Игра "Железная дорога" по теме "Обыкновенные дороги". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: повторение правил сравнения, сложения, вычитания; развитие логического мышления, вычислительных навыков и укрепление интереса к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить полученные знания: правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей;
  • сформировать умения применять полученные знания для решения задач;

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • обучать самостоятельной деятельности по овладению знаниями;
  • формировать осознанные мотивы учения, самосовершенствования, самовоспитания;
  • воспитывать взаимопомощь.

Ход игры

До начала игры класс должен быть приготовлен для её проведения. Поставлены столы (стол объединяется из двух парт) по числу станций.

I. Организационное начало игры.

Класс разбивается на две группы. Каждая группа – это команда, которой предстоит совершить путешествие по железной дороге со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет команда, которая знает законы сложения и вычитания дробей. Победит та команда, которая наберёт больше очков, пройдя все станции. Задания одинаковы для обеих команд.

Учащиеся готовят тетради, ручки для вычислений. Каждый этап движения оценивается жетоном: коричневый – 1 балл, жёлтый – 2 балла, зелёный – 3 балла, синий – 4 балла, красный – 5 баллов.

Девиз:

“Торопись - медленно!”
Учитель даёт команду: “В путь!”

II. Проведение игры.

Вокзал. Составить поезд из “вагонов” (карточки с примерами) так, чтобы предыдущий ответ был первым числом в следующем примере.

; ; ; ; Закончив решение примеров, машинист прикрепляет ответ на магнитную доску. (Ответ: )

После того как поезд составлен, надо “отремонтировать” тепловоз. Для этого надо ответить на вопросы. Первой начинает отвечать команда, которая быстро даст ответ на задание. Если одна из команд не может ответить на вопрос, то он переходит другой.

Блиц-опрос.

  1. Что показывает знаменатель дроби?
  2. Что показывает числитель дроби?
  3. Какую часть килограмма составляет 1 грамм?
  4. Как узнать, какая из дробей больше?
  5. Какую дробь называют правильной?
  6. Какую дробь называют неправильной?
  7. Какая дробь больше, правильная или неправильная?
  8. Как называются числа, в записи которых есть целая и дробная часть?
  9. Каким натуральным числом можно заменить дробь 16/8?

Станция “Переезд”. На этой станции предлагаются различные занимательные задачи.

1. В каждом из четырёх данных ниже списков подчеркните лишнее слово.

Отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат. (Фигура)

Сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр, километр. (Длина)

Тонна, центнер, масса, грамм, пуд. (Масса)

Треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, пятиугольник. (Многоугольник)

2. В школе 370 учеников. Найдётся ли среди них хотя бы два ученика, день рождения которых приходится на одну и ту же дату календаря?

Листы с выполненными заданиями сдают на проверку.

Станция “Дробная”. На этой станции решаются примеры на обыкновенные дроби.

На доске прикреплены различные геометрические фигуры, где написаны примеры. На другой доске прикреплены несколько кругов, где вписаны правильные ответы. Учащиеся должны не только решить примеры, но и найти правильный ответ.

; ; ; .

Проверим, верно ли вы решили.

Решение:

= ;

=;

=;

=

Станция “Логическая”. На этой станции предлагается решить задачу.

В коробке находилось 24 мяча. Красные мячи составили 1/6 мячей, а зелёные – 1/2 оставшихся мячей. Сколько зелёных мячей было в коробке?

После завершения работы обменяйтесь листочками для взаимопроверки, (решение на доске).

Решение задачи:

24 : 6 * 1 = 4 (мяча) - красных мячей было в коробке.

24 – 4 = 20 (мячей) – оставшиеся в коробке.

20 : 2 *  1 = 10 (мячей) – зелёных мячей было в коробке.

Ответ: 10 мячей.

III. Подведение итогов игры.

Наблюдатели подсчитывают очки. Класс объединившись, показывают сценку “Простая дробь”.

У числителя и знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймёшь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему.

Числитель говорит:

- У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?

А Знаменатель своё:

- Я-то числом побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять?

Целое число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:

- Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.

- Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель.

- Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое число делает нам замечание!

- А кто мешает вам стать целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.

- Ладно, обойдёмся без ваших задач и примеров, - сказал Числитель.

А Знаменатель добавил:

- Проваливай, пока цело!

Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам. Числитель нагнулся, постучал в чёрточку:

- Послушай, может, нам и впрямь с другой дробью сложиться?

- Э, шалишь, брат, - возразил Знаменатель, - хватит с меня и одного Числителя.

- Если уж на то пошло, - обиделся числитель, - мне тоже одного Знаменателя предостаточно.

Ещё подумали.

Потом знаменатель стал на цыпочки, постучал в чёрточку:

- Слышишь, ты! А если нам так стать Целым числом, без другой дроби?

- Можно попробовать. Числитель умножится на 2 и Знаменатель – не отставать же! – тоже на 2. Числитель на 3 – и Знаменатель на столько же. Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней.

- Стой! – кричит Знаменатель. – Хватит умножаться. Делиться давай. Так вернее будет.

Стали делиться. Знаменатель на 2 и Числитель на 2. Знаменатель на 3 – и Числитель на столько же. А дробь – всё прежня

Определение команды - победителя по наибольшему количеству очков.

IV. Итог урока.

Сегодня все хорошо поработали (объявить оценки за урок). Молодцы.

V. Домашнее задание.

1136(а-г), 1137, 1141.