Среднее арифметическое. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: "открытие" нового знания.

Цель: ввести понятие среднего арифметического.

Задачи: формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными дробями.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть!

Хочу рассказать вам интересную историю: Однажды мальчик Данила захотел узнать расстояние от дома до школы. И решил сосчитать число шагов, которые делает по дороге в школу. Выйдя из дома, он начал считать шаги и у дверей школы остановился на числе 417. На обратном пути он насчитал 431 шаг. «Вроде бы ни дом, ни школа не двигались с места, а стали дальше друг от друга! – удивился Данила. – Тут что-то не так. Наверное, я сбился при подсчете». На следующий день Данила снова сосчитал свои шаги по дороге в школу. И получил еще один результат – 427 шагов. Тут он совсем растерялся!!!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- А как вы думаете, ребята, почему у Данилы каждый раз получались разные результаты? (учащиеся высказывают свои мнения и выдвигают гипотезы)

На самом деле ничего удивительного не произошло. Ведь длина шага не остается все время одинаковой. Ведь когда идешь быстро, шаги поневоле делаются длиннее, а когда спешить некуда, шаги становятся короче. Поэтому на одном и том же пути в разных условиях можно насчитать разное количество шагов.

- Но как тогда узнать расстояние, которое хочет измерить Данила?

- Какое из его чисел нужно все-таки взять?

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Поступим так: сложим все результаты и поделим их на число слагаемых. Получим:

(417+431+427):3=425 (шагов).

Число 425 больше, чем число 417, но меньше чем числа 431 и 427, такое количество шагов могло бы получиться, если бы Данила делал все время не длинные и не короткие шаги, а обычные средние шаги. Данилу можно посоветовать принять число шагов от дома до школы равным 425.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- А как в математике называется эта величина?

- Проверим нашу гипотезу? (Учащиеся проверят свою гипотезу по учебнику)

- Сформулируйте тему урока (учащиеся формулирую тему урока).

- Запишите на математическом языке (с помощью букв), как найти среднее арифметическое двух чисел, трёх чисел, четырёх чисел, n-чисел (Учащиеся получают формулу среднего арифметического для n-слагаемых) https://urok.1sept.ru/articles/312354/Image416.gif

V. Первичное закрепление

- На столах лежат карточки с уравнением, найдите его корень (работа в парах)

5,9х-5,21=9,54

6,7х-4,83=5,22

2х+х+х=6,8

(15,3-х)·0,1=1,3

5,9х=9,54+5,21

6,7х=5,22+4,83

4х=6,8

15,3-х=1,3:0,1

5,9х=14,75

6,7х=10,05

 х=6,8:4

15,3-х=13

х=14,75:5,9

х=10,05:6,7

х=1,7

х=15,3-13

х=2,5

х=1,5

 

х=2,3

Ответ: х=2,5

Ответ: х=1,5

Ответ: х=1,7

Ответ: х=2,3

- Найдите рациональным способом среднее арифметическое полученных результатов!

((2,5+1,5+1,7+2,3):4=2)

VI. Минута релаксации

Исходное положение, стоя возле парты, спина прямая, попрошу вас туловищем без помощи рук, ответить на мои вопросы:

  1. Самое маленькое натуральное число? (1)
  2. Сколько будет 7-5? (2)
  3. Среднее арифметическое чисел 2 и 4? (3)
  4. Форма квадрата?

Присаживайтесь!

VII. Включение в систему знаний и повторение

- А где в повседневной жизни вы встречали понятие среднее арифметическое (учащиеся делятся своим опытом)

(Учащиеся делятся на две группы, каждой группе предлагается свое задание)

- (1 группа) Представьте, что вы синоптики и вам необходимо рассчитать среднюю температуру воздуха в первую неделю мая 2012 года.

((4 º+ 6 º+12 º+14 º+16 º+18 º+14º):7=84:7=12 º)

- (2 группа) А вы главные судьи соревнований по фигурному катанию и вам необходимо определить, сможет ли участница пройти в финал?

((5,2+5,6+5,4+5,5+5,3+5,4+5,6+5,6):8=43,6:8=5,45)

(каждая группа представляет свой результат))

-А сейчас немного отдохнем, включите свои знания смекалку и сообразительность, и назовите среднее арифметическое не чисел, а предметов и существ, которые нас окружают, итак, чему равно среднее арифметическое:

Носка и чулка (гольф) Женщины и рыбы (русалка) Туфельки и сапога (ботинок)

Велосипеда и мотоцикла (мопед) Мужчины и коня (кентавр) Трамвая и поезда (электричка)

Пианино и баяна (аккордеон) Холодильника и вентилятора (кондиционер) Ежа и змеи (колючая проволока)

VIII. Рефлексия деятельности

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Это понятие используется в практической деятельности человека? Где?

- Если вы разобрались в данной теме, то возьмите смайлик с улыбкой, если в данной теме остались вопросы, то смайлик с вопросом.

IX. Домашнее задание:

определить средний рост длины носа членов вашей семьи.