Химические элементы изучаем играя

Разделы: Химия

Химия – это наука экспериментальная. Изучая её, в отличие от других учителей – предметников, мы имеем возможность поддерживать интерес к предмету не только разнообразием форм и методов обучения, личностью учителя, но и большим числом опытов на уроках и во внеурочной работе. Однако в последнее время, благодаря реформам, меняется отношение детей, родителей, администрации школ, и государства к предмету химия в школе. Сокращаются часы в основной сетке расписания на уроки химии, уменьшается количество часов на дополнительные занятия после уроков, так как это связано с дополнительными расходами на оплату труда учителя. Старшие классы становятся профильными, учащиеся и их родители воспринимают не профильные естественно-научные предметы в гуманитарных классах как дополнительную, ненужную нагрузку на детей, и стараются меньше уделять им внимание. В таких условиях каждая минута на уроке, используемая на «учение с увлечением» становится особенно ценной. Такие моменты в течение всего периода обучения – как изюминки, становятся очень сладкими, запоминаются учениками надолго, создают положительный эмоциональный заряд, подогревают интерес и к последующим урокам.

Одним из таких положительных моментов являются уроки, на которых я использую игры на химические темы. Многолетний опыт показывает, что игры должны быть разные, по форме и содержанию, достаточно простые в правилах и вопросах. Но что особенно важно, игры надо использовать такие, где бы могли участвовать если не весь класс, то как можно большее количество детей. В противном случае дети быстро теряют интерес, сложные вопросы предполагают серьезную подготовку к игре, а учащиеся с низкой мотивацией к учебе, будут считать, что эта игра не для них, можно отдохнуть, будут скучать или мешать игре. От учителя требуется серьезная подготовка к играм на уроках, и соблюдение правил, поддержание дисциплины и стимулирование игры.

При изучении в 8 классах темы: «Первоначальные химические понятия» мы изучаем знаки химических элементов. Детям предлагают выучить около 30 знаков химических элементов, наиболее часто встречающиеся, при изучении курса химии, их произношения и названия. Это очень важный момент для успешного изучения химии в дальнейшем, а потому особое внимание надо уделить периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Указать на то, что это «государственная шпаргалка», ею можно пользоваться на любом уроке, контрольной, экзамене, а потому она должна быть у каждого ребенка. Знаки химических элементов, и название элементов уже записаны в таблице. Остается выучить только произношение их. (Требование учителя – у каждого ученика своя таблица, которой он пользуется на всех уроках и у доски.)

Очень жалко, что при изучении этой темы не хватает времени на рассказ об ученых, делавших открытия химических элементов, исследовавших свойства открытых ими веществ, а так же интересные истории в происхождении названий химических элементов. Трудно рассчитывать, что ученики будут читать об этом, если это будет домашним заданием. Тенденция последних лет – дети все меньше читают, даже классическую литературу, а тем более научно-популярную.

На проведение игры, названной нами «Аукцион», необходимо от 10 до 15 минут в конце одного урока, или 5-7 на нескольких последующих уроках. Игру целесообразно использовать на заключительном этапе урока, как подведение итога и подогревая познавательный интерес. Если есть возможность, можно использовать эту игру и во внеклассной работе.

Целью игры является познакомить учащихся с названиями химических элементов и фактами возникновения этих названий, с историей их открытия, а так же учеными, участвовавших в их открытии и исследовании. А так же приучать детей к работе с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Правила игры:

1. Учащиеся класса делятся на 3 – 4 группы по 6 – 8 человек (произвольно). Можно и не делить совсем на группы, если в классе присутствуют 20-25 человек, только строже следить за дисциплиной в классе.
  2. Каждому участнику первой группы выдается карточка участника, как на аукционе, с номерами (например 1, 2, 3, 4, 5, 6… и т.д.)
  3. У учащихся в пользовании находятся периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.
  4. Учитель объявляет тему раунда, например: «Знаки химических элементов, названные в честь стран и континентов», а так же число правильных ответов в этой теме (восемь).
  5. Учащиеся, желающие дать ответ, поднимают свою карточку участника, а учитель по мере поступления предложений, указывая на одного из участников, стараясь соблюдать очередность, просит дать его свой ответ (выкрики с места, даже если был правильный ответ, не принимаются, и учитель должен сразу пресечь эти нарушения).
  6. Учитель комментирует каждый ответ участников, независимо ответ был верный или неправильный.Например: «Германий». «Да, это правильный ответ, химический элемент германий был открыт в 1886 году немецким химиком К. Винклером и назван им в честь своей Родины».Или «Фермий» «Нет, это неправильный ответ, так как химический элемент фермий был открыт в 1954 году и назван в честь итальянского физика Энрико Ферми, который участвовал в работах по овладению атомной энергией и в исследованиях в области синтеза трансурановых элементов».)
  7. Игра в раунде заканчивается в случаях:
    а) если учащимся назван правильный последний ответ (в этой теме – восьмой)
    б) если еще есть правильные неназванные ответы, но учащимися даны подряд три неправильных ответа.
    (Если в игре даны один или два неверных варианта, а затем дан правильный ответ, то счет неверных вариантов, если они будут, начинается снова)
    в) если еще есть правильные неназванные ответы, но в течение 1-2 минут у играющих нет никаких вариантов ответов
  8. Если учитель закончил игру в раунде, а даны не все правильные ответы, то преподаватель называет эти химические элементы, знакомит учащихся с их первооткрывателем и происхождением названия.
  9. Поощрение (оценку «5») получает ученик, давший правильный ответ последним.

Затем к игре приглашается вторая группа учащихся, им выдаются карточки участников, и объявляется новая тема раунда и т.д. В помощь учителю используются как презентация, так и таблицы с группами химических элементов.

Кроме этих групп элементов можно предложить еще следующие:

• химические элементы, названные в честь стран и континентов (другие географические названия не называть!): галлий, рутений, полоний, полоний, франций, европий, амереций;
  • химические элементы, означающие цвет и окраску: хром, хлор, цирконий, йод, иридий, родий, индий, серебро, рубидий.

Также можно попробовать найти или угадать химические элементы открытые шведским аптекарем Карлом Шееле, химические элементы, названные в честь шведской деревушки Иттерби.

Таким образом, мы познакомим учащихся с некоторыми интересными историческими фактами развития нашей науки, сделаем попытку разбудить интерес к чтению не только учебника химии, но и дополнительной литературы, будем приучать к работе с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Библиография:

1. Ресурсы Интернета.
  2. Дж. Эмсли. Элементы. – М. «Мир», 1993.
  3. Г.Т. Сиборг. Элементы Вселенной. – М., 1962.
  4. В.А. Волков и др. Выдающиеся химики мира. – М. «Высшая школа», 1992.
  5. К. Хайниг. Биографии великих химиков. – М. «Мир», 1981.