Цели:
1. Ознакомить учащихся с классом кислот: их составом, классификацией,
действием на индикаторы.
2. Научить определять заряды ионов кислотных остатков и степени окисления
элементов в кислотах.
3. Познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе с кислотами,
дать представление о значении кислот в природе и жизни человека.
Оборудование: аскорбиновая кислота в таблетках, индикаторы(фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус), растворы кислот(соляная, серная, уксусная), таблички с новыми понятиями (кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные кислоты, основность), таблички с названиями станций, концентрированная серная кислота, термометр, термостойкий стакан, дистиллированная вода.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по стране кислот(на доске заранее вывешиваются таблички с названиями станций в той последовательности в которой они будут проходиться). Маршрут путешествия – перед вами на доске. А все новое , что вы узнаете за время нашего путешествия вы запишите в своем дневнике – в тетради. Из путешествия привозят книги о стране, которую посетили и я хочу вам тоже подарить книгу о стране кислот, которую мы посетим(выдается каждому ученику книги о кислотах с которыми они будут работать на уроке(Приложение 2.)). Она содержит основную информацию о жителях страны. Цели нашего путешествия записаны на доске:
- Узнать что такое кислоты и какой они имеют состав.
- Узнать как они классифицируются.
- Узнать как распознать кислоты среди неорганических веществ других классов.
- Узнать как определять заряды ионов кислотных остатков, степени окисления элементов в формулах кислот.
- Узнать правила техники безопасности при работе с кислотами.
2. Проверка знаний по теме.
Проводится проверка знаний в виде самостоятельной работы по карточкам разной степени сложности. (Приложение 1.)
Далее проводится беседа по вопросам:
1. Дайте определение понятию оксиды?
2. Классификация оксидов.
3. Какие оксиды называют кислотными?
Какие оксиды называют основными?
4. Что показывают индексы и коэффициенты?
Учитель: Теперь вы готовы к путешествию, отправляемся в путь.
3. Изучение нового материала проводится в форме путешествия по стране кислот.
I. Станция информационная.
На доске записаны формулы веществ: MgO, N2O5, ZnO, NaOH, HCI, Mg(OH)2, HNO3.
Задание: подчеркните формулы веществ уже изученных нами классов неорганических веществ, укажите их класс и дайте им названия.
Учитель: HCI , HNO3 относятся к новому для нас классу неорганических веществ Є кислотам. Что общего в формуле этих веществ?
Ученик: В формулах этих веществ на первом месте стоит водород.
Даем определение понятию кислоты , что кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Наличие водорода обуславливает общие свойства кислот: кислые на вкус.
H2 SO4
Кислотный
остаток
H2S, H2SO4 , H2SO3 , H2SiO3 (Презентация. Слайд 2)
Учитель: Какое различие в составе формул этих кислот и на какие группы соответственно можно их разделить?
HNO3 H2SO4 H3PO4 H2 SO3 H2CO3. (Слайд 2)
Учитель: Укажите различие в формулах этих кислот?
Количество атомов водорода в формуле кислот определяет ее основность. Следовательно основность – это число атомов водорода в формуле кислоты.
Составляем вместе схему классификации кислот (Слайд 3) и записываем ее также в тетрадь.
Для лучшего запоминания состава кислот есть стишок:
“Первым в кислотах идет водород,
он кислотный остаток за собой ведет
А индекс с которым идет водород
Нам сразу подскажет основность кислот”.
Заряд кислотного остатка определяют по количеству атомов водорода в формуле.
Задание: Определите степени окисления элементов в формуле кислоты H2SO4?
Для того, чтобы правильно составить формулы оксидов соответствующих кислотам, надо определить степени окисления главного элемента, образующего кислоту. Например,
КИСЛОТА HN+5 O3
ОКСИД N2+5 O5
Учитель: Представители кислот представлены в вашей книге о кислотах. (Приложение 2.)
Подводим итог нашего посещения этой станции в форме беседы по вопросам:
1. Дайте определение понятию кислоты?
2. Какой состав имеют кислоты?
3. Почему кислоты обладают общими свойствами?
4. Классификация кислот
5. От чего зависит основность кислот?
II. Станция. Правила техники безопасности.
Учитель: Дальше мы отправляемся на станцию Правила техники безопасности.
Кислоты требуют очень осторожного обращения. Особенно коварна концентрированная серная кислота.
Далее учитель демонстрирует с помощью термометра разогревание серной кислоты при ее разбавлении и знакомит с правилом разбавления:
“Сначала вода, потом кислота иначе случится большая беда”.
Правила техники безопасности также записаны в вашей книге(ученики с учителем зачитывают их в своих книгах о кислотах(приложение № 2))
III. Станция индикаторная.
Учитель: Дальше мы отправляемся на станцию индикаторную.
Перед вами лежат белые таблетки– аскорбиновая кислота. Попробуйте их на вкус , опишите его и объясните почему такой вкус у этих таблеток. Только нельзя пробовать на вкус все кислоты. Кислоты как и основания можно определить с помощью индикаторов.
Учитель демонстрирует изменение окраски индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый в растворах соляной, серной, уксусной кислот. (Слайд 4)
Учитель: Схема для запоминания распознавания растворов кислот с помощью индикаторов записана также в вашей книге о кислотах. (Приложение 2.)
Существует четверостишие для легкого запоминания изменения окраски индикаторов в растворах кислот.
“Слон и Моська как-то скушали лимон,
Аллергию у обоих вызвал он.”
(Аллергия начинается с покраснения. СЛ – синий лакмус; МО – метиловый оранжевый.)
Подведим итог посещения этой станции в виде беседы по вопросам:
1. Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?
2. Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?
IV. Станция. Знакомства с жителями.
Учитель: Следующая станция знакомство с жителями.
Лучше познакомимся с жителями страны “кислоты”
Ученики делают сообщения о соляной, серной кислотах (Приложение 3.) и зачитывают несколько четверостиший о кислотах из своих книг о кислотах. (Приложение 2.)
4. Учитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие по стране кислот.
А сейчас посмотрим насколько хорошо вы узнали эту страну.
1. Заполняем таблицу по кислотам, которая находится на доске и на партах у каждого учащегося. Они должны заполнить пустые колонки(кроме пятой) используя, материал урока.
Формула кислоты | Название кислоты | Кислотный остаток | Заряд кислотного остатка | Формула соли |
НCI | ||||
HNO3 | ||||
HNO2 | ||||
H2 S | ||||
H2 SO4 | ||||
H2 SO3 | ||||
H3 PO4 |
2. Даем определение новым понятиям: кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные кислоты, основность. (Слайд 5)
3. Выдаются карточки по изученной теме с взаимопроверкой. (Приложение 4.)
5. Итоги урока. (Слайд 6)
6. Домашнее задание. (Слайд 9)
7. Дополнительные задания по изученной теме. (Слайды 7 и 8)