Решение проблемы успешного обучения студентов, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Дидактикой обосновано, что не зная свойств объекта, на который будет оказано действие, мы не можем выбрать и способа деятельности. Этим объектом является студент, а его свойства проявляются в том, как он усваивает изучаемое содержание, как он относится к учению и как он изменяется под влиянием усвоенного содержания.
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. Одним из принципов развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа.
Различные виды индивидуализации обучения могут создать необходимые условия для развития у студентов этих приемов умственной деятельности. В практике обучения математики чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания. Другими словами – учитывается специфика умственной деятельности студентов.
Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни студенты усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие достигают высшего уровня усвоения лишь после длительной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее.
Студенты, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что и их однокурсники, но для этого им требуется значительно больше времени. Слабоуспевающие студенты медленнее воспринимают новый материал, у них с трудом протекает процесс формирования понятий и установления связей между ними. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории студентов, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимой помощи, то уже на уроке у них накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведет к снижению успеваемости.
В условиях индивидуализации обучения различия в уровнях усвоения знаний могут быть сглажены к концу изучения того или иного раздела программы. При этом должны соблюдаться определенные психолого-педагогические требования, главное среди которых – соответствие этих требований зоне их актуального развития (т.е. тому уровню, который эти студенты уже достигли), а их потенциальных возможностей – возможности достижения поставленной перед ними цели – самостоятельно или с использованием некоторой помощи со стороны.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем студентам без учета их определившихся склонностей предлагают одно и то же задание. В этом случае педагог пытается оценить способности студентов одним критерием. Однако необходимо изыскивать пути и способы одновременной работы со всей группой и отдельными студентами.
Успех в учении – основной фактор, способствующий устойчивому интересу к учебной дисциплине. В педагогической литературе отмечается: студенты любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Следовательно, нужно выявить причины нежелания учиться, составить перечень всех пробелов в знаниях, наметить сроки их ликвидации, прикрепить к слабым студентам сильных в качестве консультантов, при возможности раз в неделю справляться о выполнении задания, давать советы, как успешнее сделать его.
Важнейшим этапом деятельности преподавателя по подготовке и организации дифференцированного обучения является разработка систем дифференцированных заданий с учетом индивидуальных различий в обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп студентов. В помощь этим студентам можно предложить следующие карточки-инструкции (см. приложение)
Все эти индивидуальные задания и приемы выполняют роль ступенек, помогающих студентам ликвидировать пробелы в знаниях, предусматривают выработку навыков самостоятельной работы, развитие умения анализировать, обобщать материал, выделять главное, увязывать новое с умением пройденным ранее. В результате происходит формирование тех умений и навыков в учебном труде, которых не достает студенту.
При умелом и рациональном использования различного вида дифференцированных заданий на разных этапах урока можно добиться успешного овладения программного материала всеми студентами, повысить прочность усвоения ими знаний и умений, научить осознанно, использовать приобретенные знания, максимально обеспечить продуктивную работу всех студентов, мобилизовать их способности, полнее развивать склонности и интересы.