Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
- Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади периметра прямоугольника.
- Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Задачи урока:
Образовательные:
- Вывести правило вычисления площади и периметра прямоугольника.
- Актуализировать знания о признаках и свойствах геометрических фигур.
- Закреплять умение решать задачи на нахождение площади и периметра.
- Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
- Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Воспитательные:
- Содействовать повышению интереса к математике.
- Формировать навыки самоанализа.
Технологии: информационно-компьютерная, развивающая, образовательная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Оборудование: информационные карты на каждого ученика, геометрические фигуры, маршрутный лист, конверты с кружками трёх цветов.
Ход урока
I Оргмомент.
- Ребята, вы любите уроки математики? (Да)
- Сегодня день недели понедельник? (Да)
- Вы рады видеть друг друга? (Да)
II Основная часть.
Устный счёт.
Примеры на доске (на листке с ответами):
- (6+2) х 2
- 3 х 2+6 х 2
- 7+7+7+7
- (5+4) х 2
- 9 х 2+4 х 2
- 6+6+6+6+6+6+6+6
- Как быстрее посчитать последний столбик примеров?
Последний столбик примеров записать на доске и в тетрадях.
- На доске геометрические фигуры. Что общего? (четырёхугольники) Среди них найдите прямоугольник. (Снять остальные фигуры, под ними: вопросительный знак, определения)
Что такое прямоугольник? А сейчас мы займёмся исследовательской работой.
(3 варианта ответа: геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны, геометрическая фигура у которой четыре стороны и углы прямые, геометрическая фигура у которой противоположные стороны равны и углы прямые) (Слайд 1)
- см
- мм
- м
- кг
- дм
- Что лишнее? Что измеряется у прямоугольника в этих единицах? (длина и ширина)
- см2
- см2
- мм2
- м2
- дм2
- Какая величина лишняя? Что измеряется в квадратных единицах?
- Все эти знания нам пригодятся на уроке.
- Сегодня нас ждут удивительные открытия, знания, которые пригодятся в дальнейшем. А какие, вы узнаете дальше. У вас на столах лежат по 4 кружка.
- Красный цвет обозначает - всё понятно
- Желтый цвет - ещё не до конца понятна тема
- Синий цвет - не понял материал совсем.
- Возьмите в руки нужный кружок, покажите его, на нем поставьте букву И, в конце урока наклеите этот кружок на наш маршрутный лист.
Объяснение нового материала.
А) - Ребята, на столах у вас лежит исследовательский лист, сейчас мы с вами сделаем открытие. Для этого нам понадобятся цветные полоски. Аккуратно наклеим их по точкам. У нас получился прямоугольник. (Слайд 2) Измерим его длину и ширину. А сможем ли мы посчитать сумму длин этих сторон. Так вот, в математике она называется – периметр и записывается латинской буквой Р и находится разными способами.
- Как можно найти периметр? Т.е
Р=а+в+а+в, (Слайд 3); Запишите в тетради. (7+3+7+3=20см)
Р=ах2+вх2, (Слайд4 ); Запишите в тетради. (7х2+3х2=20см)
(а+в) х2) (Слайд5). Запишите в тетради. (7+3)х2=20см)
Какой способ удобнее? Подчеркните красным карандашом.
Вывод: 1 открытие мы для себя сделали. Как найти периметр?
- Возьмите ещё один кружок. Поставьте цифру 1. (Повесить Р=)
Б) - Ребята, пригодятся умения нахождения периметра в жизни. (Слайд 6) Длина комнаты 6м, а ширина 5м. Сколько метров плинтуса надо купить? Записать решение у доски, а класс записывает в тетради.
Какой длины надо купить тесьму, чтобы обшить платок, сторона которого равна 20 см? (слайд 7)
Дети пересаживаются местами.
В) - Встаньте, расправьте свои плечики, сделаем вдох, - тянем свои плечи к ушкам, выдох – опускаем плечики, ещё раз повторим. А теперь возьмите кусочек мела и обведите своё место, которое вы занимаете на линолеуме. Это ваша площадь. А когда площадь ваша будет больше, когда вы ляжете на пол или будете стоять.
Сделаем 2 открытие. Внимание, у меня в руках прямоугольник. Какова его площадь? Здесь хорошо видно, что прямоугольник разделён на 6 квадратов. Что изменилось? (мерки). У вас на столах лежат такие же прямоугольники, работаем в парах. Как быстро можно узнать площадь этой фигуры? (сосчитать, опираясь на таблицу умножения: 9х8, 8х9)
Г) - Вернёмся к нашему исследовательскому листу. Заштрихуйте прямоугольник цветным карандашом. Вы взяли яркие цвета, это говорит о том, что у вас хорошее настроение. Всё, что находится внутри рамки, является площадью фигуры. Чему равна площадь прямоугольника? (21 мерка: 7х3, 3х7) Что такое 7 в нашем прямоугольнике? (Записать в тетради решение: 7х3=21см2 - S) В каких единицах измеряется? Что такое 3 в нашем прямоугольнике? В каких единицах измеряется. Значит можно не делить фигуру на одинаковые квадраты, а достаточно измерить длину и ширину. Площадь фигуры равна 21 см?. Площадь будем обозначать латинской буквой S и находить по формуле аХв. (Повесить 2 открытие). Запишите в исследовательский лист. (слайд 8)
Вывод: Ура! Мы сделали 2 открытие!
- Возьмите ещё один цветной кружок, напишите цифру 2.
Ребята, нахождения площади прямоугольника нам пригодятся в жизни?
- Сколько квадратных метров линолеума надо купить, чтобы застелить пол в классе длиной 8 метров и шириной 6 метров? (слайд 9)
а=6см, в=4см, начертите прямоугольник и найдите его площадь.
Запишем решение задачи в тетрадь и на доску.
Физминутка.
- Ребята, давайте отдохнем, сделаем пальчиковую гимнастику.
III Закрепление.
А) Вспомним наши открытия. Самостоятельно выполните задания.
- Как найти периметр фигуры: длина 8дм, а ширина – 5 дм.
В каких единицах измеряется периметр?
Как найти площадь?
В каких единицах измеряется площадь?
Р – измеряется в простых единицах длины .
S – измеряется в квадратных единицах.
- Кто не испытывал затруднения в решении задачи, возьмите красный кружок, кому что-то было непонятно- жёлтый, а кто не решил задачу – синий, поставьте букву З.
Итог: рефлексия. На партах лежат по 4 кружочка разного цвета. Наклеить кружочек на каждый этап урока: исследование, 1 открытие, 2 открытие, результат.
- Красный цвет обозначает - всё понятно
- Желтый цвет - ещё не до конца раскрыта тема
- Зелёный цвет - не понял материал.