Интегрированный урок по окружающему миру на тему "В гости к весне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: дать представление о характерных признаках весны в неживой природе; об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой;

Задачи: формировать навык фразового чтения сложных структур предложений, формировать речевой механизм, обеспечивающий связь графической формы слова с его семантикой; развивать наблюдательность, умения анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж больно важный!

2. Введение в тему урока.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы догадаетесь, выполнив первое задание на карточках (1.1, 1.2, 1.3, 1.4). (Приложение 1.) Дети читают загадки.

1.1

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

1.2

Уж тает снег,
Бегут ручьи…
Засвищут скоро соловьи,
и лес оденется листвою.

1.3

Была белая да седая,
пришла зелена, молодая.

1.4

Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В улей пчела первый мёд принесла,
кто скажет, кто знает, когда это бывает?

– Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.

3. Весенние изменения в неживой природе.

– Перечислите названия весенних месяцев по порядку.
– Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, какие признаки этого месяца вы услышали:

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель.)

Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?... (Май.)

– Какие признаки этого месяца вы услышали?

– Итак, все перечисленное нам надо изобразить на нашей картине.

Пододвиньте к себе карточки. В них написаны слова. Прочитайте слова и подберите к ним другое слово (составить словосочетания).

2.1

Солнце
Небо
Воздух

2.2

Ветер
Облака
День

– В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной? (Светит ярче, чем зимой; с каждый днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

На доске рисунок солнца и запись:

Солнце выше, чем зимой.
Дни стали длиннее.
Потепление.

– Одинаково ли солнце греет землю во все весенние месяцы? (Нет.)
– Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый?
– На карточке 3.1 прочитайте предложение и продолжите его…(письменно).

3.1

В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому…

– Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? ( Голубое, высокое, по нему плывут белые облака.)
– Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)

Осадки: снег, дождь.

– Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.)

Первая гроза.

– Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении (чтение стихотворения “Первая гроза”).

– Что же происходит с почвой весной? Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.

Оттаивание почвы. Таяние снега.

– Прочитайте и допишите предложение

3.2 Снег тает, потому что…

– Что происходит весной с водоемами? Лёд на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.
Прочитайте эти слова хором так, как они пишутся и запомните их написание:

Ледоход. Половодье. Таяние льда.

– Допишите предложение.

3.3 Очень опасно ходить по подтаявшему льду, так как…

– Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? Используя схему и рисунок, дополни предложения:

3.4 Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому …
3.5 Солнце сильнее греет землю, поэтому…

4. Физкультминутка.

5. Изменения в живой природе.

– Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
– Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.)

Набухание почек. Цветение растений. Появление листьев.

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)
– Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми.

(Мать-и-мачеха, хохлатка, ландыши, фиалки, подснежники.)

Будьте внимательны. Правильно ли следующее утверждение:

3.6 Раннецветущие травянистые растения называют подснежниками.

– Весна вносит изменения и в жизнь животных.

Возвращаются в родные края перелетные птицы. (Учитель вывешивает на доску картинки с изображением перелетных птиц.)

– Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.
– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птенцы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.)

Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц.

– На карточках написаны слова, выберите лишнее слово, которое является “Четвертым лишним” Объясните, почему оно стало лишним?

4.1

гусеница комар
осёл стрекоза

4.2

грач скворец
ворона ласточка

4.3

сорока соловей
воробей голуби

4.4

лиса медведь
волк заяц

– Придумайте предложения со словами на ваших карточках:

5.1

Птицы
Насекомые
Скворечники

5.2

Медведи
Детеныши
Птенцы

– Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
– Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.)

6. Закрепление изученного.

– Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Расскажите полными ответами, используя таблицу на доске. Кому не составить длинных предложений, прочитайте на карточках)

К концу урока на доске получается схема:

 

Литература.

  1. Возможности формирования навыка перцептивно-смысловой обработки текста у школьников: Сборник материалов к научно-практическому семинару. Часть 1/Сост. Плюснина Е.М. –СПб: КОПИ-ПАРК, 2008.
  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. Универсальное планирование. 2 класс. М.: “ВАКО”, 2006.