Урок русского языка по теме "Лексика. Лексикография". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

  • Предметные – на основе систематизации знаний научиться анализировать слово как основную значимую единицу языка, понимать коммуникативно-эстэтические возможности лексической системы , познакомиться с понятием “Лексикография”.
  • Метапредметные – научиться извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; пользоваться словарями различных типов, в том числи и на электронных носителях.
  • Личностные - уважительное отношение к родному языку, знание истории языка, развитие опыта участия в коллективной работе.

Оборудование: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 кл. , компьютеры с выходом в Интернет, словари В.И.Даля, С.И.Ожегова.

Ход урока

1 этап – Повторение и обобщение знаний.

Беседа по вопросам:

-Мы знаем, что русский язык представляет собой стройную систему, имеющую свои единицы. Назовите единицы языка. (Звук – слово – словосочетание – предложение – текст)

- Минимальная значимая единица – слово. Почему? (Имеет значение)

- Какое значение имеет слово как единица языка? (Лексическое, грамматическое, ...)

- Что такое “лексическое значение” и какой раздел лингвистики изучает слово и его лексическое значение? (... Лексика)

- Какое ещё значение имеет слово “лексика”? (Словарный состав языка)

-Что мы знаем о лексике русского языка? Опираясь на информацию , помещённую в учебнике, попробуем представить наши знания в виде кластера.

(Составление кластера – Приложение № 1)

2 этап – Актуализация знаний.

- Предположите, сколько единиц включает словарный состав русского языка? Около 20 миллионов слов. Возможно ли одному человеку знать значения всех слов? Конечно, нет. Как же быть, если встретилось слово, значение которого вы не знаете?

Верно, следует обратиться к словарю. Вот только к какому? Ведь словарей

существует великое множество. Уже в древности люди пытались объяснить малопонятные слова и составляли словники, которые называли глоссариями (первые из них относятся к XXV веку до н.э.) А появление словарей в том виде, в котором мы привыкли их видеть, относятся к XVI веку. С тех пор составлено огромное количество самых разных словарей. Составление словарей – очень нелёгкий труд, требующий определённых знаний. Существует целая наука – лексикография. Самыми известными словарями на сегодняшний день являются словарь В.И.Даля и словарь С.И.Ожегова. Вы с ними знакомы и даже не один раз к ним обращались. А что делать, если словарей в том виде, в котором вы привыкли их видеть, под рукой нет? Верно, следует обратиться к Интернету, потому что в настоящее время мы можем обратиться за помощью к компьютерной лексикографии.

- Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика о компьютерной лексикографии (Приложение № 2).

3 этап – Работа в группах.

- Дальнейшую работу мы организуем по группам – попробуем выйти на наиболее популярные порталы и выполним задания, предложенные в маршрутных листах для каждой группы. Каждая группа в конце урока должна представить результаты своей работы.

Маршрут № 1. Выйти на сайт gramota.ru и подготовить информацию о типах словарей.

Маршрут № 2. Выйти на сайт slovari.ru и подготовить информацию об особенностях словаря русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой (МАС)

Маршрут № 3. Выйти на сайт slovari.ru и подготовить информацию о строении словарной статьи в новом словаре иностранных слов Захаренко Е.Н., Комаровой Л.Н., Нечаевой И.В.

Маршрут № 4. Выйти на сайт gramma.ru и подготовить характеристику данной страницы сайта (какую информацию можно найти, обратившись к данному сайту).

4 этап – Рефлексия.

- Что сегодня на уроке вам показалось самым важным, полезным?

- Какие умения и навыки развили вы на уроке?

Список использованной литературы, электронные адреса

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М. Просвещение, 2011 г.
  2. Лекционный курс “Лексикография современного русского языка”, разработчик – Е.Ю. Ваулина, НОЧУ ВПО “Национальный Институт “Высшая Школа Управления””, к.ф.н.
  3. Дидактические материалы, разработчик – П.В. Токарева, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, к.ф.н.; Е.В. Гингель, старший преподаватель кафедры филологического образования БОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, к.п.н.
  4. Сайт www.gramota.ru
  5. Сайт www.grammatika.ru
  6. Сайт www.slovari.ru
  7. Сайт www.gramma.ru