(Воспитание нравственности на уроках русского языка. 10-11 классы, подготовка к ЕГЭ.)
Цель: готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
- Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, память, творческие способности.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к искусству (классической музыке) и слову.
- Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран ; презентация Power Point ; раздаточный материал: отрывок из текста В.П.Астафьева “Последний поклон” для комплексного анализа (формат А4);задания по тексту В.П.Астафьева; музыкальные произведения: Шуберт “Серенада”, “ Аве Мария”,К. Сен– Санса“Лебедь”, Ф.Шопен “Симфония № 5”, произведения Моцарта, Бетховена (по усмотрению учителя).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте подарим друг другу улыбку… (цепочка комплиментов).
2. Определение темы.
Учитель: Что в сердце нашем самое святое? (После ответов появляются следующие строки, Приложение. Слайд 2):
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
(Э.Асадов)
Учитель: Согласны ли вы с утверждением поэта? Аргументируйте свою позицию.
О чем мы будем говорить на уроке?
(О самом святом в жизни каждого человека.)
Учитель: Является ли это четверостишие текстом? Определите его стиль и тип.
3. Основная часть.
1. Письмо по памяти:
Учитель: Выучите стихотворение в течение минуты и запишите его по памяти. (Слайд 3)
Прочитайте стихотворение наизусть, соблюдая авторскую интонацию (2–3 ученика читают вслух). Вы сможете использовать эти строки на ЕГЭ в качестве аргумента из литературы…
Учитель: Подчеркните в нем контекстные антонимы. Что это? (Слайд 4.)
Учитель: С какой целью поэт использует лексический повтор? Давайте вспомним некоторые синтаксические выразительные средства…(Слайд 5)
2. Творческое задание
Учитель: Сегодня вы работаете в группах, помогая друг другу. Я предлагаю вам сочинить 2–4 строки, продолжив строки поэта…(Слайд 6).
Учитель: А теперь поделитесь своими творениями...
3. Анализ текста.
Учитель: Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по– настоящему счастлив только тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку…Я хочу вспомнить В.П.Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери…Она утонула, когда мальчику было всего 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна, заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографическом произведении “ Последний поклон” .
(На Слайде 7, 8 – факты биографии В.П.Астафьева: Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска.Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой “вредительство”. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии “Последний поклон”).
Учитель читает текст под музыку (для усиления эмоционального воздействия содержания текста на учащихся на экране появляется изображение старушки и маленького мальчика) (Слайд 10.)
Последний поклон. (Слайд 9.)
1) Задами пробрался я к нашему дому.
2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
3) Дверь распахнута.
4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось.
5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери. 6) Бабушка
сидела на скамейке …и сматывала нитки в клубок.
7) Я замер у двери.
8) Буря пролетела над землей!
9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и
появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью,
подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в
крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и
стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
10) – Што ж ты стоишь, батюшко, у порога?
11) Подойди, подойди!
12) Перекрешшу я тебя, милого.
13) У меня в ногу стрельнуло...
14) Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет...
15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в
самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился,
лишку подзадержавшись.
16) Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за
стол.
17) Какие маленькие сделались у бабушки руки!
18) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха.
19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.
20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
21) – Живой я остался, бабушка, живой!..
22) – Молилась, молилась за тебя, -– торопливо шептала бабушка и по-птичьи
тыкалась мне в грудь.
23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: – Молилась, молилась...
24) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
25) – Устала я, батюшко.
26) Вся устала.
27) Восемьдесят шестой годок...
28) Работы сделала – иной артели впору.
29) Тебя все ждала.
30) Жданье крепит.
31) Теперь пора.
32) Теперь скоро помру.
33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня...
34) Закрой мои глазоньки...
35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки,
мочила их слезами.
36) Я тоже плакал молча и просветленно.
37) Вскорости бабушка умерла.
38) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны.
39) Но меня не отпустили с производства.
40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши
телеграмму, сказал:
– Не положено.
41) Мать или отца – другое дело, а бабушек да дедушек...
42) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что
есть на этом свете дорогого для меня!
43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить
на похороны бабушки, а я не сделал этого.
44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть
бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
45) И живет в сердце вина.
46) Гнетущая, тихая, вечная.
47) Я знаю, бабушка простила бы меня.
48) Она всегда и все мне прощала.
49) Но ее нет.
50) И никогда не будет.
51) И некому прощать...
(По В.П.Астафьеву)
Учитель: Закройте глаза, вдумайтесь, пусть музыка поможет вам услышать писателя…(выдерживаем паузу) О чем пишет автор?
Исследование текста.
Учитель: Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.
Какие чувства вызвал у вас данный текст? О чем он заставил задуматься ?
В каком предложении заключена главная мысль текста?
Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблема долга, совести, ответственности человека за свои поступки…)
Актуальны ли они в наши дни? Почему?
Что в этой жизни для вас самое святое?
Учитель: Сегодня вам предстоит поработать над отдельными элементами сочинения-рассуждения по тексту В.Астафьева…Катерина Петровна стала для автора олицетворением жизнестойкости, терпения, доброты и бесконечной любви…
4. Работа по группам:
1) Выявить проблему и прокомментировать её:
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.
2) Определить авторскую позицию:
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
3) Выскажите свое мнение по поднятой проблеме и приведите аргументы:
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями.
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Соединение частей сочинения. Обсуждение работ.
7. Взаимооценивание по критериям К 7, К 8, К 10, К 11.
8. ЕГЭ-разминка.
Часть “В”.
В1. (Слайд 11.)
- Из предложений 22–23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
- Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА (предложение 3).
В2. (Слайд 12.)
- Из предложения 6 выпишите все предлоги.
- Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.
В3. (Слайд 13.)
- Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ (предложение 1).
В8. (Слайд 14.)
Какие выразительные средства языка использует автор в 45–46 предложениях ________ ; в первой части 9 предложения_______ ; в предложении 18 ________ ; в предложении 44________
(“последний поклон”) .
- Ряды однородных членов.
- Эпитет.
- Аллегория.
- Метафора.
- Сравнение.
- Парцелляция.
- Литота.
- Антонимы.
Учитель: Давайте проверим (по 1 баллу за верный ответ, считают, представляют свою команду и называют результат).
4. Дополнительные задания.
(По тексту В.П.Астафьева “Последний поклон”.)
Выпишите 7–10 существительных, образованных суффиксальным способом. Обоснуйте свой ответ.
Какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите примеры из данного текста.
Вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43–51.
Из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.
5. Итоги урока.
1. Домашнее задание. (Слайд 16.)
Выберите свой уровень сложности и выполните:
* Словообразование. Выписать 15–20 слов из произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент, определить, каким способом они образованы.
** Часть В. Составить тестовые задания к части “В” , используя текст произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент.
*** Развитие речи. Написать эссе на тему “Что в сердце нашем самое святое?”
2. Нарисуйте свое эмоциональное состояние после урока(одной деталью на небольшом листке).
3. Учитель: Я прошу вас запомнить эти строки (Слайд 17)…Звучит стихотворение(под музыку):
Не забывайте слов благодаренья,
Старайтесь скромно, не крикливо жить.
За боль и радости мгновенья,-
За все, за все благодарить!
(Г.Акулов)