В последние десятилетия психологи отмечают серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми, часто сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Необходима работа, направленная на улучшение семейных отношений, повышение родительской компетентности, обучения родителей методам ненасильственного воспитания. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. О важности проведения семейных праздников в образовательном учреждении свидетельствует тот факт, что многие родители не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и соответственно на развитии ребенка.Совместные праздники семей с детьми дошкольного возраста можно рассматривать как целостную систему, разворачивающуюся во времени деятельность, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом. Проживание реального опыта положительного взаимодействия родителей и детей оптимизируют и гармонизируют эмоциональные отношения между родителями и детьми.
В нашем детском саду используются разнообразные методы и формы работы с родителями: семинары-практикумы, тренинги, собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семейные гостиные и др. Но наиболее интересными, действенными и актуальными являются семейные праздники. В процессе проведения семейных праздников формируется положительная динамика развития взаимоотношений детей и родителей, снижаются конфликты, развивается эмоциональная сфера, выполняется совместная деятельность. Родители и дети приобщаются к семейным традициям, обычаям и праздникам.Темы праздников подбирает каждый педагог в соответствии с интересами и склонностями родителей к какой-либо теме. В плане проведения праздников можно использовать разные методы и формы, например: музыкальные аукционы, фотовыставки, создание генеалогического дерева, создание мини-музея семейных реликвий, конкурсы, презентации, дегустации любимых блюд и т.д.
Путешествие на воздушном шаре
Цель:развитие эффективных навыков взаимодействия и проживание реального опыта положительного взаимодействия родителей и детей.
Участники: родители, дети, педагог-психолог.
Материал:воздушные шары, музыкальное сопровождение, английские булавки, приглашения.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! (Дети садятся на стульчики рядом с родителями). Мы рады вновь видеть вас в нашем зале, встреча наша сегодня несколько необычная.
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
И семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ - наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
(Е. Воронина, из цикла “Сердце отдаю детям”)
Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы провести время вместе в волшебной стране. В этой стране все любят, понимают и уважают друг друга, и все делают вместе.
А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. Я – штурман, а это мой экипаж: стюардессы: ваши воспитатели, ди-джей наш музыкальный руководитель. Сейчас наши стюардессы раздадут вам наши приглашения. Все кто получил приглашения, проходим на воздушный шар (взрослые и дети получают приглашения в виде бейджиков).
Участники встают в круг (включается песня “На большом воздушном шаре”, автор Егор Солодовников). Итак, полетели!
Пока мы с вами в пути, давайте немного поиграем.
Игра “Ассоциации”
В середине круга на полу лежат четыре воздушных шара. Участники под музыку передают шары. Когда выключается музыка, те участники, у которых в руках оказался шарик, говорят о своем настроении, или какую ассоциацию вызывает у них воздушный шар. Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий: Мы с вами прилетели в волшебную страну. Нам нужно добраться до лесной поляны. А чтобы нам не потеряться, давайте встанем как гусеница и пойдем на поляну все вместе.
Игра “Гусеница”
Все участники выстpаиваются паровозиком, и деpжадpугдpуга за талии, зажав между собой воздушные шарики, отправляются в путь. Штурман ведет группу за собой. Группа в пути преодолевает препятствия.
Ведущий: В пути мы устали. Давайте все вместе немного отдохнем.
Упражнение “Веселые танцы”
Участники разбиваются по парам (родитель-ребенок). Каждой паре выдается по одному воздушному шарику. Во время танца участники должны удерживать шарик между лбами, животом, ногами. При этом музыка звучит не только медленная, но и быстрая. Пары, которые танцевали и не уронили шарик, объявляются чемпионами танцев.
Ведущий: Посмотрите вокруг, как здесь красиво! Но я предлагаю вам, еще больше украсить эту поляну. Обратите внимание на свои приглашения. И соберите свои команды по цвету воздушных шариков на приглашениях.
Упражнение “Креатив”
Игра проводится в подгруппах. Участники каждой подгруппы получают продолговатые шарики. Задача участников скрутить шарики так, чтобы получилось что-то оригинальное и интересное. Например: букеты цветов. Затем каждая подгруппа ставит свои букеты цветов в общую корзину.
Ведущий: Вам понравилось на этом острове? Но, к сожалению нам пора возвращаться домой. А чтобы вам не было очень грустно, я предлагаю взять с этого острова маленькую частичку красоты (участники снимают по одному воздушному шару, прикрепленному к стене). Отправляемся в путь (звучит музыка).
Вот мы и вернулись домой. Эти шарики не простые, они с сюрпризом. А так как все праздники заканчиваются салютом и фейерверком, мы сейчас с вами устроим праздничный салют. На счет раз-два-три, участники иголкой лопают воздушные шары, (в шариках лежат пожелания, которые участники зачитывают). Я предлагаю наше праздничное настроение взять с собой домой. Спасибо, за внимание.
Список литературы.
- Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: АПН , 2001.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Медицина, 1999.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии // Семья и формирование личности. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981.
- Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. - М., 2006.
- Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 2004.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001.