Тип: урок получения новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Цели урока:
- формировать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;
- совершенствовать навык отличать сложное предложение от простого предложения;
- формировать прочные навыки работы в группах;
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
- воспитывать интерес к процессу познания;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе, к литературным произведениям.
Оборудование:
- доска, учебник, портреты русских поэтов, изображения грибов (съедобных и несъедобных), рябины, стихотворения: К. Бальмонта, А. Майкова, А.С. Пушкина, аудиозапись произведений Моцарта.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво (здороваются с гостями, пришедшими на урок),
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
И урок сейчас начнём.
Все готовы начать наш урок?
(Да).
Здесь и далее - в скобках указаны реальные ответы обучающихся.
Тихо садитесь.
На какой урок вы сейчас пришли? (На урок русского языка.)
Как мы должны работать, чтоб наш урок прошел успешно? (Активно, дружно, смело, преодолевать все трудности.)
2. Актуализация знаний.
С чем знакомились на прошлом уроке? (Познакомились со сложным предложением)
Чему учились? (Учились отличать сложное предложение от простого предложения)
Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
Из чего состоит сложное предложение?
Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
Минутка чистописания.
На минутке чистописания мы запишем словосочетание Русские поэты
Объясните орфограммы
(Правописание двойной согласной, окончание прилагательного, безударная гласная в корне)
Кого называют поэтом?
(Автора поэтических произведений; писателя-художника. Поэт – это художник любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью.)
Тест
Выбери из ответов один правильный:
1. Сложное предложение состоит из:
А - одного простого
В - двух простых
Р - двух или нескольких простых
2. Простые предложения в сложном предложении отделяются друг от друга:
Я – запятыми
Н - точками
Р - точками и запятыми
3. Простые предложения могут соединяться в сложные предложения при помощи:
Л - союзов
Н - интонаций
Б - союзов и интонаций
4. Чтобы узнать сложное предложение, необходимо:
А - разделить его на простые
И - разделить на простые по их главным членам
5. Найдите бессоюзное предложение:
Н - Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев
Щ - Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев
6. Какое из этих предложений состоит из трех простых:
А – Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
Б – Темное небо смотрит сверху, дышит своими огнями.
Верный ответ выделен жирным шрифтом.
Какое слово получилось? (Рябина)
Что знаете о рябине?
(Рябина – дерево высотой до 15 метров, цветет в мае, июне. Плоды созревают в сентябре. Используют в качестве лекарственного поливитаминного средства в виде настоя и отвара.)
Народные приметы:
- В лесу много рябины - осень будет дождливая.
- Большой урожай рябины - к большим морозам.
3. Формулирование темы, цели урока.
Прочитайте еще раз предпоследнее предложение из теста.
(Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).
Какое это предложение? (Сложное)
С помощью чего соединены его части? (С помощью интонации)
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью)
Какой цели мы должны сегодня достигнуть? (Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью)
4. Первичное закрепление.
Работа в группах.
Вспомните правила работы в группах:
1. Понять задание.
2. Подумать о решении самостоятельно.
3. Выслушать мнение каждого.
4. Найти общее решение.
5. Выбрать выступающего.
Из стихотворений К. Бальмонта “Осень”, отрывка из стихотворения А. Майкова “Ласточки” выпишите предложения с бессоюзной связью.
К. Бальмонт “Осень”
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
А. Майков “Ласточки”
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...
Какие предложения выписали?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
С помощью чего отделены друг от друга простые предложения в составе сложного? (С помощью запятой)
Что вы знаете о Константине Бальмонте? (Бальмонт Константин Дмитриевич. Годы жизни 1867- 1942. Поэт. В его стихах – восторженное восприятие природы.)
Что вы знаете об Аполлоне Майкове? (Майков Аполлон Николаевич. Годы жизни 1821-1897. Русский поэт. Лирика посвящена истории, искусству. Стихи – о русской природе.)
Что интересного знаете о ласточках? (Для ласточек - характерна способность добывать пищу в воздухе, они в состоянии ловить насекомых на лету. У этих птиц стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты. Семейство насчитывает 75 видов, на территории России — 10 видов. Ласточки являются перелётными птицами.)
Словарная работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Д...ньки, гр...бы, л..ства, л...сной
Обезл..сить, к...рмить, с...лить
На какие три группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
На какие группы можно разделить все грибы? (Съедобные и несъедобные)
Обратите особое внимание на несъедобные грибы:
Составьте устно предложения о грибах.
Физминутка.
Влез опенок на пенек.
Простоял ещё денёк.
На ветру качался,
Низко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился –
И совсем свалился.
Работа по учебнику.
Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало...”
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Объясните орфограммы.
Объясните, почему поставлены в предложениях запятые.
Есть селение, слава которого неразрывно связана с именем Пушкина. Это – Болдино. 31 августа 1830 года Пушкин выехал из Москвы в Нижегородскую деревню. Ехал по делам, недели на три, а застрял на всю осень – Болдинскую! Среди бескрайней равнины раскинулось старинное русское село – Большое Болдино. Пушкин писал: “Что за прелесть здешняя деревня! Степь да степь кругом! Уж я наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов!” За три месяца, проведенные в Болдино, Пушкин закончил написание романа “Евгений Онегин”, написал поэму, 5 повестей, более 30 стихотворений. Рассказ звучит на фоне музыки Моцарта.
Работа в группах.
Каждой группе даны 4 сложных предложения (каждое предложение на отдельной карточке). Необходимо:
- Расставить знаки препинания.
- Составить рассказ из полученных предложений.
Пролетело жаркое лето, пришла золотая осень.
Осень дарит деревьям яркие краски, на осинке висят золотые монетки, резную оранжевую рубаху набросил клен, ярким пламенем пылает рябина.
Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.
Солнце все реже ласкает землю, тучи всё чаще появляются на небе.
Работа с пословицей.
Расставьте знаки препинания и объясните смысл пословицы.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Что такое пословица? (Пословица – краткое высказывание, заключает в себе какое – то поучение. Пословица советует, учит, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. Речь становится яркой, красивой.)
5. Итог урока
Чему учились на уроке?
Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Удалось ли нам, справится со всеми заданиями?
Вам понравился урок?
Что особенно понравилось?
Где могут пригодиться знания, которые Вы получили?
6. Домашнее задание.
Составьте 3-5 сложных предложений, используя бессоюзную связь.
Урок окончен. Спасибо за работу!