Программа эко-этического воспитания детей младшего школьного возраста. Клуб "Мамонтенок"

Разделы: Внеклассная работа


Основные направления:

Блоки:

  • Я познаю природу;
  • Я и природа;
  • Я помогаю природе.

Этапы:

  • “Мой город” – первый год обучения,
  • “Мой район”– второй год обучения,
  • “Моя республика” – третий год обучения.

Принципы:

  • Принцип единения с природой: я являюсь частью природы.
  • Принцип осознания: мы представляем собой ценный вид, но не более важный, чем другие. Всё живое, включая человека, имеет свою значимость не зависящее от степени его полезности.
  • Принцип познания: я познаю природу и учусь у неё.
  • Принцип уважения и любви: изучаю и люблю природу своего края, живу в согласии с ней, каждое живое существо имеет право на жизнь.
  • Принцип сотрудничества: моя роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
  • Принцип охраны природы: недостойно человеку быть причиной прежде временного исчезновения каких-либо видов существующих в природе.
  • Принцип действия: каждый день решение определенной экологической проблемы, если не я, то кто же.

Социальные партнёры:

  • Станция юннатов.
  • Историко-Краеведческий музей.
  • Ленская экспедиция охраны природы.
  • Представитель по охране окружающей среды – Мыреева Л.П., общественная экологическая организация “Чаянда”.
  • СМИ.

Акции: согласно плану на год.

Коллаж: согласно плану на год.

Формы:

  • Комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической;
  • Организация поисково-самостоятельной деятельности;
  • Совместная деятельность с педагогом;
  • Самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.

Средства:

  • Подбор художественной литературы по темам;
  • Книжные выставки.

Материально – техническая база:

  • Приобретение фотоальбома;
  • Создание стенда о природе в детской библиотеке.

Предполагаются следующие результаты работы над программой:

  • Повысится уровень знаний о природе родного края;
  • Сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
  • Появится эмоционально-положительное отношение к природе и умение культурно вести себя в природе;
  • Сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного поведения к окружающей природе;
  • Проект способствует формированию компетентности: информационной и социальной. Ребёнок планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

При реализации программы поощряются игры, экскурсии, походы, беседы, конкурсы, викторины, книжные выставки, внеклассное чтение художественной литературы о природе и об этическом поведении, театральные постановки, фотовыставки, создание видеофильмов о родном крае.

Занятия планируется проводить 1 раз в месяц находясь в тесном контакте с природой: в парке, на берегу реки. Также планируется проводить занятия в комнате сказок библиотеки, в Краеведческом музее, в школьном кабинете, на станции юннатов.

Продумать и подобрать методическое обеспечение: экологическая и краеведческая литература, методические разработки внеклассных мероприятий, материалы для диагностики результатов работы с детьми, материалы по программе, детские работы и поделки.

Содержание первого года работы.

“Мой город” – это направление предусматривает работу по 3 разделам:

  1. Я познаю природу – в этот раздел входит наблюдение за природой, трудовой деятельностью человека. Занесение в дневники наблюдений данных о погоде, растениях, животных, птицах нашего города. Сообщение о редких растениях растущих в нашем городе, лекарственных растениях и меры их охраны, знакомство с животными и птицами наших лесов, объяснение о вреде и пользе насекомых. Чтение и беседы по произведениям А. Пушкина, М. Пришвина, В. Бианки и др.
  2. Я и природа – проведение викторин, конкурсов о природе, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношение к природе.
  3. Я помогаю природе – проведение акции: “Чистота вокруг нас”, наблюдение: “Какой мусор и сколько его остается после прогулок по главной и самой красивой улице нашего города – Набережной?”. Провести между группами класса соревнование “Самый чистый участок в парке”.

Содержание третьего года работы.

“Моя республика” – работа продолжается по трём направлениям:

1. Я познаю природу – продолжать наблюдение за природой. Посещение районного Краеведческого музея, чтение художественной литературы, рассматривание пейзажей и картин о природе художников нашей республики.

2. Я и природа – проведение конкурса рисунков “Природа плачет”, проведение праздников, викторин, постановка мини-спектаклей на экологические темы. Проведение круглого стола, оформление тематических папок о памятниках природы, о лекарственных растениях. Оформление альбома художников иллюстраторов, пейзажистов.

3. Я помогаю природе – ежемесячный выпуск листовки о проблемах экологии нашей Республики, организовывать фотовыставку “Земли моей лицо живое”. Проведение акций по уборке и озеленению территории станции юннатов, совместно с ребятами станции.

В конце реализации третьего года программы планируется создание видеофильма “Удивительное рядом”.

План мероприятий на 2012–2013 учебный год.

Сентябрь:

  • Акция: “Чистый уголок парка”. Подбор и обзор литературы.
  • Сбор природного материала
  • Книжная выставка: “Своими руками” (как изготовить поделки из природного материала).
  • Выставка поделок из природного материала.
  • Создание “Книги жалоб”, в которой дети от имени предметов живой природы рассказывают о своём бедственном положении.

Октябрь:

  • Создание экологического журнала “Мы и природа”.
  • Книжная выставка: “Берегите свою планету с теплым именем Земля”.
  • Экологический театр. Театрализованное действие, посвященное охране окружающей среды: “Одумайся, Человек”.

Ноябрь:

  • Конкурс стихотворений, загадок, пословиц о природе: “Не только в гости ждёт тебя природа”
  • Познавательно-игровая программа “ Живая планета”

Декабрь:

  • Акция “Помоги птицам” Подбор материала – пособия по изготовлению кормушек.
  • Познавательно-игровая программа “Заповеди юных защитников” (стр. 134 книги “Ключи от природы” авт. Симонова).
  • Изготовление картинок – знаков: “Серьёзно подумай, что угрожает твоей планете” (стр. 117 авт. Цветкова).

Январь:

  • Рисуем город Эко – град: “Как помочь моему городу стать Эко – градом”

Февраль:

  • Познавательно игровая программа “Экологический светофор” (стр. 180 авт. Цветкова).
  • Беседа – слайд “По страницам Красной книги” выступление – обзор Мыреевой Л.П., общественная экологическая организация “Чаянда”

Март:

  • Цикл бесед. Чтение художественных произведений: “Пришвинскими тропами”

Апрель:

  • Беседа: “О чём поют птицы” (стр. 89–98 кн. “Ключи от природы” авт. Симонова).
  • Акция “Развешаем скворечники птицам”

Май:

  • Познавательно-игровая программа “Зелёная аптека или если посмотреть на природу взглядом врача”. Игра “Приём больных у Айболитов” (стр.63 кн. “.Ключи от природы”).
  • Познавательно-игровая программа “Эко -мир моей семьи” (стр.132 авт..Цветкова).

Список литературы.

  1. Храни в душе дыхание тайги!: к 75-летию Ленского района и 50-летию алмазодобывающей промышленности. – 2005. Глава “Сохрани живую природу родного края!” с.53–62.
  2. Красная книга Республики Саха (Якутия). (Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов) – Якутск: НИПК “Сахаполиграфиздат”, 2000.
  3. Охрана природы Якутии. Рекомендательный указатель литературы – Якутск: 1983.
  4. Аласные экосистемы: учебно-методическое пособие для учителей по организации научно-исследовательской работы эколого-биологического профиля. – Якутск, 2002, с.144.
  5. Винокуров В.Н. Растения и животные Якутии, Юичик, 2004, с.144.
  6. Красная книга флоры и фауны Ленского района /комплект открыток – фотографий Любови Мыреевой /, общественная экологическая организация “Чаянда”.
  7. Декоративные растения Якутии: Краткий справочник, Якутск, 2010, с. 64.
  8. Реки и озёра Якутии, Краткий справочник, Якутск, 2007, с.136.
  9. Сидоров Б.И. Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии/Справочник – определитель/, Якутск: 2004, с.64.
  10. Сидоров Б.И. Знаете ли Вы млекопитающих Якутии? /Полевой определитель/ Якутск, 2002, с.88.
  11. Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии, Якутск, 2003, с.64.
  12. Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии., М. : Агар, 1977, с. 143.
  13. В зелёном царстве-Лесном государстве. (Из “Путеводителя по разноцветным страницам” – В кн.: Юрмин, Г. Дитрих, А. Потомучка . – М.: Педагогика – Пресс”, 1999, с. 206–300.
  14. Живая природа (сост. О. Захарова, Е. Рабион. – Минск: Современная школа, 2010, с. 80).
  15. Защитить мир растений. В кн. “Жизнь растений” – М. “Планета детства”, 2001, с. 37.
  16. Моро Р. Спаси Землю / Пер. с англ. В.Г. Чуткова, – М.; Дрофа, 2001, с. 64.
  17. Егорова Т.Г. Птицы в городе, рядом с нами: Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе, – М.: Школьная пресса, 2002, с.32.
  18. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология /Словарик школьника/, СПб.: “Литера”, 2006, с. 64.