Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г.Н.Волков
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую- отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическое –шовинистическую- проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отметил, что “отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей”
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забот о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель “облагораживания” человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами.
Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения.
Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Так, например, в обрядах содержался целый комплекс норм: проверяли хозяйственную, бытовую, семейную. Общественно-социальную жизнь людей. Критиковали в форме игры, комедии, пародии негативные стороны жизни, возвеличивали трудолюбивых людей, бичевали нравственно опустошенных. Обряды, отображающие нравственные устои татарского народа, закрепляющие чувства верности друзьям , развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках “Аулак ой” “Бэби чэе” и т. д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой – труд, и отдых, и развлечения. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого.
А.П.Чехов писал, что люди учились “не по книгам, а в поле, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы”.
Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественным: деревья, солнце, небо оказывают на человека, являющегося частью самой природы, неизмеримо большее облагораживающее воздействие, нежели стены наших домов и воспитательных учреждений.