Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.
Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме
“Глобальные проблемы человечества”.
Задачи:
Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей
планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные
проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения
отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить
причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального
природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере;
доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся
и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией,
умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе
комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры
умственного труда, формирование общеучебных компетенций.
Воспитательная: эколого-географическое воспитание, нравственное
воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий,
способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное
становление личности.
Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.
Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.
Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2010;
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, – Ч.1, 2, 2004.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005.
4. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 1999.
5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1997.
6. Атлас по географии для 10 класса / Федеральная служба геодезии и картографии РФ – М., 2011.
7. Рабочая тетрадь по географии для 10 класса, авт. В.П. Максаковский, М.: Просвещение, 2012.
http://www fipi. ru./
Рассмотрение глобальных проблем современности в ходе урока обобщения ЗУН основывается на выступлении 4 групп в процессе защиты творческих проектов:
1-я группа: Эксперты по проблемам “наиболее универсального характера”, нерешенность которых приводит к массовой гибели людей представители ООН по вопросам мира и безопасности:
- Сохранение мира на Земле, предотвращение ядерной войны, региональные конфликты;
- терроризм, преступность и теневой бизнес во всем мире;
- военно-политическое противостояние и дефицит демократии;
- локальные и региональные конфликты.
2-я группа: Эксперты по проблемам преимущественно социально-экономического характера – представители Всемирного Экономического и Социального совета ООН и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения):
- демографическая проблема,
- обеспечение экономического роста и преодоление отсталости развивающимися странами;
- продовольственная проблема и рационального потребления;
- проблемы качества населения, ЗОЖ и охраны здоровья.
3-я группа: Эксперты по проблемам природно-экономического характера – представители МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов и ЮНЕП:
- экологические проблемы современности;
- энергетическая и сырьевая проблемы;
- охраны мирового океана.
4-я группа: Эксперты по проблемам научного характера, нерешённость которых создает непосредственную угрозу для будущего человечества – представители МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и Международной комиссии по мирному использованию космоса:
- мирное освоение космоса;
- стихийные бедствия;
- техногенные аварии и катастрофы; (Япония – Фукусима)
- мониторинга и долгосрочных прогнозов развития.
Знания:
- Общие сведения о глобальных проблемах современности.
- Классификацию глобальных проблем.
- Особенности географического проявления глобальных проблем в разных странах и регионах мира.
- Структура природно-ресурсного потенциала России и своего региона.
- Экологические проблемы современности, возможные пути решения.
- Понятие глобализации, международное сотрудничество в сфере решения глобальных проблем.
- Концепция устойчивого развития, экологическая политика стран
- Основные направления природоохранной деятельности.
- ИЧР, качество населения, ЗОЖ.
- Демографическая политика стран различного типа воспроизводства населения.
- Роль государства по предотвращению техногенных аварий и минимизации последствий от стихийных бедствий.
Умения:
- Формулировать основные понятия темы, основные аспекты концепции устойчивого развития.
- Предлагать возможные пути решения глобальных проблем.
- Формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.
- Объяснять уникальность планеты, на которой мы живём.
- Самостоятельно работать с текстом учебной информации, извлекая главное; работать с учебными картами, различными дидактическими материалами.
- Совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять информацию в виде схем, таблиц и т.д.
- Развивать творческие способности, общеучебные умения, навыки; монологическую речь.
- Развивать информационную компетентность в процессе проектирования с использованием мультимедиа материалов.
- Формировать культуру умственного труда.
Навыки:
– прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в
целом в мире и в отдельном регионе;
– предлагать пути решения сложившихся глобальных проблем;
– аргументировано выступать перед аудиторией.
– прогнозировать рациональное использование ресурсов планеты,
– формировать информационную и коммуникативную компетентности.
Качественно новый результат урока:
– достижение высоких результатов обучения в сотрудничестве учителя и ученика;
– формирование общеучебных компетенций;
– создание ситуации успеха для каждого ученика;
– развитие в формирующейся личности гражданина Вятского края, своей страны;
– развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
– формирование культуры умственного труда;
– развитие познавательного интереса к предмету;
– ориентация на монологическую речь.
Для успешного проведения учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе сотрудничества учителя и ученика.
Подготовительный этап:
- Формулировка темы, целей учебного занятия.
- Разработка методики учебно-игровой деятельности.
- Подготовка игрового комплекса в целом.
- Определение состава групп, назначение консультантов.
- Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
- Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
- Учащиеся под руководством учителя готовят необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
- Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
- Предварительное воспроизведение игровой ситуации учителя вместе с консультантами.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация. Тест– контроль по теме.
3. Обобщение и систематизация знаний в процессе выступления учащихся в
группах.
– Международное сотрудничество стран.
– Глобальные проблемы современности.
– Возможные пути решения проблем.
4. Итоги урока.
Рефлексия.
- Участие в подготовительном этапе урока.
- Определение целей учебного занятия.
- Тест-контроль по теме “Глобальные проблемы человечества”.
- Работа в тетрадях (выполнение практических заданий)
- Выполнение опережающего творческого задания в группах.
- Формулировка вопросов и заданий по разным разделам темы.
- Участие в конференции “Повестка дня – XXI в.”.
- Монологические ответы на уроке.
- Дополнения ответов одноклассников.
- Выполнение задания на контурной карте.
- Работа с дидактическими материалами.
- Презентация творческих проектов с использованием медиаматериалов и информационных средств обучения.
- Оценивание своей работы и одноклассников.
- Подведение итогов учебного занятия.