“Язык есть непосредственная действительность мысли. Реальность мысли проявляется в языке”. Мы должны строить работу по развитию речи учащихся в связи с развитием мышления, так как между мышлением и речью имеется тесная взаимосвязь.
Надо научить детей думать (мыслить), правильно и ясно выражать свои мысли.
Развивая мышление детей, учитель в то же время обогащает детскую речь новыми словами и оборотами речи, необходимыми для точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
С другой стороны, работа над словом, предложением и связной речью способствует развитию мышления детей, приучая их мыслить точно, ясно, последовательно, и всё это в совокупности помогает детям закреплять знания.
Основным содержанием учебной работы по развитию речи учащихся является следующее:
- Словарная работа и связанные с ней логические упражнения (распределение предметов на группы, указание признаков предметов, сопоставление, уточнение значений имеющегося запаса слов, расширение словарного запаса детей).
- Работа над предложением (виды предложений, структура их, связь слов в предложении).
- Работа над связной речью (последовательность в передаче содержания, соразмерность частей в устных и письменных изложениях и сочинениях).
- Работа над образцами деловых бумаг (письмо, заявление, расписка).
- Работа по описанию предметов на основе непосредственного зрительного восприятия.
В III классе учащиеся должны овладеть умением передавать содержание прочитанного:
- по плану, данному учителем;
- по плану, составленному учениками под руководством учителя.
В III классе надо научить учащихся передавать содержание прочитанного с изменением лица рассказчика.
В IV классе требуется умение пользоваться прямой речью в письменной форме, когда прямая речь следует после слов автора.
Как в III, так и в IV классах необходимо приучить учащихся заменять прямую речь косвенной и, наоборот, включать в устный рассказ диалог (разговор).
Особенное внимание в III и в IV классах следует уделить упражнениям в передаче содержания читаемых статей и произведений в сжатой форме. Ценность таких упражнений заключается в том, что они требуют от учащихся умения выделять в содержании произведения главную мысль, устанавливать связь между мыслями.
При передачи в сжатом виде ученик должен уметь выделять главное, а распространение и сокращение проводить за счёт второстепенного материала.
Одним из существенных недостатков в школьной практике является отсутствие чёткой связи между словарной работой и грамматикой, а такая работа не способствует выработке практических навыков у детей; особенно это заметно в тех случаях, когда ученику приходится самостоятельно излагать свои мысли.
Мы часто наблюдаем, что ученики, изучив хорошо правила, умеют применять их только в упражнениях и различного вида диктантах, а в изложениях, сочинениях, в записке к товарищу, письме к родителям они и не думают о грамматических формах слов и различных правильных сочетаниях слов в предложениях. Об орфограммах вспоминают только на уроке русского языка.
Отсюда следует сделать вывод: работу над связной речью учащихся необходимо строить так, чтобы она опиралась на грамматику; надо научить наших учащихся видеть и применить орфографические правила не только в упражнениях и диктантах, но и на другом учебном материале.
В начальной школе особенно важно привить навык видеть “грамматику” и вне уроков русского языка. В условиях начальной школы, где один учитель сообщает знания учащимся по всем предметам, представляется полная возможность фиксировать внимание учащихся на грамматических явлениях при изучении любого учебного материала.
Это совсем не значит, что надо подменять все уроки уроками русского языка. Изложенное положение надо рассматривать как стремление наладить связь русского языка с речевой практикой.
При обучении письму изложений и сочинений надо не ограничиваться подбором случайных образцов статей. Мы проводим разнообразные работы на материале чтения художественных и деловых статей. При таком положении словарь учащихся скорее попадает в распоряжение грамматики и ликвидируется разрыв грамматики с речевой практикой.
Наши учащиеся должны овладеть правилами изменения слов и правилами соединения слов в предложения и использовать их практически.
Надо, чтобы учащиеся повседневно, во всех случаях своей жизни относились вдумчиво и даже критически и к содержанию высказываемых мыслей, и к грамматическим формам их выражений. Для этого надо проводить:
- Составление предложений с разными заданиями.
- составление рассказов по опорным словам.
- Свободные диктанты; учитель читает весь текст целиком, а потом по частям один раз (без повторения),ученики должны записать содержание разными ,но правильно составленными предложениями .Если дети не запомнят всего дословно, пусть пишут совершенно самостоятельно и каждый по своему напишет содержание диктанта. Свободные диктанты – хороший вид работы по подготовке к изложениям.
- Творческие диктанты; (по данному учителем “началу” и словам).
- Цель урока. Закрепить навыки правописания глаголов 2-го лица
.Встанешь, позавтракаешь, идёшь . .Гуляешь, играешь, бегаешь. Ищешь, рвёшь, собираешь. Несёшь. Придёшь, пообедаешь. Бежишь на улицу, а потом к речке. Ловишь, плаваешь, ныряешь ,прыгаешь. Выйдешь из воды, полежишь на солнце. Устанешь, идёшь домой, поужинаешь. Ночью спишь крепко. Задание: к каждой группе слов (до точки ) добавить подходящие недостающие слова, а где требуется по смыслу (для связи), вставить и короткие предложения. Работу выполнить так, чтобы получился рассказ. - Изложения с грамматическими заданиями.
- Письмо по памяти отрывков из стихотворений и прозы, в которых сосредоточены слова на правила (после орфографического и пунктуационного разбора).
На уроках чтения в тетрадях по литературе учащиеся работают над:
- выделением главной мысли или главного содержания из прочитанного произведения не только в устной форме, но изредка и с записью в тетради;
- составляют план произведения для устного пересказывания;
- записывают ответы на вопросы предложениями, взятыми из произведения;
- составляют ответы на вопросы по прочитанному материалу предложениями, составленными учащимися самостоятельно;
- пишут сочинения с описанием явлений природы, отдельных эпизодов, действующих лиц из прочитанных произведений;
- письмо по памяти заученных наизусть отрывков.
Упражнения в письменных изложениях могут быть полезными лишь при правильной постановке подготовительной работы и разборе ошибок после исправления работ учителем.
Правильная подготовка к изложению заключается, во-первых, в подборе материала для изложения, во-вторых, в анализе этого материала со стороны содержания, построения произведения и языка, характеристики действующих лиц. При подборе материала для изложений учителю всегда надо учитывать возраст и подготовку учащихся.
Учитель должен тщательно продумать весь ход работы.
При обучении письму изложений сначала берём произведения повествовательного характера, затем – повествовательно-описательного, т.е. с включением моментов описания, и, наконец, описательного.
Письменные изложения в III классе проводятся по плану, данному учителем или составленному коллективно. В IV классе во второй половине учебного года следует применять и работы по плану, составленному учащимися самостоятельно.
Изложения обучающего характера лучше проводить в три приёма:
- на первом уроке – чтение текста и разбор его по содержанию, работа над планом и словарём, предупреждение ошибок;
- на втором уроке – письменное выполнение работы;
- на третьем – разбор и исправление ошибок.
А контрольное изложение в два приёма: на первом уроке – чтение текста и письмо, на втором уроке (после исправления работ учителем) – разбор и объяснение ошибок.
Если в I и II классах работа по развитию речи учащихся по преимуществу носит коллективный характер (хотя и в этих классах не исключается индивидуальная работа) и проводится больше устно, то в II и IV классах в этой работе следует больше уделять внимания индивидуальному творчеству и развитию грамотной письменной речи учащихся. Но учителя II и IV классов не должны забывать элементарного требования дидактики: при изучении нового повседневно закреплять ранее пройденное.
В объяснительной записке к программе сказано: “Учащиеся начальной школы должны научиться свободно и правильно излагать свои мысли устно и письменно”.
Это обязывает нас в III и IV классах усилить внимание к развитию письменной речи учащихся.
Общеизвестно, что развитие письменной речи отстаёт от развития устной речи. Иногда мы замечаем, что ученик говорит хорошо, диктанты пишет грамотно, а изложения и сочинения пишет с большим количеством орфографических ошибок. Наблюдается и то, что записанное запоминается лучше.
Вот почему мы, учителя, считаем, что недостаточно проводить работу по развитию связной письменной речи учащихся только в специальные часы, отведённые на изложения и сочинения. Практика нашей работы показывает, что можно заниматься развитием не только устной, но и письменной речи на материале других уроков. В письменных работах мы ставим разные цели и задачи учебно-образовательного и воспитательного значения при выполнении учебной программы:
- осуществлять в повседневной работе нравственное воспитание учащихся;
- закреплять в письменных работах знания по русскому языку, знания, полученные на уроках чтения художественного, исторического, естественно-географического материала;
- дать необходимое понятие о структуре произведений, научить пользоваться планом, понимать его значение;
- закреплять знания и навыки учащихся практическими наблюдениями и упражнениями;
- научить давать полный письменный ответ на поставленный вопрос;
- привить навык учащимся относиться вдумчиво ко всякому изучаемому предмету;
- показать, как нужно работать с книгой, пользоваться цитатами из произведений;
- научить понимать и любить русский язык.
Характерной особенностью работы учителя является то, что обучение письменной речи мы проводим по трём направлениям:
- в связи с уроками русского языка;
- в связи с уроками чтения художественных произведений и деловых статей;
- в часы, положенные на изложения и сочинения.
На каждую четверть мы планируем, какие письменные работы проведём в связи с изучением грамматики, с уроками чтения и в часы, положенные на изложения и сочинения.
Часть письменных работ происходит в классе с предварительной подготовкой учащихся учителем. Практикуется и такой приём: учащиеся готовятся дома, а пишут работу в классе, не имея перед собой никаких заранее подготовленных материалов. Иногда учащиеся получают задания в школе, а пишут дома (домашние работы). Не следует относиться с недоверием к учащимся и избегать применения классных письменных работ с предварительной домашней подготовкой. Дома ученик думает и пишет иногда с помощью старших, а в классе выполняет работу совершенно самостоятельно.
Некоторые работы под одним и тем же заголовком проходят в III и в IV классах уже в более усложнённом виде.