Данная разработка не является конспектом одного конкретного занятия. Выбирая из предложенных игр по одной, две из каждого раздела можно составить несколько конспектов занятий в секции волейбола с использованием подвижных игр.
Задачи.
- Развитие физических качеств: прыгучести, ловкости, быстрота.
- Совершенствование навыков выполнения основных игровых приемов (верхняя передача, прием мяча снизу двумя руками, подача).
- Развитие волевых качеств (дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость).
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть. | ||
Построение, определение задач занятия. Разминка. | 1 минута | |
1. Бег по периметру баскетбольной площадки с выполнением заданий по сигналу (свистку) тренера. 1 свисток – продолжают бег в том же направлении, 2 свистка – переходят на ходьбу, 3 – бег в противоположном направлении. | 2–4 минуты. | Чередование ходьбы и бега. |
2. Челночный бег 6 по 6 м. Группа делится на две команды. Каждая команда строится в шеренгу на лицевой линии волейбольной площадки, лицом к сетке. Напротив каждого участника на линии нападения находятся 3 кубика. По сигналу все участники стараются как можно быстрее перенести кубики на лицевую линию. Чья команда справится с заданием первой, получает 1 балл. | 2–3 раза. | |
3. ОРУ выполняют в форме игры “Запрещенное движение”. Тренер заранее делает установку детям не выполнять определенное упражнение, например, приседание и прыжок вверх. Затем, тренер показывает различные упражнения, вставляя “запрещенные”. Те, кто ошибается, остаются на месте, остальные выполняют 1 шаг вперед. | 3–4 блока упражнений. | Каждый блок содержит 1 запрещенное упражнение, движения не повторяются подряд. |
Основная часть. 1. Подвижные игры на развитие прыгучести. “Прыжки по кочкам”. На площадке чертят 10–12 кружков (“кочки”) диаметром 40 см на расстоянии 60–70 см один от другого. Играющие перепрыгивают с “кочки” на “кочку”, стараясь не попасть в “болото”. Побеждает тот, кто без нарушений преодолеет установленное расстояние, не заступив за “кочки”. “Чехарда”. Играющие становятся один за другим по прямой линии, в 5–6 шагах один от другого. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее, и опираясь на нее руками, наклоняют и склоняют голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины впереди стоящего игрока и, разводя ноги в стороны, перепрыгивает через второго, третьего и т.д., пока не перепрыгнет всех. После этого он выбегает вперед на 5–6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивать через всех следующий и т.д. Тот кто при прыжке уронит стоящего игрока, становится на его место. “Удочка”. Играющие выстраиваются по кругу. “Рыбак” становится в центр. По сигналу водящий начинает крутить скакалку. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела за ноги. Кого скакалка заденет, тот выбывает из игры. “Зайцы в огороде”. На площадке чертят два круга – один в другом. Внутренний круг – “огород”. В нем стоит “сторож”. “Зайцы” находятся в промежутке между кругами. Они прыгают на обеих ногах то в “огород”, то из него. “Сторож” по сигналу тренера ловит “зайцев”, оставшихся в “огороде”, догоняя их только в пределах внешнего круга, “зайцы” же могут выпрыгивать и за пределы круга. Когда будет поймано 2–3 “зайца”, выбирается новый “сторож”. |
Все игры выполняются |
|
2. Подвижные игры на развитие ловкости. “Хоккей”. На лицевых линиях волейбольной площадки ставят “ворота”. Две команды с клюшками в руках стремятся забить в “ворота” соперников теннисный мяч. Игра проводится в пределах площадки на время. Вратарей не ставят. Побеждает команда, забившая больше голов. |
Можно использовать гимнастические палки. |
|
“Борьба за мяч”. Игра проводится на волейбольной площадке между двумя командами. Каждая из команд располагается на своей половине. За лицевыми линиями лежит по пять волейбольных мячей. По сигналу игроки обеих команд стремятся проникнуть на площадку соперников и завладеть мячами – перенести их за свою лицевую линию. Игроков, прошедших среднюю линию, могут ловить игроки другой команды. Пойманные остаются на месте, пока их не выручит кто-либо из товарищей по команде (дотронувшись рукой). Если игрок пойман с мячом, то мяч отбирается и кладется обратно на месте до выручки. |
|
Судьи могут выбраны из числа детей. |
Основная часть. “Волк и ягненок”. Игроки, встав гуськом и крепко держа друг друга за талию, изображают овец. Первый игрок изображает “пастуха”, последний – “ягненка”. Один из игроков назначается “волком”, он становится лицом к “пастуху” - метрах в трех от него. По сигналу “волк” бросается, чтобы схватить “ягненка”; “пастух”, расставив руки в стороны, старается не пропустить его, остальные участники бегут в наименее опасную сторону, откидывая “хвост” колонны и тем самым стараясь спасти “ягненка”. Если “волк” прорвался и схватил “ягненка”, то назначается новый “волк” и игра продолжается. 3. Подвижные игры на развитие быстроты. “Падающая палка”. Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центре палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет, он меняется местами с водящим. 4. Повторение техники выполнения верхней передачи и приема снизу двумя руками. “Свеча”. На площадке раскладывают обручи диаметром около 1 метра. Напротив каждого обруча колонна из 3–4 человек. Каждый игрок по очереди входит в круг и выполняет десять передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 метра выше роста игрока. Штрафные очки игроки получают за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. Побеждает тот, у кого меньше штрафных очков. “Спираль”. Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые в колоннах держат в руках по мячу. По сигналу первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же. Когда мяч доходит до последнего в колонне, тот одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему. Выигрывает та команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым. “Мяч партнеру”. 6–8 игроков стоят по кругу, один – в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу в различных направлениях, а стоящий в центре пытается коснуться мяча. Если ему удалось коснуться мяча, он становится в круг на место того, чью передачу перехватил, а игрок из круга встает в центр круга, и игра продолжается. “Догони мяч”. Играющие делятся на группы по 810 человек; каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников игры, подготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за шеренгой, бросает мяч через головы играющих вперед-вверх. Играющие стараются, не дав мячу упасть на площадку, подбить его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится “подающим”, и игра возобновляется. |
Все игры выполняются 2–3 раза. |
Выбираются судьи, которые следят за правильностью техники выполнения задания. |
Основная часть. “Передал – выйди”. Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии передают мяч двумя руками сверху и снизу в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает пара, которая меньше теряла мяч. “Карусель”. Игроки двух команд образуют круги, располагаясь в затылок друг другу на расстоянии двух метров. По сигналу один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть, также выполняет передачу мяча над собой и убегает вперед. Игра проводится на время. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча. “Обстрел чужого поля”. На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертят круги диаметром 2 м. в кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, то игрок может его и не принимать. В этом случае соперник получает штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает игрок, набравший наименьшую сумму штрафных очков. “Через сетку”. Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2–3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые становятся в колонны по одному на разных сторонах площадки друг против друга лицом к сетке. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу головные игроки, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку своим партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют игроки на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачу. |
Все игры выполняются 2–3 раза. | |
5. Повторение техники выполнения подачи. “Сумей передать и подать”. Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки, в 1 м от нее. По сигналу первые номера выполняют по десять передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по три подачи. Как только первый игрок из колонны закончил выполнение подачи, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок. За правильно выполненную передачу игроку начисляется 1 очко, за подачу – 3 очка. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. |
Данные игры проводятся один раз на одном занятии. Вместо повтора лучше выбрать другую подобную игру . |
Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их своим партнерам к месту подачи. |
“Подай и попади”. Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стараясь попасть в пределы площадки. Если у игрока не получилась подача или он наступил на линию подача считается выполненной (попытка). Побеждает команда, у которой больше попаданий в площадку. | Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают подающим. | |
Основная часть.
“Снайперы”. Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по пять подач, стремясь набрать большую сумму очков, которые начисляют за попадание в квадрат с обозначенной цифрой. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения оговаривают заранее. При ошибках на подаче мяч переподавать не разрешается. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. 6. Закрепление имеющихся навыков выполнения игровых приемов непосредственно в игре в волейбол. |
||
“Волейбол с выбыванием”. 2 команды по 6 человек располагаются на своей площадке. Когда судья фиксирует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допустивший ее, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч, возобновляя игру. Если в ходе игры команда еще раз ошибается (6 нарушение), то лишается еще одного игрока. Когда обе стороны понесли потери: команда, совершившая очередную ошибку, решает, удалять ей с поля очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку другой команды. Встреча состоит из 3 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок покинет площадку. Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали. Игроки в команде подают по очереди, производя переход. | Можно ограничить время до 12–15 минут и определять победителя по числу оставшихся игроков. | |
“Перестрелбол”. Играют две команды. В 1 м от лицевой линии на каждой стороне проводится линия плена. Игра начинается с подачи одной из команд. Другая принимает и разыгрывает мяч по всем правилам волейбола. Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена, и команда теряет подачу. Игра возобновляется. Пленный, в ходе игры, не выходя в поле, старается перехватить мяч и выполнить подачу на свою сторону. Игроки его команды должны принять мяч и, разыграв, выполнить нападающий удар. При удачном завершении атаки пленный возвращается к своим партнерам, а в случае ошибки в плен идет 2 игрок. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно посылать мяч своим партнерам в плену. За время команда может лишиться всех своих игроков, либо итоги подводятся по числу игроков, оставшихся в поле. |
Игра длится 15–20 минут. |
|
Заключительная часть. “Сломанный телефон”. Вся группа рассаживается на скамейки. Первый участник загадывает слово – любой спортивный термин – и тихо произносит на ухо второму игроку. Второй, то, что услышал третьему и т.д. Последний участник произносит слово вслух. “Покажи без слов”. Водящий должен в стиле пантомимы, без звуков, показать группе играющих спортсмена из любого вида спорта. Тот, кто догадается первым, становится водящим. |
2–3 раза. | Тренер может помогать водящим, подсказывая термины. |
Литература.
А.Г.Фурманов, Д.М.Болдырев. “Волейбол”, М., “Физкультура и спорт”, 1983 г.