Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"

Разделы: История и обществознание


Цель: заинтересовать младших подростков познанием культурных традиций и истории Красноярского края, своей малой родины.

Основные задачи урока:

  • дать учащимся общее представление об истории образования Енисейской губернии;
  • вызвать у учащихся интерес к региональной и местной истории, к культурным традициям;
  • обучение умениям и навыкам анализа, интерпретации исторической информации, представленной в различных источниках;
  • развитие критического, социального мышления.

Материалы:

Ход урока

I часть. Введение

Слайд 1. 2012 год – Год общероссийской истории, краевой Уставный урок посвящается 190-летию Енисейской губернии. Общая тема урока “Наш Красноярский край: познаем и любим”.

В декабре 2012г. во всех школах, лицеях, техникумах Красноярского края проводится краевая акция “V Уставный урок”. Первый Уставный урок был проведен по решению Законодательного Собрания Красноярского края в 2008 году, в связи с утверждением нового Устава края. В 2012 г. Уставный урок проводится в пятый раз и посвящается истории нашего края.

Слайд 2. Открываем Урок гимном Красноярского края “Наш Красноярский край” (показ клипа или проигрывание двух первых куплета гимна) 

Слайд 3. Красноярский край – второй по площади регион России (после Республики Саха Якутия). Наш край занимает на карте Российской Федерации уникальное географическое положение – с севера на юг простирается его территория, площадь которой больше площади таких вместе взятых европейских стран как Германия, Испания, Италия, Югославия, Польша, Болгария, Швеция, Чехия, Финляндия, Франция, Румыния, Исландия, Венгрия, Словакия, Албания, Норвегия. На территории края, в районе озера Виви в Эвенкии расположен географический центр России, население края – больше трех миллионной человек (2,1% населения России).

Слайд 4. Тема краевого урока в 5–7 классах - “Енисейская губерния: путешествие в 1822г.”.

Слайд 5. Путешествие начинаем с исследования карты Российской империи XIX века. Найдите, каким цветом окрашена на ней территория Енисейской губернии? (показать на карте!).

Территория Енисейской губернии при её образовании, 190 лет назад была очень близка к границам современного Красноярского края и Республики Хакассия с востока на запад, от Северного Ледовитого океана до Тувинских степей с севера на юг.

Почему и как появилась Енисейская губерния на карте России?

Образована Енисейская губерния по инициативе Сибирского генерал-губернатора Михаила Михайловича Сперанского, великого политического деятеля – реформатора (портрет – на фоне карты – на слайде 4). Он в 1819 году получил назначение в Сибирь и провел ревизию (проверку) по многочисленным жалобам. Дворец сибирского генерал-губернатора тогда находился в городе Иркутске (покажите на карте!). Территории нашего края тогда были на окраинах трех сибирских губерний: Тобольской, Томской, Иркутской и Якутской области (покажите на карте!).

В августе 1819г. М.М.Сперанский был в Красноярске, восхищался прекрасным видом с горы, разбирал многочисленные жалобы на притеснение властей, и отметил, что “при внешней чистоте города, беспорядок и притеснения в делах внутренних”. Через год, во время повторной проверки, он записал: “От Канска до Красноярска деревни бедны и грязны; обыватели большею честью народ пьяный и ленивый”. Сперанский огорчился, что территории, нуждающиеся в пособиях, должны были истощаться для подкрепления других губерний и Якутии. Результатом работы Комиссии Сперанского стал Указ 26 января 1822 года “О разделении Сибирских губерний на Западное и Восточное управления”. По этому указу в Сибири учреждались два Главных управления: Западное и Восточное. К Западному отошли губернии Тобольская, Томская и область Омская, к Восточному – губернии Иркутская, вновь учреждаемая губерния Енисейская и область Якутская. Енисейская губерния образовывалась из уездов, отделяемых от Томской и Иркутской губерний (показать на карте!). Губернскому её управлению надлежало быть в Красноярске. Енисейская губерния по размеру уступала только Якутской области, Московскую губернию она превосходила в 77 раз! Население губернии насчитывало тогда около 190 тыс.чел. Губернатор обязан был не допустить в губернии голода, приютить ссыльных, создать условия для развития в губернии золотопромышленности, обязан бороться с кражами и порчей государственного имущества, связывать далекую провинцию со столицей.

II часть. Первый губернатор Енисейской губернии.

Слайд 6. Итак, новая губерния “открыта” 12 декабря 1822 года. Прибыл губернатор, Красноярск теперь уже не уездный, а губернский центр.

И мы отправляемся в 1822 год

Слайд 7. Первым губернатором огромной, малозаселенной Енисейской губернии был назначен Александр Петрович Степанов, человек образованный, добрый, правдивый, начинавший свою карьеру в качестве прапорщика у Великого Суворова, служивший в обеспечении русской армии продовольствием, в восстановлении хозяйства и порядка в губерниях, очищенных от французских войск во время Отечественной войны 1812г.

В Красноярск Степанов прибыл 23 марта 1823г. и в приветственной речи заявил о готовности посвятить всю свою жизнь губернии: (Прочитать со слайда!).

По сохранившимся воспоминаниям, он был высок ростом, крепкого сложения, ходил скоро, говорил громко, глаза орлиные, быстрые, брюнет, волоса замечательно курчавые, гостеприимен и сострадателен, характера вспыльчивого. Человек веселый, любезный, окружен в своем кабинете различными предметами искусства и естественной истории, минералами, чучелами птиц и животных, относящихся к его губернии. Его рабочий кабинет включал коллекцию минералов, а в шкафах и на стенах помещались гравюры, портреты северных племен, виды, книги и самые редкие древности...

С приездом Степанова в Красноярск жизнь города, можно сказать, забурлила. Молодой губернатор часто обращается за помощью к М.М. Сперанскому. Вместе они обсуждают кандидатуры на ключевые посты в губернской администрации.

Степанов понимал, что в первую очередь Красноярску нужны больницы, дома для бедных и убогих. И всю свою энергию, ум, хватку он направляет на решение этих задач.

Слайд 8. Во время губернаторства Степанова в Красноярске появились: аптека, больница, Приказ общественного призрения (2 мая 1823 года, к 1828 году в городе было уже 4 богадельни), городской сад, типография, библиотека, шесть работных домов для ссыльных.

Слайд 9. Степанов хорошо узнал губернию, ее чиновников, крестьян, мастеровых. За девять лет своего правления не было участка, где бы ни побывал этот любознательный, впечатлительный человек. В некоторых местах он бывал несколько раз. У каждого города был свой норов. Наиболее покладистым, степенным казался Минусинск, где до 30-х годов прошлого века не проживало ни одного купца. Город был настолько маленьким, что за три часа Степанов мог каждому минусинцу пожать руку, зайти на чай в каждый дом. Если в Минусинске и Канске проживало около 600 горожан, то в Ачинске - 1140 человек. Город имел две каменные церкви, 336 домов и кладовую для казны. Самым крупным из всех окружных городов губернии считался Енисейск. Здесь только одних купцов проживало более 70 человек. В городе находился каменный гостиный двор, в котором размещалось до 144 лавок. Он имел 19 улиц, два монастыря (мужской и женский), 8 храмов. Жителей в Енисейске было 2800 человек. По своему убранству, красоте, богатству он считался лучшим уездным городом России.

По подсчётам Степанова в Енисейской губернии было 77 храмов каменных и 24 деревянных. По официальной статистике грамотных в Енисейской губернии 1221 человек. В конце 1820-х годов в губернии проживало около 25 тысяч ссыльных, из них женщин около 4 тысяч.

При Степанове красноярцы исправляли тротуары возле своих домов, красили и ремонтировали заборы.

Украшением города был городской сад, который с каждым днем становился уютнее и красивее. Этот зеленый массив, подаренный Красноярску самой природой, приводил в восхищение многих путешественников. Степанов любил этот нетронутый участок дикой тайги. Здесь он знал каждое дерево, каждый куст. Губернатору удалось открыть в городе еще типографию и библиотеку.

Слайд 10. Много хлопот населению губернии доставляла уголовная ссылка. При Степанове в губернии проживало около 25 тысяч ссыльных, тогда как государственных крестьян было около 50 тысяч. Больше всего тревожило местную власть поведение осужденных женщин, которых проживало в крае около 4 тысяч.

Человек прогрессивных взглядов, Степанов восхищался мастерством ссыльных. Он старался, чтобы в губернии более широкое развитие получили различные ремесла. Следует сказать, что при Степанове в Красноярске выстроены шесть больших домов с просторными усадьбами, которые назывались работными домами. Здесь ссыльные осваивали и совершенствовали многие ремесла. Среди них были плотники и столяры, каменщики и маляры, кузнецы и слесари, медники и серебряники, кожевники и шорники, каменщики и чернорабочие. Здесь изготовляли прекрасную мебель, легкие и красивые экипажи, которые было гораздо выгоднее делать в Красноярске, чем привозить из-за Урала.

Степанов строил поселения для ссыльных, завел хлебные магазины, открывал школы, выступал против обременения крестьян податями, преследовал ростовщичество, злоупотребления чиновников.

Начальник губернии твердо верил, что нравы общества могут исправить только просвещение, литература и искусство. Он часто бывал в уездном училище Красноярска, где призывал молодежь учиться музыке, живописи, архитектуре и словесности. В 1823 году губернатор основал в Красноярске ученое общество под названием "Беседы о Енисейском крае". Однако не получив официального разрешения на его деятельность, пришлось самораспуститься.

26 апреля 1831 года Степанов отстранен от должности енисейского гражданского губернатора, о чем многие красноярцы откровенно жалели. Степанова сняли с должности за то, что он заставил городскую Думу из своего запасного капитала заплатить недоимки городской бедноты. Эта сумма была равна 1450 рублям.

После отставки Степанов решает остаться в Красноярске, а в апреле 1832 года решается покинуть Красноярск. Оставляя Красноярск, Александр Петрович прощался со всеми и плакал, говоря: “Я Сибирь до своей смерти не забуду”

Слайд 11. Уезжая, он написал песню, мелодию которой сейчас играют городские часы Красноярска. А отрывок из стихов – давайте прочтем на слайде презентации.

После отъезда Степанова общественная и хозяйственная жизнь Красноярска пошла в более замедленном темпе.

В честь губернатора в Красноярске именем Степанова было названо два переулка (в настоящее время это улицы Диктатуры пролетариата и Каратанова).

Уехав из губернии, Александр Петрович Степанов создает исследовательский труд “Енисейская губерния”, в которой описал климат, реки, растительность губернии, жизнь местных народов, нравы русского населения. За этот труд он получил премию от императора Николая I и Петербургской Академии наук.

Слайд 12. Александр Петрович записал не только отчетные данные о губернии, но и свои размышления о ней: (Прочитать со слайда!)

Слайд 13. В последней главе своего труда, Александр Петрович обращает к любимой Енисейской губернии прощальный взгляд: (Прочитать со слайда!)

III часть. Какой была жизнь в Енисейской губернии 190 лет назад?

Давайте посмотрим, какой была жизнь в Енисейской губернии 190 лет назад? Для этого обратимся к материалам книги Степанова, к работам красноярских краеведов, чтобы понять, какой была жизнь жителей губернии во время её образования.

Слайд 14. Нравы сибиряков. За какие качества уважали человека в Енисейской губернии? Что означает выражение “до Бога высоко, до Царя далеко” для жителя губернии??

Даты сибирского календаря народных примет. Почему сибиряки доверяли календарю народных примет? (Приложение 2)

Воспитание детей в Енисейской губернии. Почему воспитание в Енисейской губернии было общим делом семьи и общества? (Приложение 2)

Гостеприимство и учтивость. Почему доброжелательное отношение к людям почиталось среди жителей Енисейской губернии? (Приложение 2)

Помочи. Почему помочи так уважались в Сибири? Сохранилась ли традиция помочи у жителей вашего селения? (Приложение 2)

Слайд 15. Сейчас в нашей речи существует много слов, которые пришли к нам из древности. Давайте попробуем определить, что означают эти слова. Обратимся к словарю говоров старожилов Енисейской губернии. Знаете ли вы, что означают слова из говоров старожилов Енисейской губернии? (Приложение 2)

Слайд 16. А теперь сравним ваши версии ответов со словарем

IV часть. Обобщение.

Слайд 17. Учащиеся обсуждают ответы на вопросы рефлексивного характера:

Какие особенности жизни населения в Енисейской губернии можно выделить?

Какую ценность имеет полученная информация?

Используемая литература.

  1. СD-диск. Методические рекомендации по проведению V уставного урока. Енисейской губернии“Наш край: знаем и любим”. – Красноярск, 2012.
  2. Методические рекомендации по проведению V уставного урока. Енисейской губернии“Наш край: знаем и любим”. – Красноярск, 2012.