В соответствии с программой по информатике тема “Технология обработки числовой информации” изучается в курсе основной школы, а более углубленно – в курсе средней школы. Материалы для изучения этой темы в основной школе я уже представляла на Фестивале “Открытый урок” (см. мои материалы по теме “Изучаем табличный процессор Excel в 8 класс”). В старшей школе после изучения темы “Логические величины и логические операции” можно провести урок по теме “Технология обработки числовой информации” с опорой на знание логических операций.
1. Создание проблемной ситуации
Для создания проблемной ситуации предлагаю ученикам следующую задачу.
Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания “зачет” и “незачет”. “Зачет” ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6 и более, а в противном случае ставится “незачет”. Надо автоматизировать процесс выставления зачета.
Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?
После обсуждения с учениками останавливаемся на таблице следующего вида:
А | В | ... | К | L | М | |
1 | Фамилия | Вопрос 1 | Вопрос 10 | Общая сумма | Зачет/ незачет | |
2 |
В ячейки А2:К6 заносим данные (1 - верный ответ, 0 – неверный), а в ячейки L2:М6 заносим формулы. В ячейке L2 будет формула =СУММ (В2:К2). Эту формулу надо скопировать в другие ячейки столбца L (по количеству учеников).
Какую формулу надо задать в ячейке М2?
Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
2. Изучение нового материала (ведется с использованием презентации)
Слайд 1. Общий вид условной функции.
ЕСЛИ (<условие>; <выражение 1>; <выражение2>)
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определяется значением <выражения 1>, в противном случае – значением <выражения 2>.
Слайд 2. Построение логических выражений
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<,>, <=, >=, <>) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Слайд 3. Особенности логических операций в электронных таблицах.
Сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются операнды. Например, ЕСЛИ (И (А5<=40; В5>=18); “ДА”; “НЕТ”)
Слайд 4.Есть ли действительные корни у квадратного уравнения
Даны коэффициенты а, b, c квадратного уравнения (а?0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни
Решение. Исходной информацией являются коэффициенты а, b, c. Готовим таблицу в следующем виде:
А | В | С | D | Е | |
1 | а | b | с | d | Есть действительные корни? |
2 | =В^2-4*A2*C2 | =ЕСЛИ (D2>=0; “ДА”; “НЕТ”) |
В ячейки А2:С2 заносим числовые значения коэффициентов.
В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения =В^2-4*A2*C2. В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ (D2>=0; “ДА”; “НЕТ”). Таким образом, если условие D2>=0 (то есть если дискриминант неотрицателен), то в ячейке Е2 будет отражаться текст “ДА”, противном случае – “НЕТ”.
Приведенный пример (слайд 4) разбирает учитель. Следующий пример (слайд 5) ученики должны объяснить самостоятельно.
Слайд 5. Принадлежность точки прямой
Даны коэффициенты k, b уравнения прямой у= kх+ b и даны координаты (х,у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой или нет.
Решение. Если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки в уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу в следующем виде:
А | В | С | D | Е | |
1 | k | b | х | у | Точка принадлежит прямой? |
2 |
В ячейки А2,В2, заносим численные значения коэффициентов k, b. В ячейки С2:С6, D2: D6 заносим соответствующие координаты пяти точек. В ячейку Е2 заносим формулу = ЕСЛИ($A$2*C2+ $B$2=D2; “ДА”; “НЕТ”). Далее копируем эту формулу для ячеек Е3:Е6. Таким образом, если условие у= kх+ b выполняется для данной точки с координатами (х,у), то в соответствующей ячейке столбца Е будет отражаться текст “ДА”, в противном случае – “НЕТ”. В ходе решения этой задачи с учениками необходимо обратить внимание на то, почему использованы абсолютные ссылки на ячейки А2 и В2.
Следующий, более сложный, пример (слайд 6) учитель разбирает подробно.
Слайд 6. Принадлежность точки прямоугольнику.
Даны координаты вершин прямоугольника (х1,у1), (х1,у2), (х2,у2), (х2,у1), расположенного в первом квадранте, со сторонами, параллельными осям координат (0 < х1 < х2, 0 < у1 < у2), и даны координаты точки (х,у). Определить, лежит ли эта точка внутри прямоугольника (включая его границы) или нет.
Решение. Если точка с координатами (х,у) лежит внутри прямоугольника или на его границе, то должны выполняться следующие условия:
. (1)
Готовим таблицу в следующем виде:
А | В | С | D | Е | F | G | |
1 | Х1 | Х2 | Y1 | Y2 | х | у | Точка внутри прямоугольника |
2 |
В ячейки А2: F2 заносим соответствующие данные. В ячейку G2 заносим формулу: =ЕСЛИ (И (Е2>=$A$2; E2<=$B$2; F2>=$C$2; F2<=$D$2); “Да”; “Нет”).
Здесь нам пришлось использовать логическое выражение (1) и учесть особенности записи логических операций в табличных процессорах.
При занесении формулы в ячейку G2 мы встретимся с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве её аргумента указать другую встроенную функцию И. Выясним, как это сделать. Вызываем мастер функций, выбираем функцию ЕСЛИ. Вводим значение “Да” в поле “Значение_если_истина”, вводим значение “Нет” в поле “Значение_если_ложь”. Устанавливаем курсор в поле “Логическое выражение” и вставляем это поле логическую функции И, но не с помощью панели инструментов, а через дополнительный список слева вверху. Далее заполняем соответствующие поля ввода для логической функции И.
Теперь вернемся к ситуации, поставленной в начале урока.
Слайд 7. Так как же записать формулу в ячейке М2?
=ЕСЛИ (L2>=6; “зачет”; “незачет”). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки столбца М по количеству учеников.
3.Этап закрепления знаний
Далее предлагается задача для самостоятельного решения учащимися (фронтальная работа)
Слайд 8. Подсчет стоимости телефонных переговоров
Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородний звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, в другое время льгот нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.
Решение. Используем заранее подготовленную таблицу стоимости телефонных переговоров.
А | В | С | D | Е | F | G | |
1 | Полный тариф (руб. за мин.) | 6 | Льготный тариф (руб. за мин.) | 3 | |||
2 | Фамилия | Дата переговоров | День недели | Праздник | Время начала переговоров | Длительность | Оплата |
3 | Зверева | 1/2005 | Среда | Да | 12 | 7 | |
4 | Сомов | 12/2007 | Четверг | Нет | 21 | 6 | |
5 | Котова | 13/2007 | Пятница | Нет | 4 | 10 | |
6 | Ильин | 17/2007 | Вторник | Нет | 11 | 20 | |
7 | Яшков | 14/2007 | Суббота | Нет | 18 | 15 | |
8 | Львов | 15/2007 | Воскресенье | Нет | 22 | 3 |
Если звонок производится по льготному тарифу, то должно выполняться условие: День недели = “суббота” ИЛИ День недели = “воскресенье” ИЛИ Праздник “Да” ИЛИ время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8. Поэтому в ячейку G3 заносим формулу: ЕСЛИ (ИЛИ (С3= “Суббота”; С3= “Воскресенье”; D3= “Да”; Е3>=20; Е3<=8);$D$1*F3; $B$1*F3).
Ссылка на ячейки D1 и В1 абсолютная, так как при копировании формул имена этих ячеек не должны меняться.
При решении этой задачи закрепляются умения учащихся записывать логические выражения в табличных процессорах; использовать вложенные функции.
Для проверки решения учащимся демонстрируется заранее подготовленный файл с результатами решения:
А | В | С | D | Е | F | G | |
1 | Полный тариф (руб. за мин.) | 6 | Льготный тариф (руб. за мин.) | 3 | |||
2 | Фамилия | Дата переговоров | День недели | Праздник | Время начала переговоров | Длительность | Оплата |
3 | Зверева | 1/2005 | Среда | Да | 12 | 7 | 21 |
4 | Сомов | 12/2007 | Четверг | Нет | 21 | 6 | 18 |
5 | Котова | 13/2007 | Пятница | Нет | 4 | 10 | 30 |
6 | Ильин | 17/2007 | Вторник | Нет | 11 | 20 | 120 |
7 | Яшков | 14/2007 | Суббота | Нет | 18 | 15 | 45 |
8 | Львов | 15/2007 | Воскресенье | Нет | 22 | 3 | 9 |
4. Самостоятельная работа учащихся
Задача 1 (уровень 1). Стоимость абонемента на посещение бассейна в воскресенье на 10 % выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость проданных 10 абонементов, если цена абонемента в будний день составляет 50 рублей.
Задача 2 (уровень 2). Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5 тысяч рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки с учетом дисконта (если он есть).
Задача 3 (уровень 3). Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил месяцев, но не достиг 10 месяцев – то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.
5. Домашнее задание
Подготовлены задания трех уровней сложности, каждому ученику выдается карточка.
Задача 1 (уровень 1). Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рублей за 1 кВт/ч за первые 200 кВт; 0,9 рублей за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача 2 (уровень 2). Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рублей за 1 кВт/ч за первые 200 кВт; 0,9 рублей за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт, но не превышает 500 кВт; 1,2 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500 кВт. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача 3 (уровень 3). К задачам предыдущего уровня сложности добавляются следующие задания: подсчитать суммарную плату всех клиентов, определить, сколько клиентов потребляет свыше 500 квт.