Предпрофильное и профильное обучение в сельской школе

Разделы: Администрирование школы, Работа с родителями


В настоящее время сельская школа является интеллектуально-культурным центром, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение вопроса подготовки и обеспечения кадрами рынка труда страны специалистами различного профиля. В наших условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима для устойчивого развития системы образования, включающей в себя профильное обучение как перспективное направление развития Российского образования. Смысл профильного обучения состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность получить начальное профессиональное образование в стенах школы, а также более эффективно готовиться к поступлению в ВУЗы и ССУЗы.

Одной из основных целей профильного обучения, предусмотренных “Концепцией профильного обучения”, является установление равного доступа к полноценному образованию, к построению индивидуальных образовательных программ разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями во всех регионах страны, в том числе и в сельской местности.

Материально-техническая база нашей школы, кадровый состав и учебно-методический опыт педагогов создали все условия для профильного обучения. Наша школа базируется на технологии индивидуализации обучения, где внедряется демократическая система обучения по способностям, наиболее гибко и полно учитывающая интересы, склонности, способности и потребности каждой индивидуальной личности учащегося. Разработана такая организация образовательного процесса, при которой ученик имеет возможность учиться по индивидуальному образовательному маршруту.

В старших классах при такой системе ученик имеет возможность выбора обучения предметов на профильном уровне в соответствии с его профессиональными интересами и намерениями в продолжение образования.

Школа работает и в перспективе планирует свою работу по следующим направлениям:

  • осуществление индивидуальных профильных образовательных программ;
  • профильное обучение учащихся близлежащих сельских школ;
  • дистанционное обучение через сетевую организацию с использованием кейс-технологий;
  • подготовка трактористов-машинистов и водителей транспортных средств категории “ А”, “В”, “С”;
  • подготовка пользователей ПК.

Миссия школы при профильном обучении состоит в создании условий для реализации качественного образования и оказания адресной профессиональной поддержки учащимся школы.

Целью профильного обучения является:

  • повышение качества образования;
  • подготовка выпускника, обладающего необходимыми знаниями для непрерывного образования;
  • Накопление и распространение опыта обновления содержания образования;
  • координация процесса профилизации по выбранному направлению;
  • свободный доступ к образовательным ресурсам нового поколения.

Основная задача системы профильного обучения в школе.

Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончании школы.

В связи с тем, что большинство выпускников нашей школы поступают в ВУЗы, ССУЗы технического, медицинского направления (70%), в школе введены информационно-технологический профиль и химико-биологический профиль как наиболее востребованные среди наших учащихся.

Для достижения поставленных целей и задач мы используем систему принципов профильного обучения, которая, с одной стороны, задает целостность учебного процесса, а с другой, раскрывает пути совершенствования отдельных его компонентов. (Приложение 1)

Подготовительный этап профилизации образовательного пространства на старшей ступени разворачивается в период обучения школьников в 7–9-х классах в рамках предпрофильной подготовки. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. С этой целью в школе в 7, 8 классах введен предмет экология растений и животных. В 8, 9 классах часы технологии 2 часа отведены на организацию предпрофильной подготовки.

В 9-м классе в конце второго полугодия проходит основной этап, завершающийся формированием профильных классов.

Комплектование профильных классов осуществляется на основе подачи девятиклассниками и их родителями заявления на обучение в старшей школе по тому или иному профилю.

При комплектовании профильных классов мы выделяем определенную цикличность:

  • в III четверти осуществляется диагностика образовательного потенциала девятиклассников;
  • в начале IV четверти разрабатывается проект профиля, осуществляется анализ его ресурсного обеспечения, принимается решение о выборе профиля;
  • в конце года разрабатывается модель выпускника профильного класса, осуществляется проектирование и утверждение учебного плана;
  • в июне идет разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса профильного класса, завершается комплектование профильных классов; осуществляется выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля; производится предъявление учебных планов родителям учащихся профильных классов, окончательная коррекция планов, подписание договора учреждения образования третьей ступени с родителями. Осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения: тестирование, психологические тренинги, анкетирование.

Учебный план является составной частью программы развития школы и полностью отражает специфику образовательной деятельности школы.

Через учебный план обеспечивается вариативность образования, реализуется обучение по востребованным учащимися и их родителями профилям.

Основными показателями и критериями успешной реализации учебного плана являются:

  • отработка новых образовательных программ, внедрение эффективных образовательных технологий, результативность профильного обучения;
  • система педагогического мониторинга;
  • психолого-педагогическая диагностика и коррекция образовательных усилий;
  • анализ потребностей всех участников образовательного процесса, в развитии школы реализующей обучение по нескольким профилям;
  • повышение профессиональной квалификации преподавателей, создание условий способствующих творческому росту;
  • укрепление материально-технической базы образовательного процесса.

В профильных классах более расширенное изучение химии, биологии математики, информатики осуществляется за счет введения элективных курсов по данным предметам.

Опираясь на сложившуюся практику обучения в профильных классах и желая сохранить взаимоотношения с престижными ВУЗами области НПИ, ДГТУ, ЮФУ в школе расширяется созданная в 2005 году система профильного обучения с выделением информационно-технологического профиля, химико-биологического профиля. За последние пять лет около 60 % выпускников для обучения выбрали ВУЗы и ССУЗы технической направленности. Около 30% выпускников обучаются в медицинских учебных заведениях. Более 80 % выпускников получают начальное профессиональное образование водитель категории “А”, “В”, “С”, Пользователь ПК.

Расширяется сотрудничество с рядом учебных заведений области, проводятся выездные семинары на базе ДГТУ, ряд учителей более 50 % участвовали в тренингах по темам “Активные методы выявления профессиональных склонностей старшеклассников”,

“Организация комплексной проектировочно-исследовательской работы школьников “ на базе центра “ Южного отделения Российской академии образования при ДГТУ в рамках конкурса “В будущее с инженерным образованием”. Школа стала базовым центром ДГТУ.

В школе проводится ряд организационных мероприятий, помогающих контролировать ситуацию профильного обучения, выявить проблемы, определить дальнейшие перспективы. Проведены совещание при директоре, практический семинар , тематический педсовет по темам. “Формирование у обучающихся готовности к планированию карьеры”, “Мониторинг личностного развития обучающихся в профильных классах”.

Риски профильного обучения и их преодоление.

Профильное обучение носит более ресурсоемкий характер, чем обычное, недифференцированное обучение. И без привлечения дополнительных ресурсов к организации образовательного процесса на старшей ступени средней школы обеспечение качественного, эффективного и доступного образования представляется дело весьма проблематичное; возрастает риск дискредитации самой идеи профильного обучения.

Можно выделить следующие группы вероятных трудностей в организации профильного обучения в условиях сельского района.

Риски Способы преодоления
Проблемы, связанные с психологической неготовностью родителей и учащихся к реализации идей профильного обучения С родителями заблаговременно необходимо проводить разъяснительные мероприятия, в том числе с привлечением средств массовой информации. Проведение дней открытых дверей, родительских собраний и психолого-педагогическая помощь.
Проблемы, связанные с современным положением сельских педагогов Переподготовка кадров, привлечение специалистов из других учебных заведений (техникумы, ВУЗы)
Подмена элективных курсов дополнительными занятиями Разработка учебно-методического комплекта по каждому элективному курсу.

Конечно проблемы еще есть, но в динамичных современных условиях каждый человек возможно сменит профессию несколько раз за трудовую жизнь. Именно профильное обучение должно помочь старшеклассникам в учебной действительности представить себя будущим профессионалом, профессионалом, способным сформировать запрос на свое содержание образования.