Основные направления:
Блоки:
- Я познаю природу;
- Я и природа;
- Я помогаю природе.
Этапы:
- “Мой город” – первый год обучения,
- “Мой район”– второй год обучения,
- “Моя республика” – третий год обучения.
Принципы:
- Принцип единения с природой:
Социальные партнёры:
- Станция юннатов.
- Историко-Краеведческий музей.
- Ленская экспедиция охраны природы.
- Представитель по охране окружающей среды – Мыреева Л.П., общественная экологическая организация “Чаянда”.
- СМИ.
Акции: согласно плану на год.
Коллаж: согласно плану на год.
Формы:
- Комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической;
- Организация поисково-самостоятельной деятельности;
- Совместная деятельность с педагогом;
- Самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.
Средства:
- Подбор художественной литературы по темам;
- Книжные выставки.
Материально – техническая база:
- Приобретение фотоальбома;
- Создание стенда о природе в детской библиотеке.
Предполагаются следующие результаты работы над программой:
- Повысится уровень знаний о природе родного края;
- Сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
- Появится эмоционально-положительное отношение к природе и умение культурно вести себя в природе;
- Сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного поведения к окружающей природе;
- Проект способствует формированию компетентности: информационной и социальной. Ребёнок планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
При реализации программы поощряются игры, экскурсии, походы, беседы, конкурсы, викторины, книжные выставки, внеклассное чтение художественной литературы о природе и об этическом поведении, театральные постановки, фотовыставки, создание видеофильмов о родном крае.
Занятия планируется проводить 1 раз в месяц находясь в тесном контакте с природой: в парке, на берегу реки. Также планируется проводить занятия в комнате сказок библиотеки, в Краеведческом музее, в школьном кабинете, на станции юннатов.
Продумать и подобрать методическое обеспечение: экологическая и краеведческая литература, методические разработки внеклассных мероприятий, материалы для диагностики результатов работы с детьми, материалы по программе, детские работы и поделки.
Содержание первого года работы.
“Мой город” – это направление предусматривает работу по 3 разделам:
- Я познаю природу
Содержание третьего года работы.
“Моя республика” – работа продолжается по трём направлениям:
1. Я познаю природу – продолжать наблюдение за природой. Посещение районного Краеведческого музея, чтение художественной литературы, рассматривание пейзажей и картин о природе художников нашей республики.
2. Я и природа – проведение конкурса рисунков “Природа плачет”, проведение праздников, викторин, постановка мини-спектаклей на экологические темы. Проведение круглого стола, оформление тематических папок о памятниках природы, о лекарственных растениях. Оформление альбома художников иллюстраторов, пейзажистов.
3. Я помогаю природе – ежемесячный выпуск листовки о проблемах экологии нашей Республики, организовывать фотовыставку “Земли моей лицо живое”. Проведение акций по уборке и озеленению территории станции юннатов, совместно с ребятами станции.
В конце реализации третьего года программы планируется создание видеофильма “Удивительное рядом”.
План мероприятий на 2012–2013 учебный год.
Сентябрь:
- Акция: “Чистый уголок парка”. Подбор и обзор литературы.
- Сбор природного материала
- Книжная выставка: “Своими руками” (как изготовить поделки из природного материала).
- Выставка поделок из природного материала.
- Создание “Книги жалоб”, в которой дети от имени предметов живой природы рассказывают о своём бедственном положении.
Октябрь:
- Создание экологического журнала “Мы и природа”.
- Книжная выставка: “Берегите свою планету с теплым именем Земля”.
- Экологический театр. Театрализованное действие, посвященное охране окружающей среды: “Одумайся, Человек”.
Ноябрь:
- Конкурс стихотворений, загадок, пословиц о природе: “Не только в гости ждёт тебя природа”
- Познавательно-игровая программа “ Живая планета”
Декабрь:
- Акция “Помоги птицам” Подбор материала – пособия по изготовлению кормушек.
- Познавательно-игровая программа “Заповеди юных защитников” (стр. 134 книги “Ключи от природы” авт. Симонова).
- Изготовление картинок – знаков: “Серьёзно подумай, что угрожает твоей планете” (стр. 117 авт. Цветкова).
Январь:
- Рисуем город Эко – град: “Как помочь моему городу стать Эко – градом”
Февраль:
- Познавательно игровая программа “Экологический светофор” (стр. 180 авт. Цветкова).
- Беседа – слайд “По страницам Красной книги” выступление – обзор Мыреевой Л.П., общественная экологическая организация “Чаянда”
Март:
- Цикл бесед. Чтение художественных произведений: “Пришвинскими тропами”
Апрель:
- Беседа: “О чём поют птицы” (стр. 89–98 кн. “Ключи от природы” авт. Симонова).
- Акция “Развешаем скворечники птицам”
Май:
- Познавательно-игровая программа “Зелёная аптека или если посмотреть на природу взглядом врача”. Игра “Приём больных у Айболитов” (стр.63 кн. “.Ключи от природы”).
- Познавательно-игровая программа “Эко -мир моей семьи” (стр.132 авт..Цветкова).
Список литературы.
- Храни в душе дыхание тайги!: к 75-летию Ленского района и 50-летию алмазодобывающей промышленности. – 2005. Глава “Сохрани живую природу родного края!” с.53–62.
- Красная книга Республики Саха (Якутия). (Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов) – Якутск: НИПК “Сахаполиграфиздат”, 2000.
- Охрана природы Якутии. Рекомендательный указатель литературы – Якутск: 1983.
- Аласные экосистемы: учебно-методическое пособие для учителей по организации научно-исследовательской работы эколого-биологического профиля. – Якутск, 2002, с.144.
- Винокуров В.Н. Растения и животные Якутии, Юичик, 2004, с.144.
- Красная книга флоры и фауны Ленского района /комплект открыток – фотографий Любови Мыреевой /, общественная экологическая организация “Чаянда”.
- Декоративные растения Якутии: Краткий справочник, Якутск, 2010, с. 64.
- Реки и озёра Якутии, Краткий справочник, Якутск, 2007, с.136.
- Сидоров Б.И. Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии/Справочник – определитель/, Якутск: 2004, с.64.
- Сидоров Б.И. Знаете ли Вы млекопитающих Якутии? /Полевой определитель/ Якутск, 2002, с.88.
- Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии, Якутск, 2003, с.64.
- Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии., М. : Агар, 1977, с. 143.
- В зелёном царстве-Лесном государстве. (Из “Путеводителя по разноцветным страницам” – В кн.: Юрмин, Г. Дитрих, А. Потомучка . – М.: Педагогика – Пресс”, 1999, с. 206–300.
- Живая природа (сост. О. Захарова, Е. Рабион. – Минск: Современная школа, 2010, с. 80).
- Защитить мир растений. В кн. “Жизнь растений” – М. “Планета детства”, 2001, с. 37.
- Моро Р. Спаси Землю / Пер. с англ. В.Г. Чуткова, – М.; Дрофа, 2001, с. 64.
- Егорова Т.Г. Птицы в городе, рядом с нами: Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе, – М.: Школьная пресса, 2002, с.32.
- Прядко К.А. Понятия и определения: Экология /Словарик школьника/, СПб.: “Литера”, 2006, с. 64.