Любой парк – объект приложения фантазии, творческих сил и энергии людей, часто даже живших в разное историческое время. Парк никогда не возникал "сам по себе", а всегда был результатом целенаправленной деятельности. Парк – окультуренный человеком природный ландшафт, для разумного использования и поддержания которого нужны знания из разных предметных областей, как и целостное представление о роли, значении и месте парков в городской инфраструктуре. В этом контексте школьникам не только полезно знать, как проводить досуг в парке, но и как пользоваться парком для изучения в школьных предметах, таких, например, как информатика.
В школьном курсе по информатике в теме “Системы и объекты” можно использовать школьный парк на уроках “Объекты и окружающий мир” или на обобщающем уроке.
Рассмотрим методику проведения обобщающего урока. Здесь уместно написание краткосрочных проектов учащимися как отчёт по работе. На данном уроке важно обобщить представления об объектах, не только тех, которые у учащихся уже сложились за годы обучения в школе, но и тех, которые они приобрели в ходе изучения данной темы за 6 уроков, и очень актуально, если этот урок провести на природе – в школьном парке. Это позволит углубить у учащихся приобретение опыта описания объектов реальной действительности и конкретизацию своей деятельности в общении с природой.
Технологическая карта обобщающего урока по теме “Системы и объекты”.
(Проект урока.)
Основные этапы организации учебной деятельности. |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач. | Создание
проблемной ситуации.
Фиксация новой учебной задачи. |
Проблемный
вопрос: Окружающая нас среда и система -возможные взаимодействия? Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Предложить учащимся урок провести в школьном парке с целью – каждый учащийся попробует выбрать и описать взаимодействие системы и окружающей среды |
Фиксируют
проблему
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и задачи: – Умение находить, выделять, называть, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: текста, таблицы, схемы, рисунка и т.п.). – Освоить новые приёмы создания текстовых документов |
Слушают учителя. Дискуссия по нахождению ответа на поставленный вопрос. Слушают друг друга |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
2. Совмест-ное исследо-вание проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовать устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксировать выдвинутые учениками гипотезы, организовать их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Слушают
друг друга. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
3. Конструирование нового способа действия. | Построение ориенти-рованной основы нового способа действия. | Организовать учебное взаимодейст-вие учеников (групп). Организовать учебное исследование объектов окружающей среды. | Выбирают
объект. Фиксируют в графические модели, выделенные связи и отношения объекта во взаимодействии с окружающей средой. Проводят индиви-дуальное (групповое) исследование, конструируют новый способ действия. |
Работают индивидуально или в группах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
4. Переход к этапу решения частных задач. | Первич-ный контроль за правиль-ностью выполне-ния способа действия. | Выдать маршрутные листы и листы заданий. | Осуществляют работу по выполнению заданий. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Сотрудничество внутри и вне группы. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
5. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррек-ция отработки способа, практи-ческая работа. | Организует коррекцион-ную работу, практическую работу, соблюдение ТБ при работе за ПК, самостоятельную коррекционную работу | Составляют на ПК письменный отчёт по листу заданий в текстовом редакторе (по желанию –презентация, бумажный вариант) по проделанной работе | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
6. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль и взаимо-контроль. | Контрольно-оценивающая деятельность. | Защищают публично свою работу, анализируют, контролируют и оценивают результат, делают выводы. | Рефлексия своих действий. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
Конспект урока.
Тема: Обобщающий урок по теме “Объекты и системы”.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению сведений об объектах и системах, по углублению представлений о взаимодействии системы и окружающей среды, по освоению новых приёмов создания текстовых объектов
Предметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения:
– формулировать проблемные вопросы; уметь вести дискуссию, диалог
– обобщать и углублять представления об объектах и системах;
– читать схематические изображения и “записывать” на их основе в виде схем
(моделировать) текстовые объекты;
– понимать обобщающие модели, строить на их основе словесные обобщения;
– оценивать выполнение работы с точки зрения поставленных задач.
Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся:
– интереса к участию в познании окружающего мира через данную действительность;
– умения принимать, сохранять и выполнять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения;
– умения находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
– умения выражать свою точку зрения, принимать различные точки зрения;
– умения оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и
способы преодоления.
Обще учебные действия:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной
действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде
описания: таблицы, схемы, рисунка и т.п.);
– умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и
объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой
активный словарь ключевые понятия информатики);
– формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать
с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять
общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые
этими или над этими объектами;
– формирование критического мышления – способность осуществить перенос
знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные
средства для нового решения проблем;
– формулировать гипотезу по решению проблем.
Универсальные логические действия:
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– установление причинно-следственных связей построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативный блок:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– умение определять наиболее рациональную последовательность действий по
коллективному выполнению учебной задачи (план, лист заданий, и т.д.), а также
адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности;
– умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов
коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной
деятельностью;
– умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей
точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой
информации;
– умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты.
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Ход урока
I. Определение темы урока и постановка учебных задач.
– Урок начать с постановки проблемных вопросов:
1. Окружающая нас среда и система – возможные взаимодействия? Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.
2. С какими “чёрными ящиками” (объект-система) вы можете столкнуться в школьном парке?
Следует обобщить, углубить наши знания по теме (предлагается тема урока: Обобщающий урок по теме “Объекты и системы”).
– Чему будете учиться? (Умение находить, выделять, называть, описывать объекты реальной действительности; умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: таблицы, схемы, рисунка и т.п.; освоить новые приёмы создания текстовых документов; обобщать и оценивать свои собственные знания и знания других.)
Рис. 1
II. Актуализация опорных знаний, мотивация
1. Дайте описание системы “дерево” как чёрный ящик?
2. Предложить учащимся урок провести в школьном парке с целью – каждый учащийся попробует выбрать и описать взаимодействие системы и окружающей среды (электронный отчёт).
3. Совместная разработка алгоритма составления электронного отчёта (лист заданий).
Рис. 2
III. Новая тема.
I. Выход в школьный парк.
Учащимся выдаётся лист заданий:
1. Выбрите объект и его имя (окружающая действительность – берёза, белочка, здание, голубь, собака и т.д.).
2. Опишите признаки объекта (по примеру таблицы №1.1 стр.11 в учебнике).
3. Предложите классификацию выбранного объекта (в виде графа или таблицы).
4. Опишите состав объекта (схема состава объекта)
5. Опишите взаимодействие системы (выбранного объекта (или его частей)) и окружающей среды/
Рис. 3
II. Организовать учебное исследование объектов окружающей среды.
III. Организовать учебное взаимодействие учеников (групп). Ролевая работа
Возвращение в кабинет информатики.
1. Продолжить работу по составлению на ПК письменного отчёта в текстовом редакторе (по желанию – презентация, бумажный носитель) по проделанной работе.
Физкультминутка (Светофор).
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Защищают публично (выборочно по желанию учащихся или учителя) свою работу, анализируют, контролируют и оценивают результат, делают выводы.
Рефлексия.
Чему учились на уроке?
– Помогла ли новая форма проведения урока (школьный парк) в решении учебных
задач? (Ответы.)
– Кому было трудно на уроке? Почему?
– Кому было легко? Почему?
– Оцените свою работу карточкой. (Красный – очень хорошо, зелёный – хорошо,
синий – нужно поработать.)
– Покажите своё настроение карточкой. (Смайлики.)
Спасибо за урок!
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3Таким образом, парк может быть для школьников моделью проекта, реализованного когда-то давно и кем-то другим, но, возможно, имеющего продолжение в наши дни уже при их личном участии при изучении предметов школьного цикла.