Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
  • Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54-Ф3, 26 мая 1996 г.
  • Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73-Ф3, 25 июня 2002 г.
  • Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.

Данная программа имеет историко-культурологическую направленность.

В нашу сложную эпоху, когда человек в поисках нравственной опоры всё чаще обращается к традициям, к своим истокам, изучение историко- культурного наследия Москвы приобретает особую актуальность.

Изучение культуры своей «малой Родины» помогает возрождению любви к Москве, к Отечеству.

Курс важен и тем, что Москва – особый город – древняя столица России. В частных фактах её истории, как в капле воды, невольно отразилась история страны.

Программа курса «Истории развития культуры Москвы» актуальна потому, что курс «Москвоведения» больше не преподается в московских школах как самостоятельная дисциплина, а в интеграции с историей «Москвоведение» не может дать учащимся полного, глубокого представления о родном городе (ведь количество часов на преподавание интегрированного курса не изменилось).

Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников.

Программа курса рассчитана на 2 года обучения (144 час) по 2 часа в неделю.

По виду занятия подразделяются на лекционные, семинарские, практические. Широко используются приемы дискуссии и ответов учащихся на вопросы. Освоение материалов каждого раздела начинается с лекций. Практические занятия предполагают посещение музеев, памятных мест, прогулки по Москве, подготовку и проведение тематических бесед и экскурсий, оформление мини-газет, альбомов, компьютерных презентаций .Такой метод изучения истории развития культуры Москвы придает курсу наглядность и предметность и, в то же время, одухотворяет московские памятники, здания… Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения( музейная педагогика, проектная деятельность, ПК).

Существование в ГБОУ СОШ № 1371 музея «Истории развития культуры Москвы» позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие достижения московской культуры, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.

Цели курса:

  • осуществление патриотического, нравственного и эстетического воспитания учащихся;
  • осуществление общегуманитарного образования учащихся; углубление знаний по истории Отечества, литературе.
  • развитие творческого мышления учащихся, овладение ими искусством общения и речи, приобретение навыков экскурсионной работы.

Задачи курса: не только дать учащимся комплексные знания о прошлом и настоящем развитии культуры Москвы, но и воспитать любовь к своему городу и району, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Данная программа рассчитана на средний и старший школьный возраст учащихся от 10 до 13 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Режим занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 144.

Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.

Предполагаемый результат после завершения курса обучения.

Слушатели знают Слушатели умеют
- основные этапы истории развития культуры Москвы;
- основные памятники культуры Москвы;
- людей, внесших большой вклад в развитие московской культуры;
- крупнейшие театры и музеи Москвы и историю их появления.
- как правильно сделать доклад, мини- газету, презентацию в Power Point .
- правила написания, подготовки и проведения экскурсии;
- правила поведения экскурсовода.
- работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;
- применять полученные знания на практике;
- определять особенности архитектурных стилей Москвы;
- вычленять главное из общего, делать выводы;
- сравнивать различные направления московской культуры разных исторических эпох;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проектов;
- грамотно пользоваться письменной и устной речью;
- ориентироваться в экспозиционно- выставочном пространстве;
- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Подведение итогов:

  • В течение учебного года учащиеся разрабатывают и проводят экскурсии по школьному музею «Истории развития культуры Москвы»; разрабатывают и проводят тематические беседы на базе музея и на классных часах. Участвуют в конкурсе фотографий и мини- газет и оформляют работы во временную выставку. Готовят презентации в Power Point. Так же в течение обучения проводятся тестирования и собеседования со слушателями курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

№ п/п Наименование раздела/темы Количество часов
Всего Теоретических Практических
I Введение: Москва- город, в котором мы живём 1 1 -
II Долетописная Москва (Древние славяне на берегах Москвы- реки) 5 2 3
III Древняя Москва (XII- XIII вв.) 4 1 3
IV Культура Москвы XIV- ХVII вв. 33 19 14
1 Московский Кремль 5 1 4
2 Москва «златоглавая» 6 2 4
3 Архитектура 4 3 1
4 Интерьер жилых домов 1 1 -
5 Просвещение и образование в Москве ХVI- ХVII вв. 3 2 1
6 Живопись 4 1 3
7 Литература 1 1 -
8 Праздники народные и церковного календаря 3 2 1
9 Домашний быт и семейное право 2 2 -
10 Кухня москвичей 1 1 -
11 Из истории моды 1 1 -
V Москва в Петровское время 10 8 2
1 Облик и архитектура Москвы петровского времени 3 2 1
2 Образование в Москве петровской эпохи 3 2 1
3 Зарождение нового образа жизни москвичей 1 1 -
4 Рождение «московского света» 1 1 -
5 Театральные увлечения московской знати 1 1 -
6 Мода петровского времени 1 1 -
VI Москва 1725- 1800 гг. 19 10 10
1 Облик и архитектура Москвы 6 2 4
2 Подмосковные усадьбы 6 2 4
3 Образ жизни московского дворянства 1 1 -
4 Театр второй половины ХVIII века 2 2 -
5 Домашнее воспитание и образование московских дворян 1 1 -
6 Государственное и частное образование в Москве 1 1 -
7 Облик горожан и мода второй половины ХVIII века 2 1 1
ИТОГО 72 41 31

Второй год обучения

№ п/п Наименование раздела/темы Количество часов
Всего Теоретических Практических
I Москва первой половины ХIХ века 19 11 8
1 Изменение архитектурного облика Москвы в 1830-1840-е гг. 5 1 4
2 Памятники Победы в Отечественной войне 1812 года 1 1 -
3 Культурная и светская жизнь «допожарной» Москвы 2 2 -
4 Московский «свет» и образованное общество в 1820-1840-е гг. 1 1 -
5 Благотворительность и просветительство в первой половине ХIХ века 1 1 -
6 Образование Москвы 1 1 -
7 Литература первой половины ХIХ века 4 2 2
8 Из истории моды 3 1 2
9 Городские гуляния 1 1 -
II Культура Москвы второй половины ХIХ века 27 11 16
1 Архитектура Москвы второй половины ХIХ века 6 2 4
2 Вклад московских купцов-меценатов в развитие культуры 6 1 5
3 Частные и городские музеи Москвы второй половины ХIХ века 1 1 -
4 Образование и образовательные учреждения пореформенной Москвы 1 1 -
5 Развитие живописи второй половины ХIХ века 1 1 4
6 Театральная и музыкальная жизнь пореформенной Москвы 1 1 -
7 Москва литературная 3 2 1
8 Московские праздники 1 1 -
9 Городская мода второй половиныХIХ века 3 1 2
III Культура Москвы ХХ века  26 12 14
1 Архитектура Москвы ХХ вка 6 2 4
2 Литературная жизнь Москвы. ХХ век 3 2 1
3 Московские живописцы 3 2 1
4 Москва спортивная 1 1 -
5 Московское телевидение 2 1 1
6 Москва театральная и музыкальная 3 2 1
7 Музеи Москвы 6 2 4
8 Итоговое повторение 2 - 2
ИТОГО 72 34 38

 

Методическое обеспечение программы:

  1. Видеофильмы из серии «Москва. Страницы истории».
  2. Набор слайдов «Древняя Москва в творчестве А. М. Васнецова»
  3. Видеосериал «Адрес: Красная площадь» (История России в памятниках отечественной культуры в пяти фильмах). Государственный исторический музей.
  4. СД-диск «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.»
  5. Видеофильм «Первые открытки в России»
  6. Серия фильмов «Звезды мирового кино» (Валентина Серова, Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Фаина Раневская, Георгий Вицин).
  7. Фото и ксерокопии фото памятников культуры Москвы.
  8. Компьютерные презентации:
    • Памятники деятелям культуры в Москве;
    • Москва театральная.

Рекомендации по проведению практических работ:

В курсе «История развития культуры Москвы рекомендуется 27 практических работ (1-й год обучения – 13; 2-й год обучения – 14):

1-й год:

  • Долетописная Москва. (Древние славяне на берегах Москвы-реки) – 1 пр/р
  • Древняя Москва (XII-XIII вв.) – 1 пр/р
  • Культура Москвы XIV-ХVII вв. – 5 пр/р
  • Москва в Петровское время – 2 пр/р
  • Москва в 1725-1800 гг. – 4 пр/р

2-й год:

  • Москва первой половины ХIХ века – 4 пр/р
  • Культура Москвы второй половины ХIХ века – 4 пр/р
  • Культура Москвы ХХ века – 6 пр/р

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини-газеты, доклады
  • Экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Тестирование
  • Составление презентаций Power Point

Дидактические материалы:

Методическая литература по исследовательской деятельности и тематика поисково-исследовательской работы:

Список литературы:

Литература, использованная при написании по программы:

  1. Алескандров Ю.Н. Московская старина (воспоминания москвичей прошлого столетия). М., 1989.
  2. Алексеев А.И. и др. Край наш Московский. Учебное пособие. М., ЭКОПРОС, 1997.
  3. Анисимов А.В. Москва. Архитектурный путеводитель- М.: «Красная гора». 1997.
  4. Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от древнейших времен до эпохи Петра I). М., 1997.
  5. Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от эпохи Петра I до эпохи войн и революций). М., 1997.
  6. Буданов Ю.Н. Под сень. Монастырей московских,- М.: Московский рабочий. 1991.
  7. Краскова О.В. Воспитание детей: традиции и истоки. Тюмень, 2000
  8. Космынина Т.В. Летописи. М., 1996.
  9. Методические материалы по школьному москвоведению. М., Изд. Центр «Москвоведение», 1997.
  10. Романюк С.К. Москва: утрты. М., 1991.
  11. Рюмина Т.Д. История Москвы. Учебное пособие. М.: «Международный Дом Сотрудничества». 1996.
  12. Таценко С.Н. Духовная культура Москвы конца XV- XVIв. М., 1997.

Литература, рекомендуемая слушателям:

  1. Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. М., Московский рабочий, 1994.
  2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.
  3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., Книга, 1990.
  4. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Л., 1991.
  5. Ключевский В.О. История русского быта (любое издание).
  6. Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850-летию столицы. М., Московский лицей, 1997.
  7. Музеи Москвы – взрослым и детям: Справочник. М., МИРОС, 1994.
  8. Пилипов В. Так ли плох был «Домострой»? / Серия «Для дома, для семьи». М., Панорама, 1992.
  9. По Москве. Прогулки по Москве, по её художественным и просветительным учреждениям. М., 1991.
  10. Родимцева И.А. Московский Кремль. Л., Аврора, 1987.
  11. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.

Приложения.