Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
- Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54-Ф3, 26 мая 1996 г.
- Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73-Ф3, 25 июня 2002 г.
- Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.
Данная программа имеет историко-культурологическую направленность.
В нашу сложную эпоху, когда человек в поисках нравственной опоры всё чаще обращается к традициям, к своим истокам, изучение историко- культурного наследия Москвы приобретает особую актуальность.
Изучение культуры своей «малой Родины» помогает возрождению любви к Москве, к Отечеству.
Курс важен и тем, что Москва – особый город – древняя столица России. В частных фактах её истории, как в капле воды, невольно отразилась история страны.
Программа курса «Истории развития культуры Москвы» актуальна потому, что курс «Москвоведения» больше не преподается в московских школах как самостоятельная дисциплина, а в интеграции с историей «Москвоведение» не может дать учащимся полного, глубокого представления о родном городе (ведь количество часов на преподавание интегрированного курса не изменилось).
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников.
Программа курса рассчитана на 2 года обучения (144 час) по 2 часа в неделю.
По виду занятия подразделяются на лекционные, семинарские, практические. Широко используются приемы дискуссии и ответов учащихся на вопросы. Освоение материалов каждого раздела начинается с лекций. Практические занятия предполагают посещение музеев, памятных мест, прогулки по Москве, подготовку и проведение тематических бесед и экскурсий, оформление мини-газет, альбомов, компьютерных презентаций .Такой метод изучения истории развития культуры Москвы придает курсу наглядность и предметность и, в то же время, одухотворяет московские памятники, здания… Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения( музейная педагогика, проектная деятельность, ПК).
Существование в ГБОУ СОШ № 1371 музея «Истории развития культуры Москвы» позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие достижения московской культуры, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
Цели курса:
- осуществление патриотического, нравственного и эстетического воспитания учащихся;
- осуществление общегуманитарного образования учащихся; углубление знаний по истории Отечества, литературе.
- развитие творческого мышления учащихся, овладение ими искусством общения и речи, приобретение навыков экскурсионной работы.
Задачи курса: не только дать учащимся комплексные знания о прошлом и настоящем развитии культуры Москвы, но и воспитать любовь к своему городу и району, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)
Данная программа рассчитана на средний и старший школьный возраст учащихся от 10 до 13 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 144.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.
Предполагаемый результат после завершения курса обучения.
Слушатели знают | Слушатели умеют |
- основные этапы истории развития культуры Москвы; - основные памятники культуры Москвы; - людей, внесших большой вклад в развитие московской культуры; - крупнейшие театры и музеи Москвы и историю их появления. - как правильно сделать доклад, мини- газету, презентацию в Power Point . - правила написания, подготовки и проведения экскурсии; - правила поведения экскурсовода. |
- работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания; - применять полученные знания на практике; - определять особенности архитектурных стилей Москвы; - вычленять главное из общего, делать выводы; - сравнивать различные направления московской культуры разных исторических эпох; - работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проектов; - грамотно пользоваться письменной и устной речью; - ориентироваться в экспозиционно- выставочном пространстве; - строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. |
Подведение итогов:
- В течение учебного года учащиеся разрабатывают и проводят экскурсии по школьному музею «Истории развития культуры Москвы»; разрабатывают и проводят тематические беседы на базе музея и на классных часах. Участвуют в конкурсе фотографий и мини- газет и оформляют работы во временную выставку. Готовят презентации в Power Point. Так же в течение обучения проводятся тестирования и собеседования со слушателями курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
I | Введение: Москва- город, в котором мы живём | 1 | 1 | - |
II | Долетописная Москва (Древние славяне на берегах Москвы- реки) | 5 | 2 | 3 |
III | Древняя Москва (XII- XIII вв.) | 4 | 1 | 3 |
IV | Культура Москвы XIV- ХVII вв. | 33 | 19 | 14 |
1 | Московский Кремль | 5 | 1 | 4 |
2 | Москва «златоглавая» | 6 | 2 | 4 |
3 | Архитектура | 4 | 3 | 1 |
4 | Интерьер жилых домов | 1 | 1 | - |
5 | Просвещение и образование в Москве ХVI- ХVII вв. | 3 | 2 | 1 |
6 | Живопись | 4 | 1 | 3 |
7 | Литература | 1 | 1 | - |
8 | Праздники народные и церковного календаря | 3 | 2 | 1 |
9 | Домашний быт и семейное право | 2 | 2 | - |
10 | Кухня москвичей | 1 | 1 | - |
11 | Из истории моды | 1 | 1 | - |
V | Москва в Петровское время | 10 | 8 | 2 |
1 | Облик и архитектура Москвы петровского времени | 3 | 2 | 1 |
2 | Образование в Москве петровской эпохи | 3 | 2 | 1 |
3 | Зарождение нового образа жизни москвичей | 1 | 1 | - |
4 | Рождение «московского света» | 1 | 1 | - |
5 | Театральные увлечения московской знати | 1 | 1 | - |
6 | Мода петровского времени | 1 | 1 | - |
VI | Москва 1725- 1800 гг. | 19 | 10 | 10 |
1 | Облик и архитектура Москвы | 6 | 2 | 4 |
2 | Подмосковные усадьбы | 6 | 2 | 4 |
3 | Образ жизни московского дворянства | 1 | 1 | - |
4 | Театр второй половины ХVIII века | 2 | 2 | - |
5 | Домашнее воспитание и образование московских дворян | 1 | 1 | - |
6 | Государственное и частное образование в Москве | 1 | 1 | - |
7 | Облик горожан и мода второй половины ХVIII века | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 72 | 41 | 31 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
I | Москва первой половины ХIХ века | 19 | 11 | 8 |
1 | Изменение архитектурного облика Москвы в 1830-1840-е гг. | 5 | 1 | 4 |
2 | Памятники Победы в Отечественной войне 1812 года | 1 | 1 | - |
3 | Культурная и светская жизнь «допожарной» Москвы | 2 | 2 | - |
4 | Московский «свет» и образованное общество в 1820-1840-е гг. | 1 | 1 | - |
5 | Благотворительность и просветительство в первой половине ХIХ века | 1 | 1 | - |
6 | Образование Москвы | 1 | 1 | - |
7 | Литература первой половины ХIХ века | 4 | 2 | 2 |
8 | Из истории моды | 3 | 1 | 2 |
9 | Городские гуляния | 1 | 1 | - |
II | Культура Москвы второй половины ХIХ века | 27 | 11 | 16 |
1 | Архитектура Москвы второй половины ХIХ века | 6 | 2 | 4 |
2 | Вклад московских купцов-меценатов в развитие культуры | 6 | 1 | 5 |
3 | Частные и городские музеи Москвы второй половины ХIХ века | 1 | 1 | - |
4 | Образование и образовательные учреждения пореформенной Москвы | 1 | 1 | - |
5 | Развитие живописи второй половины ХIХ века | 1 | 1 | 4 |
6 | Театральная и музыкальная жизнь пореформенной Москвы | 1 | 1 | - |
7 | Москва литературная | 3 | 2 | 1 |
8 | Московские праздники | 1 | 1 | - |
9 | Городская мода второй половиныХIХ века | 3 | 1 | 2 |
III | Культура Москвы ХХ века | 26 | 12 | 14 |
1 | Архитектура Москвы ХХ вка | 6 | 2 | 4 |
2 | Литературная жизнь Москвы. ХХ век | 3 | 2 | 1 |
3 | Московские живописцы | 3 | 2 | 1 |
4 | Москва спортивная | 1 | 1 | - |
5 | Московское телевидение | 2 | 1 | 1 |
6 | Москва театральная и музыкальная | 3 | 2 | 1 |
7 | Музеи Москвы | 6 | 2 | 4 |
8 | Итоговое повторение | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 72 | 34 | 38 |
Методическое обеспечение программы:
- Видеофильмы из серии «Москва. Страницы истории».
- Набор слайдов «Древняя Москва в творчестве А. М. Васнецова»
- Видеосериал «Адрес: Красная площадь» (История России в памятниках отечественной культуры в пяти фильмах). Государственный исторический музей.
- СД-диск «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.»
- Видеофильм «Первые открытки в России»
- Серия фильмов «Звезды мирового кино» (Валентина Серова, Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Фаина Раневская, Георгий Вицин).
- Фото и ксерокопии фото памятников культуры Москвы.
- Компьютерные презентации:
- Памятники деятелям культуры в Москве;
- Москва театральная.
Рекомендации по проведению практических работ:
В курсе «История развития культуры Москвы рекомендуется 27 практических работ (1-й год обучения – 13; 2-й год обучения – 14):
1-й год:
- Долетописная Москва. (Древние славяне на берегах Москвы-реки) – 1 пр/р
- Древняя Москва (XII-XIII вв.) – 1 пр/р
- Культура Москвы XIV-ХVII вв. – 5 пр/р
- Москва в Петровское время – 2 пр/р
- Москва в 1725-1800 гг. – 4 пр/р
2-й год:
- Москва первой половины ХIХ века – 4 пр/р
- Культура Москвы второй половины ХIХ века – 4 пр/р
- Культура Москвы ХХ века – 6 пр/р
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-газеты, доклады
- Экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Тестирование
- Составление презентаций Power Point
Дидактические материалы:
Методическая литература по исследовательской деятельности и тематика поисково-исследовательской работы:
Список литературы:
Литература, использованная при написании по программы:
- Алескандров Ю.Н. Московская старина (воспоминания москвичей прошлого столетия). М., 1989.
- Алексеев А.И. и др. Край наш Московский. Учебное пособие. М., ЭКОПРОС, 1997.
- Анисимов А.В. Москва. Архитектурный путеводитель- М.: «Красная гора». 1997.
- Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от древнейших времен до эпохи Петра I). М., 1997.
- Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от эпохи Петра I до эпохи войн и революций). М., 1997.
- Буданов Ю.Н. Под сень. Монастырей московских,- М.: Московский рабочий. 1991.
- Краскова О.В. Воспитание детей: традиции и истоки. Тюмень, 2000
- Космынина Т.В. Летописи. М., 1996.
- Методические материалы по школьному москвоведению. М., Изд. Центр «Москвоведение», 1997.
- Романюк С.К. Москва: утрты. М., 1991.
- Рюмина Т.Д. История Москвы. Учебное пособие. М.: «Международный Дом Сотрудничества». 1996.
- Таценко С.Н. Духовная культура Москвы конца XV- XVIв. М., 1997.
Литература, рекомендуемая слушателям:
- Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. М., Московский рабочий, 1994.
- Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.
- Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., Книга, 1990.
- Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Л., 1991.
- Ключевский В.О. История русского быта (любое издание).
- Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850-летию столицы. М., Московский лицей, 1997.
- Музеи Москвы – взрослым и детям: Справочник. М., МИРОС, 1994.
- Пилипов В. Так ли плох был «Домострой»? / Серия «Для дома, для семьи». М., Панорама, 1992.
- По Москве. Прогулки по Москве, по её художественным и просветительным учреждениям. М., 1991.
- Родимцева И.А. Московский Кремль. Л., Аврора, 1987.
- Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.