. Мы говорим о славянской письменности, а не о русской, так как Россия относится к группе славянских народов. Наши предки – это славяне, и лишь потом, когда образовалось Русское государство, их стали называть по-другому – русичи, Россияне.
Славяне, благодаря целому ряду источников, знают о начале своей грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и знаем имена творцов славянской письменности.
Ведущий 2: И явились на Русь два просветителя, братья мудрые КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. звучит музыка. Праздничный трезвон. Красный Лаврский Трезвон. Звонари Богоявленского Патриаршего собора и Троице – Сергиевской Лавры. А произошло событие это в 863 году. Отсюда и ведет начало Славянская письменность.
– выходит чтец.
Чтец: (показывает на азбуку)
Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь, а детством как и дунуло,
А Константин – философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего, неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ведущий 1: Стала новая азбука называться «КИРИЛЛИЦЕЙ», по имени одного из ее создателей
Звучит П. Пиков, С. Михайловски. Гимн Кириллу и Мефодию.
Музыка.
Ведущий 2: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела (загадочно) … имя. Названия букв должны были напомнить людям о таких словах, которые забывать нельзя: «ДОБРО» «ЗЕМЛЯ», «ЛЮДИ», «ПОКОЙ», «ЖИВЕТЕ». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной Азбуки.
– «Азбука» открывается
– выбегает 1-я буква
1 буква: Здравствуйте! Меня зовут «Аз».
– выходит вторая буква.
2 буква: А меня «Буки».
А если нас назвать по порядку «аз, буки…» Что получится?
– слушаем ответ ребят
Получилось слово «Азбука».
Ведущий 1: Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале Алфавита.
В народе так и говорят: сначала «аз» и «буки», а потом и все науки.
С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
А к нам спешит ещё одна буква.
– выходит буква.
Представьтесь, пожалуйста!
3 буква: Меня зовут «веди». Я знаю, про всё ведаю
Ведущий 2: Ну, тогда послушай мою загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет
3 буква: Алфавит
Ведущий 2: Молодец!
Ну, что ж. Продолжаем знакомство.
– выходит буква
4 буква: Здравствуйте! Я буква «глаголь».
Ведущий 2: Какое красивое у тебя имя! А что же оно значит?
4 буква: Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько … подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорогого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Ведущий 2: Вот поэтому, уважаемая «глаголь», тебе надо послушать загадку,
Подумать и дать ответ.
Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
4 буква: Буквы.
Ведущий 2: (ТОЛКАЯ ВЕДУЩЕГО 1):
Смотри, к нам спешит еще одна буква.
– выходит 5 буква.
5 буква: Меня зовут «добро».
Ведущий 1: Какое доброе у тебя имя! А ведь доброта – это черта в характере человека.
– выходят 3 чтеца.
1-й:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2-й:
Только надо очень добрым быть,
Чтобы в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружнее,
Если мы с тобой добрее.
3-й:
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
– уходят.
Ведущий 2: А к нам из азбуки идет новая гостья!
– выходит буква
6 буква:
Здравствуйте! Я буква «люди».
Люди, вы в ладу живёте.
Ласку и любовь несёте.
Лягушонок – да и тот
Без любви не пропадёт.
Ведущий 2: Знакомьтесь, к вам идёт новая буква.
– выходит 7 буква.
7 буква:
Мудрецам давно известно:
Там, где шумным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Группа учеников исполняет «Русский народный танец»
Ведущий 2:
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
– выходит 8 буква
8 буква: Я буква «рцы». Недаром я собою горжусь, ведь я – начало слова «Русь»
Руст талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата,
Значит, будет жить она.
– звучит русская народная песня в исполнении учениц « Ой, Иван ли ты, Иван!»
Викторина со зрителями.
- Что служило материалом для письма в древней Руси? (Береста и писало, пергамент, чернила и гусиное перо).
- Сколько букв первоначально имел славянский алфавит? (43 буквы).
- Как называется древнейшая рукописная книга? (Остромирово Евангелие)
- Назовите древнейшую датированную книгу. (Апостол)
- Как называлась металлическая «обложка», предохранявшая рукописную книгу от повреждений? (оклад)
- Как называлась иллюстрация рукописной книги? (Миниатюра)
- В каком из городов России установлен памятник создателям славянской письменности болгарским просветителям Кириллу и Мефодию? (В Москве)
Ведущий 1: Кириллица, с которой вы сегодня познакомились, состоит из 44-45 букв и просуществовала практически без изменения до времен Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв: одиннадцать были исключены из алфавита.
В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица еще потеряла 4 буквы: «ять», «и», «ижицу», «фиту».
– ведущий или помощник убирают с доски название буквы
– выходит чтец
Чтец:
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И ЖИЗНЬ УЖЕ НЕ ОТА.
Где нынче буква ИЖИЦА?
Где ЯТЬ? И где ФИТА?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие задания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходится,
То значит нам конец.
– чтец открывает современный алфавит
– выходят 2 чтеца
1-й:
Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2-й:
Так восславим буквы эти!
Пусть приходят к нам они.
И пусть будет знаменит
Вместе: Наш славянский алфавит!
Ведущий 2: «Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит на уже более 12-ти веков.
– выходит чтец
Чтец:
Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.
Звучит Мусорский «Богатырские ворота» из ц. «Картинки с выставки»
музыка
Ведущий 1: Вот и подошел к концу праздник.
Ведущий 2: Давайте же будем помнить этих людей Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки.