Актуальность проекта:
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом).
Проблема: дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов.
Ожидаемый результат: расширение кругозора у детей о роли и значимости молока и молочных продуктов для здоровья человека.
Первый этап: организационный
-вовлечение родителей в проектную деятельность через объявление и индивидуальную работу.
Второй этап: практический
- познавательно-речевое чтение художественной литературы: (стихи: « О молоке», « В молоке есть витамины», «Цветное молоко» и др.);
- народный фольклор: (потешки, загадки, пословицы);
- работа с энциклопедиями по темам: «Молоко и его продукты», «Что есть в молоке?», «Что можно лечить молоком?», «Что можно приготовить из молока и молочных продуктов?» и др.;
- создание копилки (дети приносили из дома упаковки из под продуктов в состав которых входит молоко (кефир, ряженка, сыры, сгущенное молоко, творожные сырки, йогурты, шоколад и т.д.). Собранная копилка была оформлена в виде мобиля, который позволил детям наглядно рассмотреть собранные объекты.
- проводили опыты с молоком: ( кипятили, замораживали, заквашивали, смешивали прокисшее молоко с чаем, молоко с кофе, какао. Добавляли в кефир варенье. Пришли к выводу, что цвет, запах меняется, но цвет смесей, содержащих молоко, имеют пастельно-молочный цвет);
- выполнен макет стакана с трубочками, обозначающими состав молока: жиры, белки, углеводы и минеральные вещества ;
- альбомы «Всё о сыре», «Как приготовить молочный коктейль ?» (фотографии)», «Всё о молоке и молочных продуктах»;
- обновление материала по сюжетно – ролевой игре «Магазин»: (создание отдела «Молочные продукты» ;
- наработка материалов родителей и детей в домашних условиях ( составление рассказов о молоке, подбор картинок и фотоматериалов).
Третий этап : защита детьми полученной информации ( рассказы о том, что узнали о молоке; показывали фотографии, картинки, рисунки).
Четвёртый этап: анализировали и систематизировали полученные детьми знания и представления о молоке с помощью модели «Паутинка».
Результативность проекта:
В ходе проекта дети узнали о значимости молока и молочной продукции для развития человека. У детей повышается речевая активность, могут сравнивать и делать выводы, повышается интерес к познанию окружающей среды.
Немного истории о молоке.
Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история. При раскопках доисторических поселений Триполья, на Украине археологи находят подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком.
Возле становища первобытного человека появились стада одомашненных коров, а в лесах и степях водились их дикие предки — могучие туры. В старых летописях сохранились рассказы об охоте на этих могучих животных.Что это за животные? В XVШ веке известный тогда зоолог Гамильтон Смит и другие зоологи после долгих поисков отыскали страну, где недавно жил тур. Они попали в Польшу, в глухие леса, принадлежавшие знатному польскому графу Миловецкому. Итальянские послы, австрийские герцоги, русские князья приезжали сюда для охоты на туров.
Пожалуй, больше всего туров водилось в древней Руси. Люди стали приводить из степей и лесов и держать в загоне молодых турят. На племя сохраняли самых смирных. От них и пошли домашние животные. Тур — родня нашей коровы.
Долгое время коровы ходили под ярмом: обрабатывали поля, возили поклажу и давали мало молока. Но около 500 лет назад в северных областях нашей страны было уже много молочных коров. Народ-труженик одарил их особой любовью: «Коровушка-поилица, кормилица», «Корова во дворе — обед на столе», — говорили о них народные пословицы. Немало пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучших и постепенно вывести молочные породы.А теперь большинство людей пьют коровье молоко. Почти 10 тысяч литров потребляет человек за всю жизнь. В чем же питательная ценность молока? Исследования показали: в молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов — до 20 сбалансированных аминокислот и почти такое же количество жирных, сахар — лактозу, очень разнообразный ассортимент минеральных веществ, большую часть которых составляет кальций. Практически пол-литра молока удовлетворяет суточную потребность человека в кальции.
Молочный сахар — лактоза и молочные белки, основную массу которых составляет казеин, очень хорошо усваивается организмом человека. Молочный жир чрезвычайно тонко раздроблен в растворе сахара, солей и других веществ. Они настолько малы, что в каждой капле молока их насчитывается несколько миллионов! Эта большая раздробленность или, как говорят, тонкая дисперсность молочного жира способствует хорошему всасыванию и усвоению его. Молоко богато витаминами. Ни один пищевой продукт не содержит столько разных и физиологических ценных пищевых веществ, чем молоко! Профессор К. Петровский пишет: «Молочные продукты резко повышают биологическую ценность любого пищевого рациона. И не только потому, что увеличивают общее количество поступающих в организм пищевых веществ. Существенно изменяется качество питания, лучшим становится соотношение аминокислот, белков, повышаются их усвоение и, что особенно важно, синтез. Есть у молока еще одно важнейшее свойство — его постоянная способность возбуждать пищеварительные железы и вызывать отделение пищеварительных соков, даже если не хочется есть».
Ничего этого не ведая, молоко пили еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют найденные при археологических раскопках в пещерах первобытных людей наряду с каменными топорами и костяными стрелами сосуды для молока. О нем писали знаменитые историки и ученые древности Геродот, Аристотель, Плиний. Древнегреческий врач Гиппократ, впервые сформулировал основы лечения молоком. Известен такой случай: в древней Греции в городе Абдерах заболел сын одного знатного человека. Не помогали ни целебные травы, ни снадобья. А Гиппократ назначил утром, днем и вечером в течение недели, разбавленное ослиное молоко, а через неделю — молоко коровье. Таков был его рецепт. Излечивший юношу Гиппократ советовал пить молоко людям нервным, с больным желудком и другими заболеваниями.